Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Фискальная политика

Рубрика Акцент
Налоговая реформа-2014: формальное уменьшение количества налогов и реальное увеличение фискальной нагрузки
В рамках налоговой реформы изменения внесены в более чем двадцать законодательных актов

Новогодним «подарком» парламента и правительства абсолютно всем украинцам стало проведение очередной налоговой реформы. Принятию государственного бюджета на 2015 год предшествовало голосование за Законы Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс (НК) и некоторые законы относительно налоговой реформы (Закон № 71-VIII), об усовершенствовании трансфертного ценообразования (Закон № 72-VIII), о моратории на проведение проверок (Закон № 76-VIII), о реформировании соцстрахования и легализации фонда оплаты труда (Закон № 77-VIII). Как и ожидалось, далеко не все законодательные новации были положительно восприняты предпринимателями и рядовыми гражданами. Более того, премьер-министр Украины ­Арсений Яценюк, презентуя соответствующие ­законопроекты в парламенте, анонсировал их доработку и подачу предложений относительно необходимых изменений уже в январе с.г. — после проведения консультаций с иностранными партнерами.

Обратим внимание, что Законы №№ 71, 72, 76, 77 вступили в силу с 1 января 2015 года, то есть спустя всего три для после принятия. Тем самым в очередной раз был проигнорирован принцип стабильности, закрепленный в НК Украины: «Изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года».

Следствием поспешности подготовки принятия упомянутых законов стало также игнорирование правил юридической техники, что может создать сложности при реализации этих законов, а в перспективе — и невозможность исполнения отдельных законодательных предписаний.

«Новые» налоги

Одной из основных целей проводимой налоговой реформы называлось и продолжает называться сокращение количества налогов и сборов в два раза: с 22 до 11. На самом деле большинство налогов и сборов не были отменены, а механически трансформировались в другие виды. Кроме того, вводятся новые сборы, а также внесены изменения в порядок обложения отдельными налогами, что в совокупности привело к расширению базы налогообложения.

К примеру, сбор за специальное использование водных ресурсов, сбор за специальное использование лесных ресурсов, сбор за специальное использование радиочастотного ресурса объединены без изменений в один налоговый платеж — рентную плату. Взимание рентной платы предусмотрено также за использование недр (ставки по нефти и газу при этом подверглись корректировкам). В один налог на имущество объединены плата за землю, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и транспортный налог. Акцизный налог, целевая надбавка к тарифу на электроэнергию и тепло, сбор за первую регистрацию транспорта объединены в единый акцизный налог. К подакцизным товарам отнесены также грузовики и автобусы.

Изменения коснулись правил начисления единого налога (ЕН): вместо существовавших восьми групп плательщиков ЕН введено четыре. Первая — физлица-предприниматели с оборотом до 300 000 грн, вторая — физлица с оборотом до 1,5 млн грн, третья — физические и юридические лица с оборотом до 20 млн грн, четвертая — сельхозпроизводители.

По сути полностью отменен лишь один местный сбор — за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Недвижимость и транспорт

Наибольший социальный резонанс вызвало введение налога на имущество, точнее его элементов: транспортного налога и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

В соответствии с новой редакцией статьи 267 НК Украины плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие зарегистрированные на Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые используются до пяти лет и имеют объем цилиндров двигателя более 3000 см3. Ставка налога устанавливается в размере 25 000 грн за каждый легковой автомобиль ежегодно. Коммерческие предприятия будут оплачивать налог частями каждый квартал, физлица — один раз в год. По данным министра финансов Украины Наталии Яресько, этот налог затронет 1,3 % автовладельцев и принесет в бюджет около 400 млн грн. Отметим, что попытки налогообложения роскошных автомобилей (определяемых по критерию объема двигателя) предпринимались на Украине и ранее.

