Третья международная Конференция Международной ассоциации юристов (International Bar Association, IBA) «Управление юридической фирмой», прошедшая 19-20 ноября с.г. в г. Москве (Российская Федерация), собрала более 160 партнеров и профессиональных менеджеров юридических фирм, представляющих 22 государства.
Традиционно эта конференция рассматривается еще и как место обсуждения вопросов развития юридического бизнеса, прежде всего, на постсоветском пространстве. Не стал исключением и этот год — кроме, собственно, «управленческих» вопросов, обсуждались также экономическая состоятельность, факторы, влияющие на успешность юридической фирмы, унификация регулирования юридической профессии. Но фаворитом, несомненно, следует считать тему экономического кризиса — организаторы, возможно, намеренно не стали ограничивать ее рамками отдельной сессии, а докладчики сочли своим долгом всесторонне проанализировать «опасности» и «возможности» (именно из таких иероглифов состоит слово «кризис» в китайском языке) для рынка юридических услуг.
Судя по настроению большинства делегатов, превалируют все-таки «возможности». Александр Хвощинский (управляющий партнер консалтинговой компании LegalStudies.RU, РФ), к примеру, нередко слышит от руководителей юридических фирм сдержанно оптимистические заявления о том, что кризис только добавил им работы: увеличение числа судебных споров, много работы по банкротству и реструктуризации задолженности, спасение активов, перерегистрация ООО, прочие правовые вопросы лихорадящей экономики…
Виктор Буробин (президент АФ «Юстина», РФ) уверен, что «кризис должен помочь юрфирмам в бизнес-развитии, позволить перегруппироваться и существенно улучшить показатели деятельности». Сергей Учитель (сопредседатель коллегии адвокатов «Регион сервис», РФ) увидел в нынешнем времени возможность оптимизировать внутрифирменные процессы и взаимоотношения с клиентами. С ними солидарен и представитель западного юрбизнеса Хендрик Хааг (партнер ЮФ Hengler Mueller, Германия), для которого последний, очень непростой, год — стимул для движения вперед, освоения новых направлений юрбизнеса и реанимации латентных практик, однако не следует забывать при этом о занимаемой нише и репутации фирмы на рынке.
Аплодисменты сорвал Владислав Забродин (управляющий партнер ЮФ Capital Legal Services, РФ). Он говорил о реакции своей фирмы на продиктованные кризисом требования: «Необходим индивидуальный подход к клиентам, четкое понимание его ожиданий, определенная гибкость. Мы должны понимать, с кем и как мы работаем».
Также далекими от пессимистических были настроения панелистов сессии, посвященной бизнес-подходу к стратегическим и тактическим вопросам развития юридической фирмы.
Секретами бизнес-планирования и стратегического планирования поделились: Татьяна Каменская (управляющий партнер ЮК «Каменская и Партнеры», РФ), Александр Хвощинский (управляющий партнер консалтинговой компании LegalStudies.RU), Дмитрий Дякин (управляющий партнер московского офиса ЮФ Magisters), Александр Ситников (партнер ЮФ «Вегас-Лекс», РФ) и Борис Фирсов (партнер компании стратегического консалтинга Roland Berger Strategy Consultants, РФ). С завидным единодушием панелисты отстаивали необходимость четкого видения пути развития юрфирмы как в кратко-, так и в средне-, и в долгосрочной перспективе. «Юридическая фирма, нацеленная на активный рост, обязана осуществлять бизнес-планирование, ориентируясь на конкретные показатели достижения своих целей», — отметила г-жа Каменская. Александр Ситников, в свою очередь, уточнил, что необходимо учитывать как операционные показатели текущей деятельности фирмы (эффективная ставка, утилизация, реализация и так далее), так и показатели достижения стратегических целей, например, качественные показатели по клиентам, практикам и проектам.
Один из ключевых вопросов поднял Олег Макаров (управляющий партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», Украина). На примере своей фирмы он рассказал о разработке стратегии. В результате широкой дискуссии в ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» пришли к заключению, что стратегия — это не точка, а путь к ней. Причем стратегию должны разрабатывать не партнеры и не менеджеры, а практики, стратегия фирмы — это стратегия практик.
Управление юрфирмой — это не только нахождение своей ниши на рынке юридических услуг, но и решение многочисленных вопросов «внутренней кухни», таких как мотивирование партнеров и наемных юристов. По мнению Сорена Йохансена (управляющий партнер ЮФ Kromann Reumert, Дания), подходы к мотивированию во многом совпадают с определенной корреляцией на объект такого мотивирования. И денежный показатель не всегда релевантен. Главный мотивационный фактор — это определение и совместное понимание общих целей, поддержание командного духа, а также обеспечение пространства для самомотивации. Менеджерский стиль цифровых показателей в чистом виде неэффективен. Когда мотивируешь партнеров, контроль нужно свести к минимуму, предоставив партнеру оперативную свободу и автономию. Для наемного работника основной мотивирующий фактор — максимально четкое понимание дальнейшей карьеры, а еще — хорошее местное руководство.
Ольга Романова (управляющий партнер ЮКГ «РАТУМ», РФ) обратила внимание на динамичность мотивационной кампании — нельзя допускать, чтобы она из года в год повторялась, следует вносить коррективы по результатам тестирований и аттестации сотрудников.
На вопросах мотивации партнеров, распределения прибыли между старшими и младшими партнерами детально остановились: Пьер Рауль-Дюваль (старший партнер ЮФ Gide Lourette Nouel, Франция), Алексей Дидковский (управляющий партнер ЮФ «Астерс», Украина) и Майкл Роч (партнер ЮФ KermaPartners, Великобритания).
