Стремление Украины к европейским стандартам отображается в первую очередь в законопроектах, внесенных на рассмотрение парламента, независимо от сфер регулирования. Практически в каждой второй пояснительной записке содержатся такие фразы, как «внедрение евроинтеграционных стремлений страны», «имплементация европейских стандартов в законодательство» и пр.
Государственный финансовый контроль не стал исключением, и в Верховную Раду Украины был внесен правительственный законопроект № 9086 «Об основных принципах деятельности органов государственного финансового контроля» (законопроект). В пояснительной записке среди причин разработки и принятия данного законодательного акта называются низкий уровень взаимодействия государственных органов между собой и обществом, отсутствие эффективного механизма подотчетности руководителей государственных органов о результатах их деятельности, в том числе перед обществом, низкий уровень внутреннего контроля и аудита в органах государственной власти, крайне низкий уровень финансово-бюджетной дисциплины. Данный документ разработан Государственной аудиторской службой Украины (Госаудитслужбой), и основная его цель состоит в создании и развитии «консолидированного и гармонизированного законодательства с действенными механизмами его имплементации в сфере государственного финансового контроля».
Помимо основных принципов организации, полномочий, оснований деятельности и порядка формирования органов государственного финансового контроля в законопроекте содержится предложение предоставить доступ этим органам ко всем автоматизированным системам и государственным реестрам, а также предусмотреть ответственность должностных лиц объектов контроля за нарушение законодательства по финансовым вопросам.
К слову, законопроект предусматривает положение относительно независимости органов госфинконтроля. В частности, независимость может быть обеспечена посредством запрета на незаконное вмешательство в их деятельность и назначения руководителей его территориальных органов без согласования с председателями местных государственных администраций. Более того, Госаудитслужба и ее территориальные органы наделяются специальным статусом органа исполнительной власти.
Контрмеры
Законопроект детально прописывает основные меры госфинконтроля и порядок их применения. В числе таких мер — государственный финансовый аудит, инспектирование, проверка закупок и мониторинг закупки.
Понятие, виды, формы и порядок проведения государственно аудита изложены в статье 7 законопроекта. В качестве видов госфинаудита авторы законопроекта предлагают ввести аудит государственных (региональных) целевых программ, аудит фондов общеобязательного государственного социального страхования, аудит деятельности субъектов хозяйствования, аудит инвестиционных проектов, аудит средств и грантов международных финансовых организаций, стран и их объединений, аудит местных бюджетов, аудит планирования и выполнения бюджетных программ, аудит информационных технологий.
Кроме того, предлагается установить три формы аудита: аудит соответствия, аудит эффективности и финансовый аудит. «Аудит соответствия предполагает оценку состояния соблюдения законодательства, планов, процедур, контрактов в процессе управления и использования ресурсов. Аудит эффективности предполагает оценку экономичности, эффективности, результативности процесса управления и использования ресурсов, отдельных его элементов, состояния внутреннего контроля и внутреннего аудита. Финансовый аудит предполагает оценку правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности финансовой и бюджетной отчетности», — говорится в частях 4–6 вышеуказанной статьи.
Более детально порядок проведения аудита прописан в статье 23 законопроекта. Примечательно, что финансовый аудит предлагается проводить с применением общих и процедурных стандартов государственного финансового аудита, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины и Госаудитслужбой соответственно.
Следующий предложенный в законопроекте вид госфинаудита — инспектирование, которое проводится в форме ревизии, а сам порядок проведения также устанавливается правительством. В соответствии со статьей 24 законопроекта могут осуществляться плановые и внеплановые ревизии. При этом срок проведения плановой ревизии не должен превышать 30 рабочих дней, а внеплановой — 25 рабочих дней.
К основаниям для проведения внеплановой выездной ревизии авторы относят судебное решение о ее проведении, непосредственное обращение руководителя подконтрольного учреждения, поручение премьер-министра Украины или протокольное решение Кабинета Министров Украины.
Такая ревизия подконтрольного учреждения может проводиться не чаще одного раза в квартал.
