Уже давно не новость, что частные компании оказывают услуги дилинговых центров по осуществлению операций по покупке и продаже иностранной валюты и банковских металлов на рынке «Форекс». Несмотря на то что данная деятельность в нашей стране лицензированию не подлежит, остается открытым вопрос легальности ее рекламы.
Участники рынка
Исходя из законодательного регулирования, участниками на рынке «Форекс» выступают Национальный банк Украины (НБУ), коммерческие банки и инвесторы. Закон Украины «О Национальном банке Украины» наделяет НБУ такими полномочиями, как реализация валютного регулирования, определение порядка осуществления операций с иностранной валютой, выдача генеральных лицензий коммерческим банкам на проведение валютных операций, организация и проведение валютного контроля коммерческих банков, а также принятие мер ответственности к банкам и их должностных лицам в соответствии с Декретом Кабинета министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля».
Согласно постановлению правления НБУ № 327 от 3 августа 2012 года, коммерческие банки выступают единым субъектом, который имеет право проводить арбитражные операции на условиях маржинальной торговли от собственного имени по поручению клиента и за его счет. Деятельность всех других субъектов — небанковских учреждений (дилинговых центров) и физических лиц — предпринимателей — является незаконной.
Тем не менее мы продолжаем видеть рекламу разных предприятий с призывами к торговле на рынке «Форекс». Как правило, данные юридические лица, так называемые форекс-клубы, предоставляют услуги в нашей стране, при этом не являются резидентами и зарегистрированы в зарубежных государствах, преимущественно в офшорных зонах. В этой связи НБУ не может применять к ним те же меры ответственности, что и к коммерческим банкам. То же касается и рекламы услуг дилинговых центров: Закон Украины «О рекламе» (Закон) не выделяет рекламу услуг по игре на валютной бирже как таковую, в частности, статья 25 Закона определяет, какой является информация рекламного характера в отношении ценных бумаг и фондового рынка. Однако ни один из пунктов не указывает на рекламу услуг, связанных с отдельным финансовым рынком «Форекс», в котором любые операции проводятся в отношении валюты, но никак не акций, облигаций и других видов ценных бумаг.
Из этого следует, что в отсутствие контролирующего органа по соблюдению законодательства о рекламе, а также соответствующих регулятивных норм любая компания-нерезидент с зарубежной лицензией имеет право рекламировать услуги дилингового центра. Тот факт, что выступать в качестве форекс-дилера, согласно вышеуказанному постановлению правления НБУ, могут только коммерческие банки, — другой вопрос.
Первые шаги
1 июля 2015 года законопроектом № 2208а была осуществлена первая попытка ввести регулятивные нормы в отношении рекламы услуг форекс-дилеров. Законопроект вносит изменения в Закон Украины «О рекламе». В частности, попадает под запрет реклама (и спонсорство мероприятий) компаний, которые предоставляют услуги физическим лицам по совершению арбитражных операций на условиях маржинальной торговли на рынке «Форекс» без украинской лицензии. Предполагается, что НБУ будет осуществлять контроль за выполнением требований законодательства данными компаниями. Вместе с тем процедура получения лицензии, определение требований к участникам рынка, а также ряд иных вопросов, связанных с игрой на валютной бирже, остаются нерешенными.
Дело в том, что, исходя из законопроекта № 2208а, форекс-дилер должен иметь лицензию на данную деятельность на Украине, чтобы рекламировать свои услуги. Поскольку в нашей стране еще не создан орган, который смог бы выдавать лицензии на форекс-деятельность и контролировать выполнение требований законодательства, рекламировать свои услуги по сделкам на рынке «Форекс» не имеет права ни одна компания, что в какой-то мере нарушает право на свободу информации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Украины каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом — по своему выбору. Свобода информации как фундаментальное право человека гарантируется статьей 19 Общей декларации прав человека и признана на международном уровне. Нелогичным выглядит запрет на рекламу услуг дилера, ведь сама деятельность должным образом не урегулирована. В данном случае мы говорим о деятельности не коммерческих банков, а частных дилинговых центров.
Отсутствие правильного и детального законодательного регулирования форекс-деятельности вместе с запретом на ее рекламу приведет к тому, что компании, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, предоставляющие соответствующие услуги в нашей стране, будут лишены права их рекламировать, а значит, права информировать потенциальных клиентов.
