Фондовый рынок заработает — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (417) » Фондовый рынок заработает

Фондовый рынок заработает

Ни для кого не является секретом, что Украина по многим параметрам серьезно отстает от многих стран мира. Особенно остро это ощущается на рынке ценных бумаг, поскольку он на Украине практически не функционирует. В то же время Верховный Совет уделяет недостаточно внимания этому сектору экономики. Свидетельством чему является то, что нынешний Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» действует уже 14 лет, хотя экономика Украины существенно изменилась за этот период.

24 ноября с.г. был издан Указ Президента Украины № 1648, одним из положений которого является поручение Кабинету Министров Украины обеспечить сопровождение в Верховном Совете Украины законопроекта «О ценных бумагах и фондовом рынке». 30 ноября с.г. парламент принял в первом чтении рассматриваемый законопроект. Проект призван заменить действующий ныне Закон «О ценных бумагах и фондовой бирже». В пояснительной записке указано, что проект Закона разработан с целью приведения норм украинского законодательства в соответствие с европейским, а также с положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины.

О ценных бумагах…

Законопроект комплексно регулирует отношения, возникающие во время размещения и обращения ценных бумаг. Согласно проекту, расширяется перечень финансовых инструментов. На Украине могут выпускаться следующие виды ценных бумаг: акции, облигации предприятий, местных займов, государственные облигации Украины; казначейские обязательства Украины; инвестиционные сертификаты; сберегательные (депозитные) сертификаты; векселя; закладные; ипотечные ценные бумаги; сертификаты фонда операций с недвижимостью и приватизационные бумаги. Не вдаваясь в подробную характеристику всех видов ценных бумаг, следует все же остановиться на характеристике основных изменений. В частности, усовершенствовано определение векселя, которое в действующей редакции охватывает лишь содержание простого векселя. Вексель в законопроекте определяется как долговая ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя или его приказ третьему лицу оплатить после наступления срока платежа определенную сумму собственнику векселя (векселедержателю). Также законопроектом преду­сматривается устранение как вида акций на предъявителя, остающихся невостребованными. Относительно облигаций установлено, что они могут быть и на предъявителя, а не только именными. Данное положение, возможно, будет способствовать совершению коррупционных действий, а потому должно быть пересмотрено. Также несправедливыми являются нормы законопроекта, в которых право на выпуск облигаций местных займов предоставляется только городским советам и Верховному Совету Автономной Республики Крым.

В законопроекте приводится и классификация ценных бумаг, которые могут быть именными, на предъявителя и ордерными. Последние предполагают возможность указания уплатить определенную сумму. Владелец такого инструмента может и сам воспользоваться правом, а может передать это право другому путем индоссамента.

… и фондовом рынке

Действующий Закон создавался в 1991 году, когда фондового рынка еще просто не было. В настоящее время рынок не урегулирован, и законопроект призван восполнить этот пробел. Принятый в первом чтении законопроект неслучайно имеет название «О ценных бумагах и фондовом рынке», поскольку предусматривает регулирование более широкого сегмента — всего фондового рынка, в отличие от действующего ныне Закона, который регулирует только функционирование фондовых бирж.

Законопроект определяет виды и обязательные требования к профессиональной деятельности на фондовом рынке, а также устанавливает единые требования к осуществлению фондовыми биржами деятельности по организации торговли. При этом существенным изменением является ужесточение требований к уставным фондам бирж и торговцев, что призвано сократить их количество и «очистить» рынок от неработающих компаний. Согласно действующему законодательству, уставный фонд украинских фондовых бирж должен составлять как минимум 170 тыс. грн (10 000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан). Принятый законопроект предполагает формирование уставного фонда в размере минимум 600 тыс. грн, а для бирж, которые намерены проводить расчетные и клиринговые операции, — не менее 3 млн грн. Что касается дилеров, то их уставный фонд предполагается увеличить до 120 тыс. грн, брокеров и компаний по управлению ценными бумагами — до 300 тыс. грн, а андеррайтеров — до 600 тыс. грн. Такие изменения призваны сделать участников фондового рынка более надежными и конкурентоспособными по сравнению с иностранными финансовыми учреждениями. Также предусмотрено, что доля одного торговца в уставном фонде другого торговца не может превышать 10 %, что направлено на предотвращение создания участниками рынка подконтрольных им компаний-однодневок, использующихся в схемных операциях с ценными бумагами.

Интересным является факт, что требование формировать уставный фонд исключительно за счет денежных средств предусмотрено только для торговцев и брокеров, что может привести к наполнению уставных фондов новосоздаваемых бирж неликвидными активами. Критику вызывает также норма законопроекта, предоставляющая возможность создавать биржи как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и дочерние предприятия различных ассоциаций участников рынка. Справедливым является замечание Главного научно-экспертного управления о том, что фондовую биржу было бы уместно создавать не как хозяйственное, а как непредпринимательское общество, поскольку ее целью не является получение прибыли для последующего перераспределения.

