«Финансирование иска»: технологии — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (592) » «Финансирование иска»: технологии

«Финансирование иска»: технологии

Илья НИКИФОРОВ: «Партнерство с финансовым институтом способствует успешной защите интересов истца»

Сегодня российский бизнес поневоле уделяет повышенное внимание проблемным активам, в частности, правам требования к иностранным контрагентам. Однако перспектива судебных разбирательств за рубежом у большинства российских предприятий, особенно среднего и малого бизнеса, вызывает неприятие в силу психологического фактора и языкового барьера, а также незнания правил игры на этих площадках.

Реализация легитимных притязаний ­час­то блокируется и отсутствием у ­«униженных и оскорбленных» адекватных финансовых ресурсов. Банальные «живые» деньги требуются на каждом шагу — от ­составления иска и сбора доказательств до вынесения решения суда первой инстанции и последующих апелляций. Процессуальные издерж­ки, особенно в Великобритании и США, могут быть попросту неподъемными, особенно для ­компаний, ослабленных текущей экономической ­ситуацией в целом.

Картину осложняет общая неопределенность исхода любой тяжбы. В случае проигрыша — а от этого никто не застрахован — судебные издержки противоположной стороны, включая расходы на адвоката, взыскиваются судом с проигравшего истца. Суммы эти могут быть весьма значительными.

Решение на этот случай могут предложить институты «финансирования иска» и страхования рисков, связанных с участием в процессе. Компании-спонсоры — страховые компании, инвестиционные фонды, частные инвесторы — готовы не только предоставить средства для ведения судебного дела, но и взять на себя риск возможных выплат в случае неудачи.

Партнерство с финансовым институтом способствует успешной защите интересов истца против компаний, многократно превосходящих его как по масштабу, так и по своим финансовым возможностям. Платят те должники, которые надеялись выйти сухими из воды, полагаясь на отсутствие у истца ресурсов для ведения полноценной баталии.

И деньги целы, и счета квиты

Заручившись поддержкой богатого и надежного «спонсора», потенциальный истец, по сути, ничем не рискует. Разумеется, в случае удовлетворения требования о взыскании сумм частью полученных средств надо будет поделиться. Пропорция, в которой взысканная сумма делится между истцом и финансистом, оговаривается заранее и составляет от 20 до 30 % цены иска (иногда — до 50%), в зависимости от требуемой суммы, обстоятельств дела и сложности процесса. Чем выше риск, тем больший процент потребует финансист в обмен на учас­тие в процессе.

Перспектива раздела взысканной суммы может не понравиться, вызвать отторжение. Однако лучше получить 70 % от «чего-то», чем иметь 100 % от «ничего». Ведь зачас­тую отсутствие ресурсов на судебную тяжбу ведет к тому, что иск вообще не заявляется и права требования погашаются сроком давности. Кроме того, «проигравший платит», то есть расходы по разбирательству несет проигравшая сторона.

В обмен на долю в «добыче» компания-спонсор предоставляет целый ряд услуг, таких как: дополнительная проверка финансового состояния и активов контрагента, независимая оценка перспективности заявленных требований, предоставление финансовой гарантии в качестве обеспечения расходов и убытков оппонента, авансирование и текущая оплата всех расходов, выплата сумм, которые судья может возложить на истца, и, наконец, поддержка в течение всего процесса.

В западных судах требования о предоставлении встречного обеспечения в качестве гарантий покрытия судебных расходов и убытков ответчика часто используются на ранней стадии как инструмент фактического блокирования судопроизводства.

Действительно, немногие способны предоставить по первому требованию суда гарантию первоклассного иностранного банка на шестизначные суммы. Ведь к выдаче гарантий по требованию иностранных, в частности российских, клиентов западные банки подходят крайне осторожно. Между тем счет идет на дни или даже на часы. Если обеспечение не предоставлено в срок, дело остается без движения, отменяются аресты и иные обеспечительные меры, ответчики потирают руки.

Компании-спонсоры, даже если не могут предоставить подобную гарантию от своего имени, тесно сотрудничают с другими финансовыми институтами, банками, являются их постоянными партнерами, соответственно, могут без особых затруднений предоставить требуемое обеспечение и, таким образом, дать зеленый свет дальнейшему движению дела.

