Нет сомнений в том, что защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем определения правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма является важным государственным делом. Идея предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, овладела значительной частью мира, к которой активно присоединилась Украина.
Отношения, возникающие в сфере финансового оборота, характеризуются сегодня как гипердинамичные, с большим количеством элементов перемещения валютных ценностей через границы с использованием как «кеш-курьеров», так и современных информационных технологий, технологий платежных систем, что предопределяет рост перечня средств отмывания «грязных» денег.
Несовершенство системы организации финансового мониторинга на Украине отрицательно сказывается на ее эффективности. Это обусловливает необходимость усовершенствования действующего законодательства, приведение его норм в соответствие с международными и европейскими стандартами, согласованными с рекомендациями Группы по разработке финансовых мероприятий по борьбе с отмыванием денег (FATF), Конвенцией ООН о борьбе с финансированием терроризма, а также Директивами Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 года о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания доходов и финансирования терроризма.
С принятием Верховным Советом Украины Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в новой редакции одним из органов, выполняющих функции государственного финансового мониторинга, определено Министерство юстиции Украины. Это министерство осуществляет административно-правовое регулирование отношений, касающихся организации и осуществления финансового мониторинга и надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, относительно нотариусов, адвокатов и других лиц, предоставляющих юридические услуги.
Законодатель определяет финансовый мониторинг как совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, в том числе проведение государственного финансового мониторинга и первичного финансового мониторинга.
К компетенции Минюста как субъекта обязательного государственного финансового мониторинга отнесены такие мероприятия администрирования, в том числе и относительно применения санкций за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга:
— надзор за субъектами первичного финансового мониторинга, который заключается в осуществлении министерством и его структурными подразделениями плановых и внеплановых проверок, в том числе выездных, субъектов первичного финансового мониторинга;
— обеспечение методологической, методической и другой помощи субъектам первичного финансового мониторинга путем подготовки определенных рекомендаций и мероприятий, необходимых для осуществления эффективного финансового мониторинга;
— осуществление регулирования и надзора с учетом политики, процедур и систем контроля, оценки рисков, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, и уменьшение рисков во время деятельности таких субъектов в этой сфере;
— осуществление контроля и требование от субъектов первичного финансового мониторинга выполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а в случае выявления нарушений требований законодательства — применение мер, предусмотренных законом, к которым относятся как наложение штрафов, так и приостановление и прекращение профессиональной деятельности субъектов первичного финансового мониторинга;
— проведение проверки организации профессиональной подготовки работников и руководителей подразделений, ответственных за проведение финансового мониторинга;
— обмен информацией с Государственным комитетом финансового мониторинга относительно финансовых операций, осуществляемых нотариусами, адвокатами и другими лицами, предоставляющими юридические услуги, о выявленных нарушениях законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма субъектами первичного финансового мониторинга и применение мер по их устранению;
— ежегодно, но не позднее января следующего года, предоставление Государственному комитету финансового мониторинга обобщенной информации о соблюдении субъектами первичного финансового мониторинга, нотариусами, адвокатами и другими лицами, предоставляющими юридические услуги, требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, в том числе о выявленных нарушениях и мероприятиях по их устранению;
— обеспечение сохранности поступившей информации от субъектов первичного и государственного финансового мониторинга, правоохранительных органов;
— согласование со специально уполномоченным органом проектов любых нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с выполнением требований Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
— предоставление Государственному комитету финансового мониторинга информации, в частности, документов, необходимых для выполнения возложенных на него задач (за исключением информации о личной жизни граждан), в порядке, определенном законодательством;
— применение в соответствии с законодательством мероприятий по проверке безупречной деловой репутации лиц, осуществляющих управление и контроль субъектов первичного финансового мониторинга;
— применение в соответствии с законодательством мер по недопущению к управлению субъектами первичного финансового мониторинга, прямого или опосредованного существенного участия в таких субъектах лиц, имеющих не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за корыстные преступления или терроризм;
— использование информации специально уполномоченного органа относительно признаков нарушения субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма для установления наличия соответствующих нарушений.
С целью администрирования при осуществлении надзора за субъектами первичного финансового мониторинга Министерством юстиции Украины разработаны и зарегистрированы пять нормативных актов, которые обязаны урегулировать все вопросы при осуществлении полномочий министерством относительно финансового мониторинга, в частности:
1) Положение о процедуре применения предупредительных мер относительно стран, не выполняющих или выполняющих ненадлежащим образом рекомендации международных, межправительственных организаций;
2) Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях относительно должностных лиц субъектов хозяйствования — юридических лиц, предоставляющих юридические услуги;
3) Порядок рассмотрения дел о нарушении требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и применения санкций;
4) Порядок проведения проверок Министерством юстиции Украины субъектов первичного финансового мониторинга;
5) Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство юстиции Украины.
Принятие вышеуказанных нормативных актов дает основания говорить о завершении определенного этапа установления в государстве полной и общей системы финансового мониторинга европейского образца.
ЖУРАВЛЕВ Дмитрий — к.ю.н., заместитель директора Департамента нотариата, финансового мониторинга юридических услуг и регистрации адвокатских объединений Министерства юстиции Украины, магистр права, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…