Фактический удар — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (950) » Фактический удар

Фактический удар

Вследствие признания Украиной юрисдикции Международного уголовного суда (МУС), в том числе в отношении событий в Крыму и на Донбассе, в ходе своего предварительного расследования по ситуации на Украине Офису прокурора МУС предстоит установить, относятся ли преступления, предположительно совершенные в ходе этих событий, к категории военных преступлений, преступлений против человечности либо геноцида. При изучении вероятности совершения военных преступлений Офису прокурора предстоит установить, были ли предполагаемые преступления совершены в контексте вооруженного конфликта либо связаны с ним, и если да, носит ли вооруженный конфликт международный либо немеждународный характер. Характер конфликта — один из факторов, позволяющих определить сферу применения норм международного гуманитарного права в отношении событий на Украине.

Критерии суда

Пожалуй, мало у кого может вызвать сомнение тот факт, что события на Донбассе являются элементами вооруженного конфликта. В то же время вопрос, касающийся степени участия в этом вооруженном конфликте Российской Федерации, стал предметом широкого обсуждения. Непосредственное участие РФ в конфликте на Донбассе представляется очевидным для общественности Украины, но категорически отрицается российской стороной. Кроме того, может ли считаться элементом вооруженного конфликта захват власти в Крыму с помощью вооруженных лиц с последующей его аннексией даже при отсутствии какого-либо сопротивления, и опять же — какова роль РФ в этих событиях?

В этой связи целесообразно рассмотреть юридические критерии, которые используются в практике МУС для установления наличия вооруженного конфликта, а также для ­определения того, какой вооруженный конфликт может считаться международным. Этими критериями будет руковод­ствоваться Офис прокурора МУС в ходе своего предварительного расследования в отношении ситуации на Украине.

Следует начать с того, что понятие вооруженного конфликта международного либо немеждународного характера не содержится в учредительных документах МУС и подлежит толкованию в соответствии с нормами международного права вооруженных конфликтов. В своих первых вердиктах, в частности в делах Томас Лубанга Дийло (решение от 14 марта 2012 года) и Жермен Катанга (решение от 7 марта 2014 года), Судебные палаты МУС обратились к практике международных уголовных ad hoc трибуналов, а также к комментариям Международного комитета Красного Креста к Женевским конвенциям и дополнительным протоколам к ним и выработали целый ряд критериев, которые являются сегодня частью прецедентной практики МУС.

Так, в соответствии с практикой МУС вооруженный конфликт существует тогда, когда имеет место применение вооруженной силы между государствами либо затяжное вооруженное насилие между государственными органами и организованными вооруженными группами или между такими группами внутри государства. Международное гуманитарное право, и в частности положения Римского статута, регламентирующие военные преступления, подлежат применению с самого начала таких вооруженных конфликтов и вплоть до заключения мирного соглашения, даже если военные действия завершились ранее, а в случае внутренних конфликтов — вплоть до достижения мирного урегулирования. Положения международного гуманитарного права подлежат применению на всей территории воюющих государств или в случае внутренних конфликтов — на всей территории, находящейся под контролем стороны, независимо от того, ведутся ли на ней реальные боевые действия.

Международный уровень

Вооруженный конфликт считается международным, если он происходит между двумя или несколькими государствами независимо от того, имело ли место формальное объявление войны, а также независимо от длительности конфронтации либо количества жертв. Кроме того, внутренний вооруженный конфликт, который вспыхивает на территории государства, может стать международным или в зависимости от обстоятельств может быть по своему характеру одновременно международным и внутренним вооруженным конфликтом, если другое государство вмешивается в этот конфликт с помощью своих войск (прямое вмешательство) или некоторые из участников внутреннего вооруженного конфликта действуют от имени этого другого государства (непрямое вмешательство).

При определении того, имеет ли место международный вооруженный конфликт вследствие непрямого вмешательства другого государства, главным критерием является степень контроля, который это государство осуществляет над вооруженными группами, участвующими в конфликте. В частности, государство будет считаться косвенно участвующим в вооруженном конфликте, если оно осуществляет «всеобщий контроль», а именно — играет роль в организации, координации или планировании военной деятельности вооруженной группы, помимо финансирования, обучения, обеспечения или предоставления операционной поддержки такой группы. При этом необязательно, чтобы государство издавало специальные приказы либо осуществляло руководство каждой военной операцией.

