Очередным достижением демократии и подтверждением европейских устремлений Украины преподносится принятие парламентом Закона Украины «О доступе к публичной информации» (законопроект № 2763, автор — народный депутат Украины Андрей Шевченко). Прогресс, безусловно, присутствует, хотя он несколько нивелирован принятым «в пакете» Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об информации» (относительно доступа к публичной информации)» (законопроект № 7321, авторы — народные депутаты Украины Елена Бондаренко, Владимир Ландик, Юрий Стець). Как это часто случается в украинской «компромиссной» законодательной практике, принятые законы содержат достаточное количество досадных коллизий и несогласований, что, очевидно, затруднит применение соответствующих норм на практике. «Информационные» законы после их подписания Президентом Украины вступят в силу через три месяца после опубликования. Но это отнюдь не означает, что установленный механизм сразу же заработает — действующий Закон Украины «Об информации» также регламентирует доступ к определенной информации, но более половины информационных запросов остаются без ответов. Ввиду существенного расширения доступа к публичной информации на фоне не менее существенного сокращения сроков рассмотрения запросов, на первых порах, очевидно, случится всплеск «отписок», что автоматически повлечет не менее массовые обращения в судебные инстанции.
Публичная информация, согласно статье 1 Закона Украины «О доступе к публичной информации», — это отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация (то есть любые сведения и/или данные), которая была получена или создана в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом.
Интересно, что в новой редакции Закона Украины «Об информации», который, напомним, принимался с целью обеспечения доступа к публичной информации, отсутствует понятие публичной информации и не содержатся отсылочные нормы на Закон «О доступе к публичной информации».
Публичная информация является открытой, кроме случаев, установленных законом. К информации, доступ к которой может быть ограничен (с определенными оговорками) отнесена конфиденциальная, тайная и служебная информация. При этом ограничение касается именно информации, а не документа, в котором она размещена: если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой не ограничен.
Так, «тайной» признается информация, которая содержит государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну следствия и другую предусмотренную законом тайну.
К категории «служебной» может быть отнесена следующая информация: содержащаяся в документах субъектов властных полномочий, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой напрямую деятельности учреждения или осуществлением контрольных, надзорных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют публичному обсуждению и/или принятию решений; либо информация, собранная в процессе оперативно-разыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне.
Что касается «конфиденциальной информации», то она может быть названа таковой (при отсутствии препятствий ограничения доступа) по решению физического или юридического лица, но не субъектом властных полномочий.
Закон устанавливает три обязательных основания ограничения доступа к публичной информации:
1) исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержки авторитета и беспристрастия правосудия;
2) разглашение информации может нанести существенный вред упомянутым интересам;
3) вред от разглашения такой информации превышает общественный интерес в ее получении.
Общественно значимая информация может быть правомерно обнародована, даже если доступ к ней ограничен. Концептуальной новеллой новой редакции Закона Украины «Об информации» является определение предмета общественного интереса: «информация, которая обеспечивает реализацию конституционных прав, свобод и обязанностей; информация, которая свидетельствует о возможности нарушения прав человека; информация о других негативных последствиях деятельности (бездеятельности) физических или юридических лиц и тому подобное». Как видим, речь идет исключительно об оценочных категориях.
Одно из главных достижений Закона Украины «О доступе к публичной информации» — существенное расширение перечня лиц, обязанных предоставлять информацию. Кроме органов государственной власти и местного самоуправления, к распорядителям публичной информации отнесены другие субъекты, которые осуществляют властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых являются обязательными для исполнения; а также юридические лица, финансируемые из государственного, местных бюджетов, бюджета АРК; лица, выполняющие делегированные полномочия субъектов властных полномочий согласно закону или договору, включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных или других государственных услуг; субъекты хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на рынке либо наделены специальными или исключительными правами, либо являются естественными монополиями (в части информации относительно условий снабжения товаров, услуг и цен на них).
Субъекты хозяйствования, владеющие информацией о состоянии окружающей среды или о качестве пищевых продуктов и предметов быта, или об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан, а также другой информацией, представляющей общественный интерес (общественно значимой информацией), приравниваются к распорядителям информации, то есть обязаны ее обнародовать и отвечать на информационные запросы.
Право обратиться за информацией предоставлено всем физическим и юридическим лицам, объединениям граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий. При этом запрашиватель имеет право обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса. Запрос на информацию может быть индивидуальным или коллективным. Он может подаваться в устной, письменной или другой форме (по почте, факсу, телефону, электронной почтой) по выбору запрашивателя.