Налог на недвижимость также затронет как физических, так и юридических лиц. Облагаться налогом будет и жилищная, и коммерческая недвижимость. Напомним: ранее налог на недвижимость начислялся только на квартиры свыше 120 м2 жилой площади и на дома, жилая площадь которых свыше 250 м2, плательщиками налога были только физлица. В новой редакции статьи 266 НК Украины база налогообложения (общая площадь соответствующего помещения) уменьшается на 60 м2 для квартир, на 120 м2 — для жилых домов и на 180 м2 — для различных типов объектов жилой недвижимости. Этот налог отнесен к числу местных, и сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельные размеры жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения. Ставка налога устанавливается местными советами в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 2 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2. То есть, к примеру, налог на квартиру площадью 160 м2 в 2015 году составит не более 2436 грн (ставка 24,36 грн х 100 м2).

Детенизация зарплат

Одним из ключевых назвал Арсений Яценюк Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (Закон № 77), которым, в частности, в новой редакции изложен Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании». Но не реформа системы соцстрахования является основной: по мнению премьер-министра Украины, введение действенного механизма детенизации зарплат путем снижения ставки единого социального взноса (ЕСВ) важнее — по крайней мере на этом он акцентировал внимание в ходе своего выступления с парламентской трибуны. Реализовано это следующим образом. Заключительными и переходными положениями Закона № 77 установлено, что «с 1 января 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью 5 статьи 8 и статьей 10 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» для плательщиков единого взноса, указанных в абзацах 2 и 3 пункта 1 части 1 статьи 4 и статье 10, применяются с коэффициентом 0,4 (кроме исключений, предусмотренных этой частью) в случае, если плательщиком выполняются одновременно следующие условия: общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год; или если общая база начисления единого взноса не превышает в 2,5 раза или более общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления единого взноса плательщика за 2014 год на общую базу начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение, по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4)». Кроме того, коэффициент 0,4 применяется при увеличении средней заработной платы минимум на 30 % по сравнению со средней заработной платой за 2014 год, а также при условии, что средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн, а средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных заработных плат.

С 1 января 2016 года ставки ЕСВ будут применяться с коэффициентом 0,6.

Трансфертное преобразование

Отдельным Законом № 72 реформирована система трансфертного ценообразования. Напомним: Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» № 408-VII вступил в силу менее полутора лет тому назад. И уже за этот небольшой период накопилась критическая масса необходимых изменений. Среди прочего — уточнен перечень контролируемых операций, отменен приоритет официально признанных источников информации, унифицирована и упрощена отчетность о контролируемых операциях. Введен принцип «вытянутой руки», который является основным стандартом для трансфертного ценообразования, и изменена основная цель трансфертного ценообразования с «определения обычной цены» на «определение сопоставимости условий в контролируемых операциях исходя из принципа «вытянутой руки», усовершенствован механизм избрания метода трансфертного ценообразования и предоставлено право определения методов согласно рекомендациям ОЭСР.

Усовершенствовано понятие связанных лиц, в качестве критерия связанности определены в том числе суммы кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от одного юридического лица и/или кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от других юридических лиц, гарантированных одним юрлицом, в отношении другого лица — если они превышают сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — больше чем в десять раз). Упрощение отчетности о контролируемых операциях проявилось в том, что форма отчета о контролируемых сделках определена не только для крупных налогоплательщиков, но и для других налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции. Кроме того, отчет о контролируемых операциях обязаны подавать только налогоплательщики, объем контролируемых операций которых с одним контрагентом превышает 5 млн грн (без учета НДС). Остальные налогоплательщики, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны предоставлять упрощенную информацию о проведенных контролируемых операциях одновременно с предоставлением декларации по налогу на прибыль как дополнения к ней.

В то же время увеличен срок проведения проверки трансфертного ценообразования с 6 до 18 месяцев с возможностью продления еще на 12 месяцев в случае необходимости.

Введены штрафные санкции за невключение контролируемой операции в отчет в размере 1 % от суммы операций, не задекларированных в отчете, но не более 100 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные операции и 3 % от суммы операций, по которым не была предоставлена документация.