Дополнительным преимуществом привлечения компании-спонсора является и тот факт, что, постоянно участвуя в подобных разбирательствах, финансовые институты являются «оптовым заказчиком» для юристов, судебных переводчиков и иных участников процесса. Таким образом, они имеют доступ к экспертам, обладающим надлежащей квалификацией, знаниями и опытом и, главное, готовым работать и вес­ти дела на наиболее благоприятных финансовых условиях.

Финансирование может быть предоставлено для процессов любого характера: как для разбирательства в государственных судах, так и для арбитражных или альтернативных процедур (медиация, посредничество). Компания-спонсор поддерживает истца и в параллельных переговорах, происходящих за стенами суда, будь то формальная медиация, посредничество либо непосредственные переговоры. Привлечение на вашу сторону мощного финансового парт­нера само по себе будет служить веским аргументом в переговорах с оппонентами.

Вот конкретный пример ситуации, когда может быть уместным привлечение финансового спонсора. Российский изобретатель придумывает новую технологию. В целях коммерциализации своего научного достижения он информирует о сути своих достижений возможных иностранных ин­весторов. Потенциальный инвестор отклоняет предложение об участии в совместном предприятии по коммерциализации технологии. Однако спустя некоторое время изобретатель обнаруживает, что продукты, использующие его открытие, предлагаются на рынке от имени этой иностранной компании.

Как правило, у несостоявшегося иностранного партнера в запасе есть продуманная и красиво аргументированная позиция, почему автор оригинальной идеи в этом проекте «не при делах».

Очевидно, своими силами он не смог бы участвовать в процессе. Однако, договорившись об участии в процессе финансового спонсора, изобретатель достигает результата: зная, что теперь автор имеет достаточно средств на ведение процесса до победного конца, нарушитель соглашается в досудебном порядке выплатить компенсацию за уже состоявшиеся продажи и заключить лицензионное соглашение с выплатой royalty в отношении будущего бизнеса.

Вот другой пример. Один из директоров английской трейдинговой компании, созданной российским бизнесменом для экспортно-импортных операций со странами бывшего СССР, втайне от владельца бизнеса учреждает собственное предприятие и перераспределяет на него финансовые потоки, а потом и бизнес, получаемый от новых клиентов, новые заказы, продолжая при этом формально работать в компании, принадлежащей российскому владельцу. Тайное становится явным: через некоторое время данная схема обнаруживает себя. Владелец оказывается в далеко не выгодном положении. Его компания де-факто неплатежеспособна и вынуждена подать добровольное заявление о банкротстве.

Конкурсный управляющий, ликвидатор, пытается предъявить требование против недобросовестного менеджера через суд, но также испытывает недостаток средств. Российские адвокаты обманутого владельца обращаются к финансовому институту — спонсору, который принимает решение об участии в процессе.

Узнав, что компания-банкрот имеет достаточные ресурсы для ведения судебного процесса до конца, бывший директор резко меняет позицию и предлагает удовлетворить заявленные против него требования в интересах акционеров, включая российского бенефициара.

Компании-спонсоры обладают многолетним опытом ведения судебных разбирательств, в то время как для большинства истцов участие в подобных процессах не является основным (уставным) видом бизнеса. Эта накопленная с годами мудрость опытных партнеров помогает оперативно принимать правильные решения в сложной ситуации.

Раз, два, три — и в дамках

Какие шаги необходимо предпринять для обращения за финансированием?

Во-первых, собрать всю имеющуюся документацию и другие доказательства и представить их признанной адвокатской фирме для оценки перспектив. Обязательная составляющая — письменное мнение компетентного адвоката о высоких шансах на успех (более 50 %). Причем анализ и оценка дела должны исходить от юридической фирмы, которая котируется в международном сообществе, и быть достаточно убедительными в части оснований и перспектив судебного разбирательства. Как правило, адвокат, который изначально дает оценку делу, представляет клиента и в дальнейшем процессе.

Получение формального юридического заключения может стоить определенную сумму, сам же финансовый спонсор за оценку перспективности и возможности своего участия в процессе платы не берет.