Тимур Бондарев (старший партнер Arzinger, Украина), модерировавший секцию, посвященную влиянию юрфирм на спрос на свои услуги, задался проблемой коррупционной составляющей в юридическом бизнесе, влияния и участия в этих процессах юридических фирм. По его наблюдениям, преобладающее большинство юрфирм, особенно практикующих в регионах, занимаются в основном «лоббизмом», «коммуникацией между клиентами и властью», не имеющими ничего общего с юридическим бизнесом. «Юристы сейчас не способны честно продавать свои услуги, и говорить о том, что в ближайшее время что-то изменится, не приходится. Но представляется, что именно юристы заинтересованы в изменении ситуации и могли бы на нее повлиять, возможно, через механизмы деловой этики и профессиональной ответственности», — высказал мнение Виктор Буробин.
Андрей Гольцблат (управляющий партнер ЮФ Goltsblat BLP, РФ) назвал коррупцию уделом профессионально слабых юристов. «Если делать свою работу хорошо, качественно и успешно, то клиент все равно ее оценит. Можно и нужно работать правовыми методами», — уверен он.
Еще несколько лет назад наличие в штате юридической фирмы «постсоветского образца» профессионального менеджера (исполнительного директора) было скорее исключением из правил, ныне же партнеры юрфирм предпочитают сбросить с себя административное бремя, получая при этом рыночное преимущество.
Ключевой спикер Норман Кларк (партнер фирмы Walker Clark, предоставляющей услуги в сфере менеджмента, председатель комитета IBA по вопросам управления юридической фирмой, Великобритания) сделал доклад относительно практических аспектов управления юридической фирмой. «Быть партнером юридической фирмы — это большая ответственность, которая, возможно, отсутствует в других видах бизнеса, это прежде всего финансовая ответственность, ведь партнер — это собственник бизнеса и в то же время основной источник дохода для юрфирмы, партнер — главный маркетолог своей фирмы, он отвечает перед клиентами за результаты работы, надзирает за младшими партнерами, помимо этого партнеру приходится еще и управлять своим бизнесом. Невозможно представить, когда партнеру все это успеть», — уверен г-н Кларк. Тем более, что альтернативное использование рабочего времени партнера, к примеру, для целей юридического маркетинга (личностный фактор особенно ценится клиентами) продуцирует увеличение работы фирмы в целом, принося таким образом доход, не только покрывающий расходы на оплату услуг профессионального менеджера, но и приносящий дополнительную прибыль юрфирме.
К найму профессионального менеджера следует подходить максимально взвешенно, ведь далеко не все юрфирмы нуждаются в его услугах. Норман Кларк устанавливает планку на уровне юрфирмы, имеющей от семи до девяти партнеров. Кроме того, следует решить ряд принципиальных стратегических вопросов взаимодействия партнеров-собственников с внешним администратором и оценить возможные риски столь ответственного шага.
Пожалуй, ключевым будет вопрос разделения полномочий. По словам Александра Степановского (управляющий партнер ЮФ «Степановский, Папакуль и Партнеры», Беларусь), ответ сугубо индивидуален, «табу» только на работу с клиентами и управление профессиональной деятельностью юристов. Все остальное (бухгалтерия, работа с дебиторской задолженностью, маркетинг) можно смело отнести к сфере компетенции исполнительного директора. Но при этом роль генератора идей все равно отводится партнерам, наемные менеджеры должны обеспечивать поддерживающую функцию, в принятии решений им, в лучшем случае, предоставляется право совещательного голоса. Этот тезис подтвердила модератор сессии Ирина Никитина (и.о. исполнительного директора ЮФ Magisters, Украина), рассказавшая о своем опыте работы на должности профессионального внешнего администратора юрфирмы: «Найти линию разграничения сфер компетенции партнеров и администратора достаточно сложно. Очевидными вещами является наем юристов, партнерские отношения и распределение прибыли — вопросы, в которые администрация не вмешивается, а лишь предоставляет необходимую информацию. Из собственного опыта отмечу, что я не боюсь нарушить границу, зайти на партнерскую территорию, и также не боюсь пустить партнеров на территорию администрации. Единственное, я понимаю, на «чужой территории» допускается лишь совещательный голос, но не принятие решения. И даже преступив полномочия (на что мне обязательно будет указано), я вижу, что мое мнение принимается во внимание, даже если прямо об этом не говорится. Точно так же я поступаю в ответ, очень внимательно относясь к предложениям партнеров». А само управление юридической фирмой г-жа Никитина сравнила с эмоциональным танго: «Ведет всегда партнер, но этот танец никогда не танцуется в одиночку. Нужна пара. И от того, насколько партнер и партнерша в этом танце станцовываются, зависит успех бизнеса в целом».
Василий Рудомино,
партнер ЮФ АЛРУД, сопредседатель оргкомитета Конференции:
— Эти полтора дня прошли очень эффективно. Я многое для себя вынес. Мне кажется, что такая интересная и содержательная дискуссия получается, в том числе, и потому, что мы сами, партнеры ведущих юрфим, ее делаем. Конференция проводится уже в третий раз, и каждый год обсуждаются все более сложные и интересные вещи, мы идем вглубь, и у нас еще многое впереди. Мы нашли идеальную платформу для общения — Международную ассоциацию юристов, благодаря этой организации мы имеем возможность приглашать очень интересных людей, обладающих уникальным опытом. Их присутствие позволяет нам установить для себя определенный benchmark, сравнить. Они нас провоцируют, мы задумываемся о большем и о будущем. Мы намерены продолжать, в рамках IBA эта Конференция рассматривается как одна из основных конференций по вопросам управления юридической фирмой, по крайней мере, как одна из наиболее презентабельных по количеству участников.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…