Проверка закупок и мониторинг закупки (еще один из видов госфинконтроля) включены законопроектом в контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок.
«Проверка закупок у заказчиков проводится по местонахождению юридического лица, которое проверяется, или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка, и заключается в документальном и фактическом анализе соблюдения заказчиком законодательства о закупках», — говорится в части 2 статьи 9 законопроекта. Этой же статьей предлагается устанавливает и основания проверки закупок. В частности, проверка может осуществляться на основании поручения премьер-министра Украины или протокольного решения Кабинета Министров Украины о проведении проверки закупок. Также проверка закупок может быть проведена и в случае необходимости проверки поступивших в орган государственного контроля сведений о признаках нарушения заказчиком законодательства в сфере закупок, в том числе при выполнении условий договора, либо при наличии оснований, определенных Законом Украины «О публичных закупках».
Особая сверка
Отметим, что вышеуказанные формы государственного финансового контроля будут применяться к подконтрольным учреждениям, которые в той или иной мере имеют часть государственного капитала, к государственным целевым фондам, а также к предприятиям, учреждениям или организациям, получающим либо использующим государственные средства.
Вместе с тем действие этого законопроекта в определенной степени направлено на все предприятия, учреждения или организации, которые имели непосредственные правоотношения с объектом контроля
и/или были задействованы для выполнения договорных отношений с ним. Примечательно, что под «объектом контроля» в законопроекте подразумевается как подконтрольное учреждение, так и субъект хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, который не относится в понимании законопроекта к подконтрольным учреждениям, но в рамках которого осуществляется государственный финансовый контроль на основании судебного решения, принятого в уголовном производстве, или на основании международных договоров Украины.
Для таких объектов предусмотрен такой вид финконтроля, как встречная сверка. Авторы законопроекта предлагают определить ее как метод документального и фактического подтверждения у объекта встречной сверки вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.
Особенности проведения встречной сверки устанавливает статья 27 законопроекта. «С целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля при проведении мероприятий государственного контроля органами государственного финансового контроля и привлеченными специалистами могут проводиться встречные сверки у объектов встречных сверок», — регламентирует норма.
В то же время в этой же статье отмечается, что сами по себе встречные сверки, проводимые органами государственного финансового контроля, не являются мерами государственного контроля и проводятся в случае возникновения потребности в их проведении на основании соответствующего направления.
Плановый заход
Финансовый государственный контроль, как и любой другой, предусматривает планирование соответствующих мероприятий. План их проведения составляется уполномоченными на проведение контроля органами на каждый квартал с применением в том числе риск-ориентированного подхода. Такой подход, по замыслу авторов, заключается в определении подконтрольных учреждений в течение отчетного периода путем вычисления индикативных количественных и качественных показателей, свидетельствующих о предпосылках совершения ими нарушений, неэффективного, расточительного и нерезультативного управления ресурсами.
Отметим, что законопроект предлагает установить порядок рассмотрения жалоб на действия должностных лиц органов госфинконтроля в административном порядке.
В то же время предлагается ввести и упрощенное исковое производство по искам органов государственного финансового контроля, в частности, за обеспечение контрольных действий, осуществляемых при применении мер государственного контроля. Соответствующие изменения предлагается внести в Кодекс административного судопроизводства Украины (статьи 12 и 263).
Предложено усилить ответственность и за уклонение от госконтроля объектами контроля. Для этого Кодекс Украины об административных правонарушениях (Кодекс) хотят дополнить рядом новых статей, и точечные изменения вносятся в Уголовный кодекс Украины. Например, Кодекс может быть дополнен статьей, устанавливающей ответственность за препятствование должностным лицам органов государственного финансового контроля.
Таким образом, в случае принятия законопроекта до конца текущего года уже с 1 января 2019 года, по прогнозам Госаудитслужбы, которая, напомним, и является автором документа, начнется процесс усовершенствования управления и использования госресурсов государственными органами и минимизации злоупотреблений в сфере государственных финансов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…