Подводим итоги
Следует учитывать, что запрет на рекламу услуг форекс-дилера еще не означает, что частные дилинговые центры, не имеющие украинской лицензии (в случае принятия соответствующих законодательных изменений), действительно снизят свою медийную активность. Большую часть рекламы таких компаний занимает реклама в Интернете, где легко можно обойти любой запрет. К примеру, при поисковом запросе «форекс» в «Яндекс» и Google может появляться реклама нескольких компаний, ссылки которых ведут на обучающие курсы и бизнес-тренинги. Уже постфактум эти ссылки ведут на сайты, где содержатся такие фразы, как «№ 1 в рейтинге брокеров — лучший брокер Украины», и рассказывается о том, что можно «реально зарабатывать на финансовых рынках, торгуя валютой, золотом и нефтью». Далее размещаются различные торговые инструменты, которые предоставляет компания, и инструкция по открытию счета и торговле. Реклама, которая изначально указывала лишь на обучающие курсы и услуги, не связанные напрямую с торговлей на «Форексе», в итоге призывает зарабатывать, причем компания может представляться дилинговым центром из другого государства.
Нужно учитывать тот факт, что при формировании соответствующих законодательных изменений скорее всего будет запрещаться реклама именно услуг форекс-дилера, а не самой компании. То есть запрет будет распространяться на рекламу финансовых услуг или финансовой деятельности, но не на рекламу иных товаров или услуг, к примеру, таких как реклама различных обучающих мероприятий или литературы. Задача в том, чтобы реклама учреждения, не имеющего украинской лицензии, не звучала как призыв к сотрудничеству с определенной компанией в качестве брокера на рынке торговли валютой.
Международная практика указывает на то, что рекламу услуг по обмену валют и игре на «Форексе» могут размещать только компании, обладающие всеми необходимыми лицензиями. На всех целевых интернет-страницах или печатной рекламе необходимо указывать номер действующей лицензии и регистрационный номер. Все объявления должны содержать название (например, регистрационное) лицензированного поставщика финансовых услуг. Реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать указание на то, что «предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорисковыми и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме».
В любом случае изменения в соответствующем законодательстве, касающиеся рекламы услуг форекс-дилеров, будут эффективны и целесообразны только с всецелым регулированием деятельности рынка межбанковского обмена валюты.
ТРАПИЗОНЯН Андрей — юрист ЮК «Пронин и Партнеры», г. Киев
Реформа процесса
16 июня 2017 года в г. Одессе Ассоциация юристов Украины (АЮУ) совместно с Советом по вопросам судебной реформы при Президенте Украины и Проектом Совета Европы «Поддержка внедрению судебной реформы на Украине» провела конференцию «Реформа процессуального законодательства как шаг к эффективному правосудию».
Эта конференция стала заключительным аккордом серии мероприятий, посвященных обсуждению реформы процессуального законодательства с участием экспертов Совета Европы. От имени разработчиков изменения презентовал Виктор Короленко, заведующий отделом представительства интересов Президента Украины в судах Администрации Президента Украины.
«Сегодня Совет Европы пока не сформировал окончательной позиции относительно указанных изменений, но важно сделать акцент на следующих моментах. Во-первых, изменения в процессуальное законодательство учитывают рекомендации Венецианской комиссии относительно перехода от четырехзвенной к трехзвенной судебной системе. Во-вторых, в своих решениях против Украины Европейский суд по правам человека ставит вопрос о чрезмерной продолжительности судебных производств и неисполнении решений украинских судов. Решение этих вопросов должно быть одной из задач изменений в процессуальные кодексы. В-третьих, изменения должны быть направлены на обеспечение единства судебной практики», — отметил Андрей Кавакин, руководитель Проекта Совета Европы «Поддержка внедрению судебной реформы на Украине».
«Мы завершаем серию мероприятий, посвященных реформе процессуального законодательства. Они предоставили возможность взглянуть глубже на все проблемные вопросы реформы и безусловно повлияют на качество и наполнение новых процессуальных кодексов», — прокомментировал президент АЮУ в отставке, партнер ЮК VB Partners Денис Бугай.
Материальный ущерб
Евгений ГУСЕВ, советник ЮФ Asters
Теоретически в рамках действующего законодательства привлечь к гражданской, а также к уголовной ответственности организацию, которая рекламирует услуги форекс-дилеров и школ игры на валютном «Форексе», можно при условии, если она рекламировала эти услуги в нашей стране и фактически нанесла путем реализации мошеннической схемы материальный ущерб своим «ученикам» (школа игры на валютном форекс-рынке здесь выступает как инструмент, платформа реализации мошеннической схемы). Если физические лица — «преподаватели» игры на валютных и иных рынках, оказавшиеся в итоге организаторами мошеннической схемы, будут привлечены к уголовной ответственности и если их вина в организации такой схемы будет доказана приговором суда, то «ученики» могут рассчитывать на решение о возмещении нанесенного ущерба (гражданский иск в уголовном процессе).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…