Во-вторых, кредитору следует обсудить с доверенными адвокатами возможность обращения за внешним финансированием.

В-третьих, важным условием является наличие перспектив не только вынесения положительного решения, но и его фактического исполнения, то есть наличие у недобросовестного должника активов, на которые можно обратить взыскание. Впрочем, в этой части отечественному предпринимателю поможет и сам финансист: работая на страховом рынке, компании-спонсоры имеют доступ к актуальным сведениям о финансовом положении многих хозяйствующих субъектов, что подчас ­позволяет им добыть информацию о средствах и активах, недоступную даже самому российскому кредитору.

Дополнительным преимуществом для истца будет и получение обеспечительных мер без уведомления оппонентов в самом начале судебного разбирательства, которое обычно является краеугольным камнем сильной позиции в деле.

И наконец, по факту обращения адвоката, предоставляющего свидетельства платежеспособности ­потенциального должника, оценку оснований и перспектив иска, компания-спонсор определяет возможность своего участия в процессе и сообщает об этом потенциальному истцу.

Таким образом, плата за входной билет совсем незначительна. Она сводится к подготовке базовой документации и получению заключения признанного адвоката компетентной юридической фирмы о наличии хорошей позиции, то есть судебной перспективы ваших требований

Что в жалобе тебе моей?

На фоне финансового кризиса услуги по предоставлению финансирования находятся на подъеме. По некоторым оценкам, рынок финансовой поддержки судопроизводства растет примерно на 10 % в год. Вероятно, это обусловлено тем, что твердые (обоснованные, с хорошей перспективой успеха) требования, будучи менее подверженными, в нынешних условиях выглядят более привлекательным объектом инвестиций, чем традиционные активы, такие как акции и срочные инструменты.

Иными словами, финансовые институты рассматривают вложения в судебные разбирательства как один из видов рисковых активов, интересный для диверсификации вложений. Привлекает и перспектива доходности: по статистике, за каждый вложенный фунт, евро, доллар компания-спонсор получает четыре. Не следует забывать, что в случае положительного исхода возмещаются и судебные расходы, то есть спонсору возвращается вложенный им капитал.

По мелочам не размениваемся. Сутяжников просим не беспокоить

Компании-спонсоры предпочитают иг­рать по-крупному, не размениваясь по мелочам. Как правило, о привлечении внешнего финансирования для ведения судебного процесса можно говорить, если сумма требований довольно значительна — не менее 200 000 евро.

При принятии решения об участии в финансировании судебных расходов эти институты обращают пристальное внимание на предполагаемый уровень судебных расходов и тщательность подготовительной работы. Размер участия в итоге дела может зависеть как от взысканной суммы (чем больше процесс, тем меньше процент взысканной суммы), так и от времени, которое требуется для достижения положительного результата. Так, по условиям стандартного соглашения одного из частных фондов, если сумма взыскана в течение 6 месяцев, то доля финансового института составляет 25 %, если же срок разбирательства превышает 1,5 года, то доля увеличивается до 50 %.

Традиционно эта схема взаимоотношений часто используется в разбирательствах о несостоятельности, спорах о возврате налогов, о взыскании убытков, причиненных нарушением профессиональных обязанностей, потребительских групповых исках (классовые иски), где наличие спонсора позволяет инициатору судопроизводства без проблем привлечь других членов класса/группы (соистцов). А также в спорах, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, где изобретатель или иной правообладатель противостоит крупнейшим транснациональным корпорациям. Одной из востребованных областей в сфере финансирования судебных разбирательств являются и претензии к страховым компаниям о выплате страхового возмещения.

Защита и обоснование подобных требований зачастую требуют привлечения специалистов в технической области, аккредитованных оценщиков, инженеров, врачей. В силу природы своего основного бизнеса страховые компании, занимающиеся финансированием судебных разбирательств, имеют доступ к сети экспертов, обладающих необходимой квалификацией, по всему миру.

Национальное законодательство ряда юрисдикций налагает ограничения на степень контроля финансового института за стратегией и тактикой ведения процесса. В континентальной Европе финансовые институты располагают большей свободой в этом аспекте. Однако одним из важнейших инструментов контроля над течением и исходом судебной процедуры является выбор правильной юридической фирмы — мера, которая доступна финансовым институтам в любой юрисдикции.

