Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №28 (811) » Фармацевтическая кампания

Фармацевтическая кампания

Рубрика Тема номера
Последние законодательные изменения в сфере фармацевтики ограничивают рекламу лекарственных средств, однако смягчают требования к информированию потребителя о реализуемых товарах

Начиная с конца 2011 года и на протяжении 2012-2013 годов на Украине был принят целый ряд законодательных актов, ограничивающих рекламу лекарственных средств по всем направлениям, а также регламентирующих некоторые другие области деятельности торговцев лекарственными средствами, в частности, в сфере информирования потребителя о своей торговой марке и реализуемых товарах. На данный момент наработана определенная правоприменительная практика.

Нарушение и наказание

В соответствии с последними изменениями Законов Украины «О рекламе» (статья 21) и «О лекарственных средствах» (статья 26) на Украине разрешена исключительно реклама лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача и не внесенных в перечень запрещенных для рекламирования. Решение об отнесении того или иного лекарственного средства к препаратам, рекламирование которых запрещено, принимается Министерством здравоохранения (Минздрав) Украины во время государственной регистрации (перерегистрации) этого средства. Критерии, по которым принимается вышеуказанное решение, определены в приказе Минздрава Украины от 6 июля 2012 года № 422. Если же реклама лекарственного средства разрешена, она обязательно должна соответствовать условиям, указанным в частях 4—11 статьи 21 Закона Украины «О рекламе» (Закон о рекламе). В частности, потребителю должно быть понятно, что получаемая информация является рекламой, а рекламируемый товар — лекарственным средством; реклама должна содержать требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства и рекомендацию об обязательном ознакомлении с инструкцией по применению препарата и прочее.

За нарушение вышеуказанных требований и в целом законодательства со стороны рекламодателей, производителей и распространителей рекламы статьей 27 Закона о рекламе предусмотрена ответственность в размере пятикратной стоимости изготовленной или распространенной рекламы. В случае если стоимость неправомерной рекламы не может быть достоверно установлена, налагается штраф в размере 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Четкая нормативная регламентация требований, которым должна отвечать разрешенная реклама лекарственных средств, и достаточно прозрачный механизм привлечения к ответственности нарушителей способствовали активизации действий Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция) по привлечению фармацевтических компаний к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Так, например, 6 июня 2013 года постановлением Киевского апелляционного суда по делу № 826/403/13-а удовлетворена апелляционная жалоба Госпотребинспекции на постановление Окружного административного суда г. Киева от 25 февраля 2013 года и оставлено в силе решение Госпотребинспекции о наложении штрафа на фармацевтическую компанию в размере 16 миллионов гривен (на основаниях недобросовестности рекламы, недопустимых ссылок на терапевтические эффекты относительно заболеваний, не поддающихся или тяжело поддающихся лечению, и прочего).

Реклама без врачей

С целью предотвращения распространения рекламы лекарственных средств через сети медицинских представителей и лечебных заведений Украины в статью 21 Закона о рекламе в декабре 2011 года была специально введена часть 7 о запрете участия в рекламе лекарственных препаратов врачей и других профессиональных медицинских работников, а также работников, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей. Кроме того, 4 июля 2012 года был принят Закон Украины № 5036-VI о внесении изменений в Основы законодательства Украины об охране здоровья (Основы), которым установлены ограничения для медицинских и фармацевтических работников во время осуществления ими профессиональной деятельности. В частности, согласно статье 781 Основ, вышеуказанные работники не имеют права получать неправомерную выгоду от производителей/продавцов лекарственных средств, их представителей; получать образцы лекарственных средств для их использования в профессиональной деятельности от производителей/продавцов лекарственных средств, их представителей; рекламировать лекарственные средства, в том числе путем выписки лекарственных средств на бланках с информацией рекламного характера и указания производителей лекарственных средств (торговых марок); по требованию потребителя во время реализации (отпуска) лекарственных средств не предоставлять или предоставлять недостоверную информацию о наличии лекарственных средств-аналогов по более низкой цене.

Одновременно с внесением вышеуказанных ограничений для фармацевтических и медицинских работников Законом № 5065-VI были внесены изменения в статью 442 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Теперь медицинские и фармацевтические работники, нарушающие ограничения, установленные статьей 781 Основ, будут нести административную ответственность в виде штрафа в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, а при повторном нарушении в течение года — в размере до 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Вывескам быть!

