Украина на пути к ратификации основоположного документа, регламентирующего деятельность транснациональных корпораций (ТНК). В Верховный Совет Украины внесен проект закона о ратификации Соглашения (в форме обмена письмами) между Украиной и Организацией экономического сотрудничества и развития о присоединении к Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях (Декларация ОЭСР), соответствующим рекомендациям и процедурным решениям Совета ОЭСР. Ратификация позволит Украине получить членство в Инвестиционном комитете ОЭСР.
Некоторые представители иностранного бизнеса уже положительно отреагировали на данное событие. «Мы ожидаем скорейшего принятия упомянутого законопроекта парламентом, — заявил в комментарии «ЮП» старший юрисконсульт международной группы FMCG-компаний Сергей Сысуев. — При этом украинским органам власти и международному бизнесу необходимо провести большую работу по дальнейшему внедрению международных стандартов осуществления инвестиционной деятельности, способствованию привлечения прямых иностранных инвестиций, обеспечению национального режима для ТНК, реализации стандартов социальной ответственности бизнеса. Также мы ожидаем, что присоединение Украины к Декларации ОЭСР существенно поможет международным компаниям в направлениях работы B2G, B2B, B2U, а также поспособствует более эффективной защите их интересов в государственных судах и международном инвестиционном арбитраже».
Новые возможности
Составной частью Декларации ОЭСР являются Руководящие принципы для многонациональных предприятий (Принципы). Точного определения ТНК, согласно документу, не требуется. Под ними понимаются, в частности, компании, которые расположены более чем в одной стране и чья деятельность координируется друг с другом. Если же компании сталкиваются с противоречивыми требованиями государств, в которых они ведут деятельность, то эти государства должны сотрудничать ради разрешения возникших проблем.
Запрещено использовать Принципы в протекционистских целях. Правительства должны создавать не менее благоприятные условия, чем те, которые предоставлены отечественным предприятиям в подобных ситуациях («национальный режим»). В случае введения исключений из национального режима ОЭСР следует уведомить об этом в течении 60 дней. Что может выступать в качестве таких исключений? Представление дает отчет «NationalTreatmentforForeign-ControlledEnterprises» (2014 год). Уточняется, в каких сферах в странах существует государственная монополия на определенные виды деятельности, а в каких — ведение бизнеса ТНК возможно при получении разрешения. Так, в Польше иностранным предприятиям требуется разрешение на приобретение недвижимости в приграничных районах, предприятиям с иностранным участием запрещено создавать аэропорты. Отметим, что по числу таких исключений несомненным лидером является США. В этом перечне — право президента блокировать совершаемую иностранной компанией сделку по приобретению актива, если это угрожает нацбезопасности. Наиболее либеральный режим — в Корее, странах Восточной Европы и Прибалтики.
Новые рамки
Представители ОЭСР признают, что корпорации демонстрировали за историю своего существования не только примеры ответственной деятельности, но и откровенно криминальные практики (обвал здания со швейными фабриками в Бангладеш, добыча полезных ископаемых во время войны в Конго и т.д.).
Декларация ОЭСР предписывает фирмам осуществлять деятельность с уважением к интересам общества. Они должны воздерживаться от поиска и получения льгот, не соответствующих законам или иным регулятивным правилам, касающимся вопросов прав человека, окружающей среды, здоровья, безопасности, труда, налогообложения и финансовых стимулов. Компаниям следует воздерживаться от дисциплинарных мер в отношении работников, сообщивших компетентным органам или руководству о случаях нарушений соответствующих принципов.
Также ТНК воздерживаются от «неправомерного участия» в местной политической жизни. Крайне важным является блок Принципов, посвященный раскрытию информации (при уважении права на коммерческую тайну). Открытость корпораций должна обеспечиваться в том числе с помощью «нефинансовых отчетов» по вопросам экологического и социального характера. Как советуют в ОЭСР, отчеты должны быть в меру подробными и акцентировать внимание на достижении поставленных целей. В дискуссиях до сих пор звучит аргумент, что отсутствие ресурсов у отдельных предприятий не позволяет им объективно оценить результаты в данной сфере.