Следует подчеркнуть, что практика МУС относит к категории международного вооруженного конфликта частичную или полную оккупацию территории другого государства независимо от причины оккупации, а также от того, встретила ли оккупация вооруженное сопротивление, то есть независимо от интенсивности конфронтации. Так, территория считается оккупированной, если она действительно находится под властью неприятельской армии, и оккупация распространяется только на территорию, где такая власть была создана и может быть осуществлена. Следовательно, военная оккупация имеет место там, где военные силы того или иного государства вмешиваются и осуществляют контроль над территорией за пределами международно признанных границ этого государства независимо от того, принадлежит ли эта территория враждебному государству, нейтральному государству или совместно воюющему, при условии, что развертывание сил не было санкционировано соглашением с легитимной властью оккупированной территории.

Природа конфликта

Для того чтобы определить, установили ли оккупационные силы свою власть на территории, принимаются во внимание различные факторы, в том числе следующие: а) оккупационные силы должны быть в состоянии установить свою власть вместо легитимной власти государства оккупированной территории, которая лишена возможности действовать публично; б) силы противника сдались, были разбиты либо отозваны; в) оккупационные силы имеют достаточное военное присутствие или возможность предоставить войска в течение разумного времени для обеспечения своей власти; г) на оккупированной территории создана временная администрация; д) оккупационные силы внедрили и обеспечивают выполнение правил для гражданского населения.

В этой связи следует отметить, что поскольку ситуация может развиваться и переходить от одного типа конфликта к другому, природа вооруженного конфликта должна быть определена в свете преобладающих фактов в определенный момент времени, рассматриваемых во всей их совокупности. Это особенно важно в случае длительной оккупации, когда правовая оценка характера конфликта может меняться с течением времени.

Таким образом, в соответствии с критериями, которые являются частью применяемого права МУС, независимо от политической либо правовой оценки событий заинтересованными сторонами, факт участия РФ в конфликте на Донбассе и, соответственно, квалификация конфликта как международного вооруженного могут быть установлены не только при наличии доказательств прямого участия в конфликте ее регулярных вооруженных сил, но и при наличии доказательств непрямого вмешательства путем организации, координации или планирования военной деятельности вооруженных формирований «ЛНР» и «ДНР», непосредственно участвующих в конфликте.

В свете рассмотренных критериев захват власти в Крыму с последующей аннексией также может быть квалифицирован МУС как международный вооруженный конфликт — в форме военной оккупации — вопреки тому факту, что указанные события не были сопряжены ни с вооруженными столкновениями с участием Вооруженных Сил Украины, ни с сопротивлением в какой-либо иной форме. Установление факта участия РФ в конфликте на Донбассе и в Крыму в результате судебного производства МУС хотя и не может повлечь за собой прямой ответственности РФ как государства, однако может иметь ключевое значение в контексте поиска и реализации политических и правовых механизмов урегулирования конфликта на Украине в будущем.

 

СУПРУН Дмитрий — юридический советник Офиса по защите прав потерпевших Международного уголовного суда, г. Гаага (Нидерланды)

 

Примечание. Мнение, выраженное в данном материале, принадлежит только автору и не является отображением мнения Международного уголовного суда

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

База развития

В фокусе: КАС

Обещать — не значит жениться

Верить в примеры

Государство и юристы

Скрытие покажет

Устранить пробелы

КСУ: итоги года

Режимы доступа

Разжалобить любого

Они вправе толковать Конституцию Украины официально и решать вопросы о соответствии ей законов

Семизначный год

Тихий тон

Дать концепт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Суд поддержал Apple в споре о взломе iPhone

Неделя права

На практике

Марочная вина

Срочная коллизия

Постановка по требованию

Новости юридических фирм

Частная практика

CMS консультирует «МВ Карго» в связи с инвестициями в зерновой терминал в порту «Южный»

ЮФ Ario объявила о ребрендинге

МЮФ Integrites выступила юридическим советником группы компаний «Новая Почта» по вопросам конкурентного законодательства

Юристы МПЦ EUCON» защитили интересы компании «Микоген-Украина»

Состоялись украинские раунды судебных дебатов по международному коммерческому арбитражу им. В. Виса

Н. Чернявский рекомендован в числе ведущих ТМТ юристов в мире по версии Who’s Who Legal

ЮФ Avellum консультировала Х. Алихани в связи с согласованием с НБУ приобретения существенного участия в банке «Центр»

Отрасли практики

Фактический удар

Отставить комментарий

Лекарственный спор

Рабочий график

Восточный форум

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Ставить под опрос

Soulная партия

Самое важное

Обыскное дело

Свод-анализ

Осудить детали

Невозвращенное имущество

Судебная практика

Публичная редакция

В самом сроке

Тема номера

Перевод времени

Амуниция для амбиций

Внести баланс

Правила злоупотребления

Надстройка инструмента

Получить упрощение

Частная практика

В порядке — исключение

Возмещение новыми

Генеральный детектор

Тендерное равенство

Інші новини

PRAVO.UA