6 марта с.г. состоялось очередное заседание Совета судей административных судов Украины, во время которого были рассмотрены кадровый вопрос и злободневные проблемы финансирования административных судов в текущем году.
Как сообщалось ранее, председатель Харьковского апелляционного административного суда Валентина Емельянова получила рекомендацию Высшей квалификационной комиссии судей Украины на перевод на должность судьи Высшего административного суда Украины. В связи с этим возникла необходимость заполнить вакантную председательскую должность. На эту должность решил выдвинуться судья Харьковского апелляционного административного суда Геннадий Бершов и обратился с соответствующим заявлением в Совет судей админсудов. Орган судейского самоуправления поддержал данную кандидатуру и внес в Высший совет юстиции представление о назначении судьи Харьковского апелляционного админсуда Геннадия Бершова на должность председателя этого суда.
Должность судьи г-н Бершов занимает уже почти 15 лет. Свою профессиональную деятельность начинал из судов общей юрисдикции — назначен на должность судьи Харьковского районного суда Харьковской области Указом Президента Украины от 18 апреля 1997 года. 15 июня 2001 года Геннадий Бершов был назначен на административную должность заместителя председателя этого суда. Постановлением Верховного Совета Украины от 4 июля 2002 года он был избран на должность судьи бессрочно. В июле 2006 года г-н Бершов переведен на должность судьи Фрунзенского районного суда г. Харькова. В админюрисдикции Геннадий Бершов работает всего несколько месяцев — судьей Харьковского апелляционного административного суда стал в декабре 2011 года.
Ближайшее заседание Высшего совета юстиции запланировано на 13 марта с.г. Вероятно, именно на нем будет поддержана кандидатура г-на Бершова на замещение председательской должности.
Важным вопросом повестки дня стало финансирование и материально-техническое обеспечение административных судов, а также ненадлежащая правовая и социальная защита судей и работников аппаратов административных судов.
Докладывая по этому поводу, член Совета судей админсудов Марина Мультян отметила, что государственный бюджет на текущий год не обеспечивает стопроцентной гарантии выплат в полном объеме судейского вознаграждения и заработной платы работников аппаратов судов, не гарантирует оплату предметов, материалов и товаров, необходимых для организации работы и создания эффективных условий деятельности админюрисдикции. Такая ситуация сложилась вследствие того, что только 59,6 % от общей суммы финансирования заработной платы в админсудах — это средства из общего фонда бюджета, остальное — средства специального фонда «Судебный сбор». По мнению г-жи Мультян, фактическая статья расходов должна осуществляться из средств общего фонда на 90 %.
Важным вопросом для всех судов является внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины в части внесения бюджетных обязанностей по специальному фонду не в пределах фактических поступлений, а в пределах сметных назначений. «Речь идет о том, что в случае несвоевременного поступления средств судебного сбора невозможно выплачивать заработную плату. Кроме того, на протяжении 2011 года не был решен вопрос о выплате судьям материальной помощи в размере должностного оклада, а именно этот фактор влияет на средний доход судей в следующем году, поскольку с 1 января с.г. судейское вознаграждение не может быть меньше, чем средний доход за предыдущие 12 месяцев. По состоянию на сегодня нет ни одного нормативного акта относительно выплат, которые включаются в средний доход, и нет порядка его расчета в случае перехода в другой суд», — говорит г‑жа Мультян.
Выступая с докладом, председатель Государственной судебной администрации Руслан Кирилюк обратил внимание присутствующих на неопровержимые позитивные последствия Закона Украины «О судебном сборе» (Закон). Так, удалось повысить фонд оплаты труда, погасить кредиторскую задолженность в судебной системе, которая существовала с 2008 года, погасить задолженность по выплатам ежемесячного пожизненного содержания судей, накопленную за несколько лет, и др. Сейчас наблюдаются проблемы в применении Закона, но предпринимаются шаги для их устранения.
Г-н Кирилюк объяснил, почему получилась такая ситуация. «Когда формировался бюджетный запрос, было предусмотрено, что заработная плата для судей и работников аппаратов судов будет формироваться из общего фонда бюджета. Предполагалось, что при увеличении количества дел текущие расходы будут увеличиваться, но и судебный сбор будет расти. Но когда в Минфине увидели суммы, запрос вернули нам на перерасчет, с учетом спецфонда. Нам пришлось пойти на такой компромисс, чтобы сохранить Закон Украины «О судебном сборе», поскольку альтернативой было то, что средства от судебного сбора будут идти не в спецфонд на потребности судебной системы, а в общий фонд государственного бюджета», — рассказал Руслан Кирилюк. Но обнадежил, что ГСА обратилась к Президенту Украины с просьбой обязать Кабинет Министров внести изменения в Бюджетный кодекс Украины, Закон о госбюджете, чтобы заработная плата судей, работников аппаратов судов начислялась исключительно за счет общего фонда государственного бюджета.
Совет судей административных судов Украины также решил внести свою лепту в решение данного вопроса и принял решение обратиться в Совет судей Украины с предложением относительно создания рабочей группы для разработки проектов изменений в законодательство Украины относительно финансирования расходов на оплату труда судей и работников аппаратов судей исключительно за счет общего фонда государственного бюджета.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…