Общий срок ответа на информационный запрос составляет пять рабочих дней с момента поступления запроса. В случае если запрос касается предоставления большого объема информации или требует поиска информации среди значительного количества данных, распорядитель информации может обоснованно продолжить срок рассмотрения запроса до 20 рабочих дней — по сути речь идет о тех же 30 календарных днях, в течение которых должен быть дан ответ на информационный запрос, согласно действующему законодательству.
Установлен и сокращенный срок ответа — до 48 часов, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, относительно состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан.
Наконец, безотлагательно (но не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения документа) обнародуется информация об организационной структуре, полномочиях, основных заданиях, направлениях деятельности и финансовых ресурсах (структуре и объеме бюджетных средств, порядке и механизме их расходования и т.п.); нормативно-правовых актах, актах индивидуального действия (кроме внутриорганизационных), принятых распорядителем, проектах решений, которые подлежат обсуждению; перечне и условиях получения услуг, которые предоставляются этими органами, форме и правилах заполнения соответствующих документов; информация о деятельности субъектов властных полномочий и т.д. В случае наличия у распорядителя информации официального веб-сайта, такая информация обнародуется на веб-сайте с указанием даты разглашения документа и даты обновления информации.
Немедленному разглашению подлежит любая информация о фактах, которые угрожают жизни, здоровью или/и имуществу лиц, и о мерах, принимаемых в связи с этим.
Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего доступ к публичной информации», наступает за непредоставление ответа на запрос; непредоставление информации по запросу; безосновательный отказ в удовлетворении запроса; несвоевременное предоставление информации; необоснованное отнесение информации к информации с ограниченным доступом; преднамеренное укрывательство или уничтожение информации или документов.
Вопросы ответственности в новых законах этим, однако, не ограничиваются. Как уже упоминалось, дано определение понятия «общественный интерес». При этом, в соответствии с частью 3 статьи 30 новой редакции Закона «О доступе к публичной информации», субъекты информационных отношений будут освобождаться от ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом, если суд установит, что эта информация является общественно необходимой. Впрочем, так было и раньше, но само понятие «общественный интерес» не было определено. Теперь же институт освобождения от ответственности прямо связывается с наличием общественного интереса (предмет которого фактически не определен законом), что, очевидно, противоречит как положениям Конституции Украины, так и принципам уголовного права. Закон «О доступе к публичной информации» идет дальше и определяет, что «должностные и служебные лица не подлежат юридической ответственности, несмотря на нарушение своих обязанностей, за разглашение информации о правонарушении или сведений, которые касаются серьезной угрозы здоровью или безопасности граждан, окружающей среды, если лицо при этом руководствовалось добрыми намерениями и имело обоснованное убеждение, что информация является достоверной, а также содержит доказательства правонарушения или касается существенной угрозы здоровью или безопасности граждан, окружающей среды», — помимо исключительно оценочной «мотивации», в законе даже не упоминается о необходимости установления соответствующего факта исключительно судом.
Обратим внимание на еще одну новеллу статьи 30 новой редакции Закона «Об информации»: подтвердив освобождение от ответственности за «оценочные суждения», законодатель установил, что «если лицо считает, что оценочные суждения или мысли унижают его достоинство, честь или деловую репутацию, а также другие личные неимущественные права, оно вправе воспользоваться предоставленным ему правом на ответ, а также на собственное толкование дела в том самом СМИ с целью обоснования беспочвенности распространенных суждений, предоставив им другую оценку. Если субъективное мнение выражено в грубой, унизительной или неприличной форме, унижающей достоинство, честь или деловую репутацию, на лицо, которое таким образом и таким способом выразило мнение или оценку, может быть возложена обязанность возместить нанесенный моральный вред». То есть ответственность «за оценку» все же возможна, и, очевидно, украинская судебная практика в этой сфере будет начата с чистого листа, то есть с нового закона.
Примечание. Законы «О доступе к публичной информации» и «О внесении изменений в Закон Украины «Об информации» направлены на подпись Президенту 19 января с.г. На момент сдачи номера в печать информация о принятом Виктором Януковичем решении отсутствовала. Напомним, что, согласно статье 94 Конституции Украины, Президент подписывает принятые законы в пятнадцатидневный срок либо возвращает их в парламент со своими предложениями для повторного рассмотрения.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…