Помимо ужесточения требования к уставным фондам участников фондового рынка законопроект предусматривает расширение количества услуг, которые эти участники могут предоставлять. Это, в частности, такой вид деятельности, как управление ценными бумагами. Под ним понимается деятельность, проводимая торговцем ценными бумагами от своего имени за вознаграждение на протяжении определенного срока на основании договора об управлении переданными ему ценными бумагами и — с согласия доверителя — средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, а также полученными в процессе этого управления ценными бумагами и средствами, принадлежащими на праве собственности другому лицу, в интересах этого лица или определенных им третьих лиц. Новый вид деятельности является услугой, которая позволит торговцам более свободно проводить операции с ценными бумагами клиентов.

Законопроектом предусматривается, что профессиональная деятельность на фондовом рынке осуществляется исключительно на основании лицензии, выдаваемой Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. При этом перечень документов, необходимых для получения лицензии, порядок ее выдачи и аннулирования устанавливается ГКЦБФР. Однако снижение уровня нормативно-правового регулирования может негативно сказаться на защите прав профессиональных участников фондового рынка. В связи с этим весьма уместным представляется предложение Главного научно-экспертного управления относительно включения в законопроект отдельного раздела о порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В нем необходимо определить, в частности, документы, которые должны подаваться для выдачи лицензии, основания для отказа в выдаче лицензии, срок, на протяжении которого может быть выдана лицензия, и т.д. То же самое относится и к требованиям относительно ликвидности торговцев ценными бумагами.

Раскрытие информации на фондовом рынке

Проект предусматривает прозрачность и ликвидность фондового рынка путем внедрения системы раскрытия информации. Эмитенты, осуществившие публичное размещение ценных бумаг, обязаны своевременно и в полном объеме раскрывать информацию о финансово-хозяйственном состоянии и результатах деятельности эмитента; любых действиях, которые могут повлиять на финансово-хозяйственное состояние эмитента и повлечь существенное изменение цены на его ценные бумаги; собственниках или номинальных держателях больших пакетов акций (более 10 %).

В числе новаций проекта — порядок обязательного раскрытия информации эмитентами ценных бумаг и участниками рынка, понятие «инсайдерская информация» и порядок ее раскрытия. Под инсайдерской понимается любая необнародованная информация об эмитенте, его ценных бумагах или договорах относительно них, обнародование которой может существенно повлиять на стоимость ценных бумаг. Инсайдерами являются собственники голосующих акций эмитента или частей (паев) в уставном капитале эмитента; должностные лица эмитента; лица, имеющие доступ к инсайдерской информации в связи с исполнением трудовых обязанностей или договорных обязательств независимо от отношений с эмитентом. Какая именно информация относится к инсайдерской, определяется ГКЦБФР.

Ни в коем случае не стоит ставить под сомнение правильность и актуальность принятия законопроекта «О ценных бумагах и фондовом рынке» парламентом. Однако многие вопросы эффективной деятельности фондового рынка этим проектом, очевидно, не разрешаются. Несомненно, данный законопроект является всего лишь небольшой частью массива необходимых законов, которые способствовали бы урегулированию экономической сферы на Украине, формированию на Украине более прозрачного и ликвидного фондового рынка.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Модельные законы по охране труда

Адвокатура

Откровенно не о «реприватизации»

Три проекта — хорошо, а единый — лучше

Государственная практика

Что может помощник прокурора?

Деловая практика

Деловая практика

Законодательная практика

Фондовый рынок заработает

Комментарии и аналитика

За все в жизни платим. И за землю тоже

Неделя права

Эксперимент в системе финансирования судов

Качество Указа не влияет на его результат

Стать судьей будет сложнее?

Изменена структура ГПУ

Кому быть детективом?

Реестр событий

Награда нашла своих судей!

Когда же соберется КСУ?

Выборы в парламентe

Судебные решения

Не в каждом споре могут быть нарушены интересы государства

Нельзя выйти за рамки лицензии путем внесения в нее изменений

Рационального затягивания рассмотрения дела не бывает

Тема номера

Проект УПК: назад в будущее?

Частная практика

«Эффект бабочки»

Юридический форум

Что сдерживает инвестиции?

Судиться лучше в арбитраже!

Как построить коттедж?

Конституционная реформа глазами экспертов

Юрисконсульт

Работа юриста — творческая

Новации для административных споров

«Неизвестные» должностные лица

Інші новини

PRAVO.UA