Верховный Совет Украины еще 8 сентября с.г. принял Закон Украины «О Фонде государственного имущества Украины» (Закон). Однако Закон был ветирован Президентом, отправившим его на повторное рассмотрение с замечаниями и предложениями. Некоторые замечания были учтены, некоторые — отклонены, и 9 ноября с.г. парламент вновь принял Закон, который Президент Украины подписал.
Напомним, что, пока Закон не вступил в силу, деятельность Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) регулируется постановлением Верховного Совета Украины «О Временном положении о Фонде государственного имущества Украины». В целом, данное Временное положение достаточно сжато определяло статус ФГИУ. Новый Закон значительно расширил полномочия ФГИУ.
В этом материале мы рассмотрим данный акт, урегулировавший на законодательном уровне статус ФГИУ, остановившись подробнее на замечаниях Президента Украины и окончательной редакции Закона.
Что такое ФГИУ?
Согласно Закону, ФГИУ — центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который осуществляет определенные Законом полномочия собственника государственного имущества и реализует государственную политику в сфере управления и приватизации государственного имущества, а также исполняет другие задачи и функции, определенные Законом. В своей деятельности ФГИУ подотчетен и подконтролен Верховному Совету Украины.
Норма предыдущей редакции законопроекта предусматривала, что ФГИУ подчинен Кабинету Министров Украины в вопросах управления объектами государственной собственности. Президент Украины отметил, что ограничивать таким образом подчинение ФГИУ Кабинету Министров нельзя, так как это противоречит Конституции Украины. Народные депутаты учли это замечание и в окончательной редакции Закона дописали, что, кроме вопросов управления объектами государственной собственности, ФГИУ подчинен Кабинету Министров и в других вопросах, определенных Законом.
Систему органов ФГИУ составляют центральный аппарат, региональные отделения, Фонд имущества Автономной Республики Крым, а также представительства. Все эти органы представляют собой единую систему государственных органов приватизации и управления корпоративными правами государства в границах, определенных Законом. Возглавляет ФГИУ председатель, назначаемый на должность Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины сроком на 5 лет и им же увольняемый. В редакции законопроекта, отправленного Президентом на повторное рассмотрение, указывалось, что и назначение, и увольнение осуществляются по представлению Президента Украины. Президент отметил, что эта норма должна быть согласована с Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины», согласно которому часть полномочий Президента Украины переходит к правительству.
Для обсуждения главнейших направлений деятельности в ФГИУ создается коллегия, состоящая из 15 человек. Для подготовки научных рекомендаций относительно осуществления возложенных на ФГИУ задач, анализа состояния приватизационных процессов, разработки предложений относительно усовершенствования законодательства по вопросам, относящимся к компетенции ФГИУ, при нем создается научно-консультативный совет.
Даны задания, можно работать
Закон определил задания ФГИУ. Фонд реализует государственную политику относительно управления объектами государственной собственности, обеспечивает реализацию имущественных прав государства. В его компетенции также государственное регулирование в сфере оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности, организация и проведение приватизации государственной собственности. ФГИУ контролирует соблюдение законодательства, осуществляет полномочия арендодателя целостных имущественных комплексов и недвижимого имущества, полномочия эффективного собственника относительно акций, принадлежащих государству. Также одной из задач, поставленных перед ФГИУ, является содействие демонополизации экономики и созданию условий для конкуренции субъектов хозяйствования. Есть и «международные» задачи —
осуществление мер относительно исполнения международных соглашений, сотрудничество с международными организациями по реализации государственной политики относительно объектов государственной собственности.
На ФГИУ, кроме всего прочего, возложено задание формировать и вести Единый реестр объектов государственной собственности. ФГИУ должен защищать имущественные интересы государства, в том числе и за границей. Нужно также обеспечить возвращение в государственную собственность имущества, отчужденного с нарушением закона.
Приватизируем, корпоратизируем…
В сфере государственной экономической политики и государственного управления ФГИУ должен содействовать привлечению государственных и иностранных инвестиций, принимает участие в демонополизации экономики, проводит работу по привлечению и использованию международной финансовой и технической помощи, содействует стабильному функционированию фондового рынка, а также принимает решение о дальнейшем использовании государственного имущества, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации.
В сфере приватизации государственного имущества ФГИУ разрабатывает и подает Кабинету Министров Украины проекты государственных программ приватизации, организовывает и контролирует исполнение государственных приватизационных программ. ФГИУ принимает решение о реструктуризации государственных предприятий и организовывает ее проведение, а также проводит корпоратизацию государственных предприятий. Законом определена и такая функция, как осуществление полномочий собственника относительно государственного имущества. ФГИУ создает комиссии по приватизации, конкурсные комиссии по продаже государственного имущества.
Также в случаях, предусмотренных законодательством, ФГИУ принимает решение о прекращении юридического лица, заключает в процессе приватизации договоры купли-продажи государственного имущества, осуществляет контроль за соблюдением законодательства по вопросам приватизации, исполнением условий договоров купли-продажи государственного имущества.
Как видим, определенные Законом полномочия ФГИУ значительно расширены по сравнению с теми, которыми Фонд наделяло Временное положение о нем.
Управляем, арендуем…
В сфере аренды государственного имущества ФГИУ, согласно Закону, выступает арендодателем целостных имущественных комплексов и недвижимого имущества, а также имущества, не вошедшего в уставные фонды хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, проводит инвентаризацию и оценку такого имущества. К его компетенции относится и ведение реестра договоров концессии государственного имущества, осуществление контроля над исполнением условий договоров аренды государственного имущества.
В сфере управления объектами государственной собственности ФГИУ формирует и ведет Единый реестр объектов государственной собственности, выступая распорядителем этого реестра. ФГИУ обеспечивает своевременность и полноту поступления в Государственный бюджет Украины дохода от корпоративных прав государства, находящихся в его управлении. ФГИУ также может принимать участие в создании холдинговых компаний, инициировать и в пределах своей компетенции принимать решения относительно реструктуризации и реорганизации хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства превышает 50 %.
ФГИУ наделен правом принимать и отменять принятые им нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к его компетенции.
Финансирование и материально-техническое обеспечение ФГИУ осуществляется за счет средств общего фонда Государственного бюджета Украины, а также за счет средств специального фонда, полученных от приватизации и аренды государственного имущества, в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины о государственном бюджете на текущий год. Эта отсылочная норма — результат учета одного из предложений Президента Украины. В предыдущей редакции нормы не было указано, в каком порядке и на каких условиях финансируется ФГИУ.
А мы не согласны!
Не все замечания и предложения Президента Украины были учтены — часть из них парламентарии решили отклонить. Так, Президент отметил, что определение ФГИУ подконтрольным Верховному Совету не отвечает требованиям Основного Закона Украины. Верховный Совет с таким толкованием Конституции Украины не согласился.
Также, по мнению Президента Украины, не согласовывается с требованиями Конституции Украины, Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины сосредоточение у ФГИУ полномочий собственника государственного имущества и полномочий по управлению всеми объектами государственной собственности. Но Верховный Совет замечание отклонил, ссылаясь на то, что отсутствуют четко сформулированные предложения.
Принятие Закона, безусловно, позитивно скажется на правоотношениях по управлению государственным имуществом, поскольку этот акт четко определяет компетенцию ФГИУ. Учитывая, что ранее статус ФГИУ был урегулирован всего лишь подзаконным актом, определение его статуса на законодательном уровне — значительный прогресс.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…