«Явка» и «контроль» в перспективе

Заключительными положениями Закона № 71 Кабинету Министров Украины до 1 марта 2015 года поручено разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета Украины законодательные предложения по формированию «нулевой» базы для осуществления в дальнейшем контроля за доходами и расходами граждан, предусматривающие обязательное одноразовое декларирование физическими лицами своих активов (материальных, нематериальных, денежных) с предоставлением таким физическим лицам — декларантам государственных гарантий относительно освобождения от налогообложения задекларированных активов, освобождения от ответственности за неуплату налогов на задекларированные активы при их получении (приобретении в собственность) и отсутствии требований к обязательному размещению задекларированных денежных средств на банковских счетах, а также внедрение косвенных методов контроля за соответствием доходов и расходов физических лиц, предусмотрев на уровне закона конкретные механизмы и порядок осуществления косвенных методов контроля.

Отметим, что предложения относительно обязательного декларирования содержались в первоначальной редакции законопроекта и были исключены в ходе подготовки документа ко второму чтению. Причем раскритикованы как раз предложения, которые КМУ должен «предусмотреть»: о пределах госгарантий и отсутствии требований к обязательному размещению задекларированных денежных средств на банковских счетах. Впрочем, нельзя исключить, что КМУ попытается использовать свои наработки при подготовке упомянутых законодательных положений, откорректировав формулировки.

К «перспективным» направлениям налоговой реформы также следует отнести предложения по применению непрямых методов контроля за расходами и доходами налогоплательщиков — физических лиц. В принятый закон № 71 инициативы КМУ не вошли и, похоже, будут внесены отдельным законом.

Подробнее о сути налоговой реформы читайте в следующих номерах «Юридической практики».

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Содержание

FALSE

Карта вскрыта

VOX POPULI

Государство и юристы

Год в итоге

Акцент

Фискальная политика

Документы и аналитика

Наличная инициатива

Вес права на ошибку

Книжная полка

Гражданский акт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Княжество Монако проиграло в суде спор за торговую марку Monaco

Неделя права

Взялись за реформы

Векторы перемен

Депутатская прикосновенность

Кворум в законе

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд приговорил лицо, установившее нелицензионное ПО

Осужден россиянин — участник террористической организации «ДНР»

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮГ AstapovLawyers укрепляет команду интеллектуальной собственности

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании АСК «Укрречфлот»

ЮФ «Астерс» выступает консультантом ЕБРР в связи с предоставлением кредита «Аррикано»

Определены финалисты The Lawyer European Awards 2015

МЮФ Gide Loyrette Nouel консультировала Mitsubishi в связи с созданием СП Siemens

Е. Перепелинская получила квалификацию FCIArb

Я. Романчук избран вице-президентом Польско-Украинской хозяйственной палаты

МЮФ Baker & McKenzie — юрсоветник Agroton

ЮФ «Гвоздий и Оберкович» получила сертификаты ТПП о наличии форс-мажорных обстоятельств

ЮФ «Авеллум Партнерс» — юрсоветник в связи с предложением обмена еврооблигаций «Метинвеста»

Отрасли практики

Слово труду

Сделать вывод

Награждены победители IV стипендиального конкурса ЮФ «Лавринович и Партнеры»

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Усилили бюро

Решения недели

Судебная практика

Не затрагивают права

Присягу не нарушил

Дело о полномочиях ВККС

Самое важное

Прожиточный максимум

Новые правила

Уценка деятельности

Подследственные судьи

Судебная практика

Не прошло и года

Выборность судей

Судебная практика

Судебные решения

Определение об отказе в открытии кассационного производства является окончательным решением кассационного суда

В случае неопротестования налогового векселя векселедателем его задолженность можно взыскать с авалиста

Судебная практика

И вновь о возврате

Незаконная трансплантация

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы возобновления ранее приостановленной выплаты пенсии

БТИ не может быть стороной спора о признании права собственности на недвижимое имущество

Судебная практика

Ипотечный толк

Вести из будущего

Тема номера

Дело части

Акционерное сообщество

Дольное плавание

Частная практика

Динамика курсов

Другие новости

Slider

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: