Финансовый плен — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (1086) » Финансовый плен

Финансовый плен

Правительственный законопроект предлагает усилить ответственность должностных лиц за нарушение законодательства по финансовым вопросам

Стремление Украины к европейским стандартам отображается в первую очередь в законопроектах, внесенных на рассмотрение парламента, независимо от сфер регулирования. Практически в каждой второй пояснительной записке содержатся такие фразы, как «внедрение евроинтеграционных стремлений страны», «имплементация европейских стандартов в законодательство» и пр.

Государственный финансовый контроль не стал исключением, и в Верховную Раду Украины был внесен правительственный законопроект № 9086 «Об основных принципах деятельности органов государственного финансового контроля» (законопроект). В пояснительной записке среди причин разработки и принятия данного законодательного акта называются низкий уровень взаимодействия государственных органов между собой и обществом, отсутствие эффективного механизма подотчетности руководителей государственных органов о результатах их деятельности, в том числе перед обществом, низкий уровень внутреннего контроля и аудита в органах государственной власти, крайне низкий уровень финансово-бюджетной дисциплины. Данный документ разработан Государственной аудиторской службой Украины (Госаудитслужбой), и основная его цель состоит в создании и развитии «консолидированного и гармонизированного законодательства с действенными механизмами его имплементации в сфере государственного финансового контроля».

Помимо основных принципов организации, полномочий, оснований деятельности и порядка формирования органов государственного финансового контроля в законопроекте содержится предложение предоставить доступ этим органам ко всем автоматизированным системам и государственным реестрам, а также предусмотреть ответственность должностных лиц объектов контроля за нарушение законодательства по финансовым вопросам.

К слову, законопроект предусматривает положение относительно независимости органов госфинконтроля. В частности, независимость может быть обеспечена посредством запрета на незаконное вмешательство в их деятельность и назначения руководителей его территориальных органов без согласования с председателями местных государственных администраций. Более того, Госаудитслужба и ее территориальные органы наделяются специальным статусом органа исполнительной власти.

 

Контрмеры

Законопроект детально прописывает основные меры госфинконтроля и порядок их применения. В числе таких мер — государственный финансовый аудит, инспектирование, проверка закупок и мониторинг закупки.

Понятие, виды, формы и порядок проведения государственно аудита изложены в статье 7 законопроекта. В качестве видов госфинаудита авторы законопроекта предлагают ввести аудит государственных (региональных) целевых программ, аудит фондов общеобязательного государственного социального страхования, аудит деятельности субъектов хозяйствования, аудит инвестиционных проектов, аудит средств и грантов международных финансовых организаций, стран и их объединений, аудит местных бюджетов, аудит планирования и выполнения бюджетных программ, аудит информационных технологий.

Кроме того, предлагается установить три формы аудита: аудит соответствия, аудит эффективности и финансовый аудит. «Аудит соответствия предполагает оценку состояния соблюдения законодательства, планов, процедур, контрактов в процессе управления и использования ресурсов. Аудит эффективности предполагает оценку экономичности, эффективности, результативности процесса управления и использования ресурсов, отдельных его элементов, состояния внутреннего контроля и внутреннего аудита. Финансовый аудит предполагает оценку правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности финансовой и бюджетной отчетности», — говорится в частях 4–6 вышеуказанной статьи.

Более детально порядок проведения аудита прописан в статье 23 законопроекта. Примечательно, что финансовый аудит предлагается проводить с применением общих и процедурных стандартов государственного финансового аудита, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины и Госаудитслужбой соответственно.

Следующий предложенный в законопроекте вид госфинаудита — инспектирование, которое проводится в форме ревизии, а сам порядок проведения также устанавливается правительством. В соответствии со статьей 24 законопроекта могут осуществляться плановые и внеплановые ревизии. При этом срок проведения плановой ревизии не должен превышать 30 рабочих дней, а внеплановой — 25 рабочих дней.

К основаниям для проведения внеплановой выездной ревизии авторы относят судебное решение о ее проведении, непосредственное обращение руководителя подконтрольного учреждения, поручение премьер-министра Украины или протокольное решение Кабинета Министров Украины.

Такая ревизия подконтрольного учреждения может проводиться не чаще одного раза в квартал.

Проверка закупок и мониторинг закупки (еще один из видов госфинконтроля) включены законопроектом в контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок.

«Проверка закупок у заказчиков проводится по местонахождению юридического лица, которое проверяется, или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка, и заключается в документальном и фактическом анализе соблюдения заказчиком законодательства о закупках», — говорится в части 2 статьи 9 законопроекта. Этой же статьей предлагается устанавливает и основания проверки закупок. В частности, проверка может осуществляться на основании поручения премьер-министра Украины или протокольного решения Кабинета Министров Украины о проведении проверки закупок. Также проверка закупок может быть проведена и в случае необходимости проверки поступивших в орган государственного контроля сведений о признаках нарушения заказчиком законодательства в сфере закупок, в том числе при выполнении условий договора, либо при наличии оснований, определенных Законом Украины «О публичных закупках».