Компаниям рекомендуется нанимать персонал из местного населения. Собственники должны уважать профсоюзы и других представителей работников (в частности, такие субъекты вправе получать информацию, необходимую для ведения переговоров об условиях труда). В ходе переговоров администрации запрещено угрожать переводом производства в другие страны или привлечением персонала из филиалов в других странах.
Компании должны предоставлять населению и работникам адекватную и своевременную информацию о возможных последствиях влияния деятельности ТНК на окружающую среду. Также им предписано вести проактивную деятельность — определять риски (например, возможные последствия) и наперед их устранять. Не совсем ясно, мнение каких именно стейкхолдеров должны учитывать корпорации. Община может иметь разные мнения; интересы работников могут противоречить интересам местных жителей.
Раздел VII посвящен борьбе со взяточничеством и другим атрибутам комплаенс-политики. Компании не должны приносить неправомерную выгоду чиновникам и деловым партнерам и допускать практику «поощрительных платежей» и «секретных счетов». Раздел VIII Принципов («Интересы потребителей») требует от компаний обеспечения внесудебных механизмов разрешения споров с потребителями и возмещения им вреда.
Важные пункты
Государство также обязуется учредить Национальные контактные пункты (НКП), которые должны будут воплощать Принципы в жизнь и рассматривать спорные вопросы. Ежегодно каждый НКП будет отчитываться перед Инвестиционным комитетом ОЭСР. НКП представляют собой площадки для обмена мнениями между заинтересованными сторонами. В Чехии эту роль исполняет одно должностное лицо, а в Великобритании — система органов.
Документ позволяет практически любому заинтересованному субъекту поставить вопрос о нарушении Принципов со стороны корпорации. По утверждению Профсоюзного совещательного комитета при ОСЭР, опыт разрешения трудовых споров на основании Декларации ОЭСР весьма неоднозначен. Слишком часто НКП не исполняли свои обязательства. Процесс в суде, как правило, длится дольше, но юридическая сила решений НКП неясна.
Использование арбитража поощряется в качестве средства, облегчающего разрешение правовых проблем. Вместе с тем известно, что корпорации до сих пор злоупотребляют данной возможностью. Только в 2016 году в ICSID завершился процесс по иску крупнейшей табачной корпорации против Уругвая. Меры правительства по борьбе с курением были восприняты как наносящие вред иностранному инвестору, говорится в докладе Генеральной Ассамблеи ООН за 2015 год о влиянии международных инвестиций и свободной торговли на права коренных народов. Есть мнение, что арбитраж объективно выгоден развитым странам, а не развивающимся. Показательно, что США пока не проиграли ни единого спора по иску инвестора к государству.
Зарубежные исследователи констатируют усиление роли Декларации ОЭСР. Многие страны заставляют корпорации под страхом санкций исполнять обязательства. На это указывает чешский ученый Иван Цисар в работе под названием «OECD Multinational Enterprises Guidelines and their enforcement mechanism» (2011 год). Он отмечает несколько противоречивый характер данного нормативного акта. Как инструмент «мягкого права» он не возлагает юридических обязательств на компании и предприятия. В то же время, ратифицировав документ, правительство должно способствовать утверждению заложенных в нем принципов.
Как стимулировать уважение бизнеса к Декларации ОЭСР? Отдельные частные игроки могут налагать экономические санкции: банки вправе не предоставить кредит, усмотрев недобросовестное поведение корпорации. Также может быть реализован смешанный подход: имея корпоративную долю в определенных компаниях с иностранными инвестициями, государство будет «изнутри» настаивать на соблюдении принципов. В то же время ничто не мешает каждому государству принять законодательство во исполнение целей Декларации. Так, Франция сделала нефинансовые отчеты обязательными, а Индия обязала корпорации расходовать 2 % дохода на связанные с развитием проекты.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…