Начиная с конца 2011 года и на протяжении 2012-2013 годов на Украине был принят целый ряд законодательных актов, ограничивающих рекламу лекарственных средств по всем направлениям, а также регламентирующих некоторые другие области деятельности торговцев лекарственными средствами, в частности, в сфере информирования потребителя о своей торговой марке и реализуемых товарах. На данный момент наработана определенная правоприменительная практика.
В соответствии с последними изменениями Законов Украины «О рекламе» (статья 21) и «О лекарственных средствах» (статья 26) на Украине разрешена исключительно реклама лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача и не внесенных в перечень запрещенных для рекламирования. Решение об отнесении того или иного лекарственного средства к препаратам, рекламирование которых запрещено, принимается Министерством здравоохранения (Минздрав) Украины во время государственной регистрации (перерегистрации) этого средства. Критерии, по которым принимается вышеуказанное решение, определены в приказе Минздрава Украины от 6 июля 2012 года № 422. Если же реклама лекарственного средства разрешена, она обязательно должна соответствовать условиям, указанным в частях 4—11 статьи 21 Закона Украины «О рекламе» (Закон о рекламе). В частности, потребителю должно быть понятно, что получаемая информация является рекламой, а рекламируемый товар — лекарственным средством; реклама должна содержать требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства и рекомендацию об обязательном ознакомлении с инструкцией по применению препарата и прочее.
За нарушение вышеуказанных требований и в целом законодательства со стороны рекламодателей, производителей и распространителей рекламы статьей 27 Закона о рекламе предусмотрена ответственность в размере пятикратной стоимости изготовленной или распространенной рекламы. В случае если стоимость неправомерной рекламы не может быть достоверно установлена, налагается штраф в размере 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Четкая нормативная регламентация требований, которым должна отвечать разрешенная реклама лекарственных средств, и достаточно прозрачный механизм привлечения к ответственности нарушителей способствовали активизации действий Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция) по привлечению фармацевтических компаний к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Так, например, 6 июня 2013 года постановлением Киевского апелляционного суда по делу № 826/403/13-а удовлетворена апелляционная жалоба Госпотребинспекции на постановление Окружного административного суда г. Киева от 25 февраля 2013 года и оставлено в силе решение Госпотребинспекции о наложении штрафа на фармацевтическую компанию в размере 16 миллионов гривен (на основаниях недобросовестности рекламы, недопустимых ссылок на терапевтические эффекты относительно заболеваний, не поддающихся или тяжело поддающихся лечению, и прочего).
С целью предотвращения распространения рекламы лекарственных средств через сети медицинских представителей и лечебных заведений Украины в статью 21 Закона о рекламе в декабре 2011 года была специально введена часть 7 о запрете участия в рекламе лекарственных препаратов врачей и других профессиональных медицинских работников, а также работников, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей. Кроме того, 4 июля 2012 года был принят Закон Украины № 5036-VI о внесении изменений в Основы законодательства Украины об охране здоровья (Основы), которым установлены ограничения для медицинских и фармацевтических работников во время осуществления ими профессиональной деятельности. В частности, согласно статье 781 Основ, вышеуказанные работники не имеют права получать неправомерную выгоду от производителей/продавцов лекарственных средств, их представителей; получать образцы лекарственных средств для их использования в профессиональной деятельности от производителей/продавцов лекарственных средств, их представителей; рекламировать лекарственные средства, в том числе путем выписки лекарственных средств на бланках с информацией рекламного характера и указания производителей лекарственных средств (торговых марок); по требованию потребителя во время реализации (отпуска) лекарственных средств не предоставлять или предоставлять недостоверную информацию о наличии лекарственных средств-аналогов по более низкой цене.
Одновременно с внесением вышеуказанных ограничений для фармацевтических и медицинских работников Законом № 5065-VI были внесены изменения в статью 442 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Теперь медицинские и фармацевтические работники, нарушающие ограничения, установленные статьей 781 Основ, будут нести административную ответственность в виде штрафа в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, а при повторном нарушении в течение года — в размере до 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Большой резонанс среди розничных аптечных сетей в 2012 году вызвали изменения в Лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (Лицензионные условия), внесенные приказом Минздрава Украины от 7 сентября 2012 года № 707 (Приказ). В новой редакции изложен пункт 2.12 Лицензионных условий и введена следующая норма: в наименовании аптечного заведения, в знаке для товаров и услуг, под которым оно ведет свою деятельность, в его вывесках и наружной рекламе не допускается использование каких-либо сведений, содержащих утверждение относительно уровня или иного признака цен и социальной направленности аптечного заведения, которое может повлиять на намерения потребителей по приобретению товаров в таком заведении.
На практике после вступления в силу вышеуказанных изменений представители Государственной службы Украины по лекарственным средствам и ее территориальных отделений практически повсеместно стали выдвигать требования к владельцам аптечных заведений по исключению наименования аптек из вывесок на фасаде. И только 18 июня 2013 года Высшим административным судом Украины по делу № К/800/19905/13 была поставлена точка в вопросе возможности использования наименования и торговой марки аптеки в вывесках, наружной рекламе и в знаке для товаров и услуг, под которым она проводит свою деятельность, а именно: оставлено в силе постановление Окружного административного суда г. Киева от 18 января 2013 года по делу № 2а-17708/12/2670. Этим постановлением признан незаконным абзац 4 пункта 1 Приказа как изданный с целью, противоречащей законодательно установленным целям Минздрава Украины. на министерство возложена обязанность безотлагательно опубликовать резолютивную часть этого решения суда в официальном издании после вступления постановления в законную силу. Таким образом, розничные торговцы лекарственными средствами вновь смогут использовать наименование аптечного заведения и знак для товаров и услуг без каких-либо ограничений, в том числе на вывесках и наружной рекламе.
Принятые изменения в законодательные акты Украины в сфере рекламы лекарственных средств должны не только привести к повышению качества обслуживания потребителей, реализации ими своего права на получение полной, достоверной и точной информации о необходимых лекарственных препаратах и их фармакологических свойствах, но и улучшить состояние здоровья населения Украины.
БОБЫРЕВА Елена — старший юрист, руководитель проектов ЮК POLEX, г. Харьков
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…