 

Особая сверка

Отметим, что вышеуказанные формы государственного финансового контроля будут применяться к подконтрольным учреждениям, которые в той или иной мере имеют часть государственного капитала, к государственным целевым фондам, а также к предприятиям, учреждениям или организациям, получающим либо использующим государственные средства.

Вместе с тем действие этого законопроекта в определенной степени направлено на все предприятия, учреждения или организации, которые имели непосредственные правоотношения с объектом контроля
и/или были задействованы для выполнения договорных отношений с ним. Примечательно, что под «объектом контроля» в законопроекте подразумевается как подконтрольное учреждение, так и субъект хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, который не относится в понимании законопроекта к подконтрольным учреждениям, но в рамках которого осуществляется государственный финансовый контроль на основании судебного решения, принятого в уголовном производстве, или на основании международных договоров Украины.

Для таких объектов предусмотрен такой вид финконтроля, как встречная сверка. Авторы законопроекта предлагают определить ее как метод документального и фактического подтверждения у объекта встречной сверки вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.

Особенности проведения встречной сверки устанавливает статья 27 законопроекта. «С целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля при проведении мероприятий государственного контроля органами государственного финансового контроля и привлеченными специалистами могут проводиться встречные сверки у объектов встречных сверок», — регламентирует норма.

В то же время в этой же статье отмечается, что сами по себе встречные сверки, проводимые органами государственного финансового контроля, не являются мерами государственного контроля и проводятся в случае возникновения потребности в их проведении на основании соответствующего направления.

 

Плановый заход

Финансовый государственный контроль, как и любой другой, предусматривает планирование соответствующих мероприятий. План их проведения составляется уполномоченными на проведение контроля органами на каждый квартал с применением в том числе риск-ориентированного подхода. Такой подход, по замыслу авторов, заключается в определении подконтрольных учреждений в течение отчетного периода путем вычисления индикативных количественных и качественных показателей, свидетельствующих о предпосылках совершения ими нарушений, неэффективного, расточительного и нерезультативного управления ресурсами.

Отметим, что законопроект предлагает установить порядок рассмотрения жалоб на действия должностных лиц органов госфинконтроля в административном порядке.

В то же время предлагается ввести и упрощенное исковое производство по искам органов государственного финансового контроля, в частности, за обеспечение контрольных действий, осуществляемых при применении мер государственного контроля. Соответствующие изменения предлагается внести в Кодекс административного судопроизводства Украины (статьи 12 и 263).

Предложено усилить ответственность и за уклонение от госконтроля объектами контроля. Для этого Кодекс Украины об административных правонарушениях (Кодекс) хотят дополнить рядом новых статей, и точечные изменения вносятся в Уголовный кодекс Украины. Например, Кодекс может быть дополнен статьей, устанавливающей ответственность за препятствование должностным лицам органов государственного финансового контроля.

Таким образом, в случае принятия законопроекта до конца текущего года уже с 1 января 2019 года, по прогнозам Госаудитслужбы, которая, напомним, и является автором документа, начнется процесс усовершенствования управления и использования госресурсов государственными органами и минимизации злоупотреблений в сфере государственных финансов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Суды второй дистанции

Государство и юристы

Финансовый плен

Документы и аналитика

Реструктуризировать толк

Книжная полка

Недопустимая операция

Конспект

Выяснение соотношений

Отрасли практики

Освобождение заложников

Раскрыть поступление

Загнать в угол

Спор из избы

Рабочий график

Карта событий

Резонанс

Защита прав интеллектуальной собственности: новый план таможенных действий ЕС

В Чехии нотариусами смогут стать юристы из любой страны Европейского Союза

Активы под угрозой

Самое важное

Бюджетная линия

Невидимый интерес

Четвертая часть

Образовательный курс

Судебная практика

Неокончание исполнительного производства после начала процедуры ликвидации должника является нарушением такой процедуры

Книжная палка

Не повод для тождества

В одном лице

Факторинг или цессия

Меры обеспечения должны быть приняты лишь в пределах исковых требований и быть соразмерными с ними

Суды защитили права ребенка на надлежащее материальное обеспечение

Большая Палата оставила в силе решение ВСЮ об увольнении судьи за нарушение присяги

Кратковременное взыскание в отношении заключенного не является бесчеловечным

Лишение БФ имущества ввиду неразберихи с госсобственностью после распада СССР привело к нарушению права собственности

Тема номера

Женщин и мужчин уравняли в правах на прохождение военной службы

В парламент поданы два законопроекта о местных выборах

Механизм комплектации АРМА за счет откомандированных кадров усовершенствуют

Военторг

Защитное устройство

Французский акцент

Торговые мерки

Частная практика

ЮФ Aequo выступила советником ЕБРР по вопросам предоставления обеспеченного кредита для группы компаний «Астарта»

ЮФ Asters консультирует VR Capital Group относительно приобретения доли в проекте солнечной электростанции

Верховный Суд оставил без изменений оправдательный приговор в отношении клиента ЮК EQUITY

ЮФ AVELLUM представила интересы гражданина Великобритании в споре о возвращении незаконно удерживаемого матерью ребенка в Англию

Первый посол

Миф, труд, май

«KPMG в Украине» расширила команду партнеров

Інші новини

PRAVO.UA