Сегодня для корпоративных юристов, действующих в условиях жесткой экономии и урезанных бюджетов на оплату внешних услуг, финансирование судопроизводства является привлекательной альтернативой, так как, за исключением времени на ведение процессов, не требует привлечения дополнительных средств.

Одним из стандартных условий договоров с юристами, привлекаемых финансистами и финансовыми организациями, являются условия о текущей оплате по дисконтированным ставкам (например, 70 % от стандартных), в случае положительного исхода — фактическая ставка увеличится в 1,5-2 раза, то есть составит порядка 140 %.

Так, по одному из недавних дел о защите права на частную жизнь сумма присужденных убытков составила порядка 100 000 евро. Однако сам суд обошелся при этом ответчикам в сумму более 2 млн в виде судебных расходов — на своих юристов и на возмещение судебных расходов для юрис­тов истца.

Вместе лучше

Адвокат структурирует факты, доказательства и предлагает план ведения разбирательства. Финансовый институт привносит в проект не только деньги, но и свою репутацию, вес и многолетний опыт участия в подобных судебных разбирательствах, а также связи со специалистами в технических облас­тях, экспертами по интеллектуальной собственности, патентными поверенными.

Важно отметить, что все участники процесса (юристы, ведущие дело, компания-спонсор и истец) имеют общую цель и действуют сообща для ее достижения. Коллективные усилия увеличивают общие шансы на успех.

НИКИФОРОВ Илья — управляющий партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры», г. Санкт-Петербург

Примечание. В статье изложены собственное мнение и выводы автора, которые могут не совпадать с позицией адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Дань моде или призвание

Государственная практика

В предвкушении вето

Реформирование судов «заговорили»

За рубежом

Полтора года лишения свободы условно за падение сосульки

Астролога будут судить за несбывшееся предсказание

Законодательная практика

Кража админненаказуема

Административная автоматизация

Кадровые новости

Новый начальник юротдела в ООО «МЕТИНВЕСТ-УКРАИНА»

В «Концерне Галнафтогаз» — кадровые изменения

Неделя права

Законная подделка

Владимиру Британчуку — 50 лет!

Чешская премьера

Замечания будут учтены

Возврату не подлежит...

КСУ разъяснил права

Новости законотворчества

Представителям местного самоуправления — пенсию госслужащих

Уточнены полномочия КМУ по подготовке к Евро-2012

Уголовную ответственность за убийство предлагают усилить

Новости из-за рубежа

Отслуживших военных, находящихся под следствием, будут увольнять

Прокурора освободили от обязанности вставать при появлении губернатора

США продлили санкции против Microsoft

Новости профессии

Петровский райсуд г. Донецка отказал в удовлетворении иска «по «Визиру»

Состоится презентация Академии нотариата Украины

КСУ приступает к рассмотрению вопроса о дате выборов Президента Украины

Президент АЮУ обратился к Владимиру Литвину

Новости юридических фирм

Salans открыла офис в Гонконге

ЮФ «АС Консалтинг» признана и рекомендована международным юридическим справочником The Legal 500

АФ «Паритет» выступила партнером ІІІ Всеукраинского дня правовых вакансий

Партнер АК «Коннов и Созановский» — лучший юрист в сфере интеллектуальной собственности

Лучшие юридические фирмы РФ отмечены дипломами журнала «Корпоративный юрист»

Юристы, сопровождающие банкротство Lehman Brothers, получат рекордные доходы

Реестр событий

Минюст: стоящих не блокировать

Без пожара нет скандала

Досадил судья — пожалуйся Минюсту

Служебная лестница

Переводы

Увольнения

Судебные решения

О допустимости применения отдельных техсредств для сбора доказательств о нарушении ПДД

Тема номера

Эффективная конкурентная защита!

Схожие действия антиконкурентны?

Частная практика

Адвокатам — аренда вне конкурса

«Финансирование иска»: технологии

Юридический форум

Внешний или внутренний?

Юрисконсульт

«Наружка»: платить иль не платить?

Залог корпоративных прав в ООО

Все точки над Infiniti

Удары по радарам

Інші новини

PRAVO.UA