Большой резонанс среди розничных аптечных сетей в 2012 году вызвали изменения в Лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (Лицензионные условия), внесенные приказом Минздрава Украины от 7 сентября 2012 года № 707 (Приказ). В новой редакции изложен пункт 2.12 Лицензионных условий и введена следующая норма: в наименовании аптечного заведения, в знаке для товаров и услуг, под которым оно ведет свою деятельность, в его вывесках и наружной рекламе не допускается использование каких-либо сведений, содержащих утверждение относительно уровня или иного признака цен и социальной направленности аптечного заведения, которое может повлиять на намерения потребителей по приобретению товаров в таком заведении.

На практике после вступления в силу вышеуказанных изменений представители Государственной службы Украины по лекарственным средствам и ее территориальных отделений практически повсеместно стали выдвигать требования к владельцам аптечных заведений по исключению наименования аптек из вывесок на фасаде. И только 18 июня 2013 года Высшим административным судом Украины по делу № К/800/19905/13 была поставлена точка в вопросе возможности использования наименования и торговой марки аптеки в вывесках, наружной рекламе и в знаке для товаров и услуг, под которым она проводит свою деятельность, а именно: оставлено в силе постановление Окружного административного суда г. Киева от 18 января 2013 года по делу № 2а-17708/12/2670. Этим постановлением признан незаконным абзац 4 пункта 1 Приказа как изданный с целью, противоречащей законодательно установленным целям Минздрава Украины. на министерство возложена обязанность безотлагательно опубликовать резолютивную часть этого решения суда в официальном издании после вступления постановления в законную силу. Таким образом, розничные торговцы лекарственными средствами вновь смогут использовать наименование аптечного заведения и знак для товаров и услуг без каких-либо ограничений, в том числе на вывесках и наружной рекламе.

Принятые изменения в законодательные акты Украины в сфере рекламы лекарственных средств должны не только привести к повышению качества обслуживания потребителей, реализации ими своего права на получение полной, достоверной и точной информации о необходимых лекарственных препаратах и их фармакологических свойствах, но и улучшить состояние здоровья населения Украины.

 

БОБЫРЕВА Елена — старший юрист, руководитель проектов ЮК POLEX, г. Харьков

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Актуальный документ

Документы и аналитика

Возражение на апелляционную жалобу

Акцент

Управление юстицией

Спрос и продолжение

В фокусе: УПК

Из дела слов не выкинешь

В фокусе: конституция

Глаз народа

Государство и юристы

Сессия невыполнима

Предельно сложно

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утверждены требования к туристическим объектам

Принят в целом закон о трансфертном ценообразовании

Минюст обнародовал новые изменения избирательного законодательства

Документы и аналитика

Власть имущества

Книжная полка

Уголовный глоссарий

Неделя права

Реформа по наследству

Избирательный подход

Документальная ревизия

Неделя права

Новости из-за рубежа

В апелляционных судах Великобритании могут разрешить видеосъемку

В РФ суды разгружают от налоговых споров

Египет возглавил председатель Конституционного суда

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело ИО «Юстиниан» направлено на новое рассмотрение

А. Суббота снова судится с ВККС

Новости юридических фирм

Частная практика

Юлия Черных выступила в качестве преподавателя экстерн-курса Королевского института арбитров в Женеве

АО AVER LEX защитило интересы клиентов в налоговых спорах

Андрей Мороз назначен ассоциированным партнером ЮФ «Лавринович и Партнеры»

АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» — единственная юридическая фирма СНГ в рейтинге The Lawyer European 100

ЮФ «Авеллум Партнерс» — юрсоветник по вопросам предоставления кредитной линии компании Arricano Real Estate

Отрасли практики

Работа по контрафакту

Музыкальное празднование

Пытка № 5

Авторитетный режим

Прибыльная забота

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Вплавь по Днестру

Решения недели

Судебная практика

Приравняли к суточным

Правомерный ответ

Таможня засомневалась

Самое важное

Неисполнительный документ

Пожизненное исключение

Реквизитам быть

Прием за работу

Судебная практика

Судебные решения

Изменение ГНИ направления платежа не влечет ответственности налогоплательщика за нарушение срока уплаты налога

В каких случаях сумма кредиторской задолженности включается в состав валового дохода предприятия как сумма безвозвратной финансовой помощи

Судебная практика

Судио-видео

Судебная практика

Судебные решения

Факт утери продавцом правоустанавливающего документа на предмет отчуждения по договору не может быть основанием для признания договора действительным

Судебная практика

Свободная энергия

Время или деньги

Утомительный приз

Тема номера

Большая разница

Фармацевтическая кампания

Частная практика

Контуры на карте

Тридцать лет спустя

Трудовой стажер

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: