Необходимость более тщательного контроля за деятельностью участников отечественного рынка финансовых услуг уже давно стала актуальной: отчеты контролирующих органов зачастую пестрят известиями об очередной махинации на фондовом рынке. С целью препятствовать такого рода злоупотреблениям Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг разработала проект законодательных изменений, который впоследствии был одобрен Кабинетом Министров Украины, а позднее — зарегистрирован в Верховном Совете Украины. Собственно, предлагаем ознакомиться с основными изменениями, которые, согласно пояснительной записке, должны увеличить ответственность за нарушения на рынке финуслуг, усилить защиту интересов потребителей таких услуг и создать более благоприятные условия для развития и функционирования рынков финансовых услуг и изменить другие нормы, чем улучшить функционирование рынка финуслуг в целом.
Определяемся?
Итак, прежде всего, проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг» (Проект) предлагает расширить введенные Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» термины, применимые в этом законе и законодательстве, регулирующем соответствующие правоотношения в целом. В частности, в Проекте детализируется, что участниками рынков финуслуг являются: лица, имеющие в соответствии с законом право предоставлять финуслуги на территории Украины; лица, предоставляющие посреднические услуги на рынках финуслуг; объединения финучреждений, в том числе состоящие в реестре саморегулируемых организаций, который ведется органами, осуществляющими государственное регулирование рынков финансовых услуг, и потребители финансовых услуг. Также предлагается, что другими законами могут быть определены участники рынка финуслуг. Напомним, что ныне круг лиц, на которых распространяется действие закона, то есть — участников рынка финуслуг, ограничивается «юридическими и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, имеющими на законных основаниях право предоставлять финансовые услуги на Украине, и потребителями этих услуг».
Также предлагается законодательно дать определение понятию «корпоративное управление в финансовом учреждении», под которым стоит понимать систему корпоративных отношений, с помощью которых собственники финучреждения, созданного в форме хозяйственного общества, направляют и контролируют ее деятельность с учетом законных прав заинтересованных лиц (работников, потребителей финуслуг, кредиторов, государства и прочих), и ввести законодательное определение ряда других понятий.
Кроме того, в этом же законе предлагается расширить такой вид финансовых услуг, как «торговля ценными бумагами», заменив соответствующий пункт статьи 10 Закона о финуслугах на «услуги в сфере размещения, обращения и учета ценных бумаг и производных (деривативов)».
Полномочия становятся шире
Впрочем, главные изменения, по нашему мнению, предлагаемые данным законопроектом, касаются непосредственно усиления полномочий госорганов. Так, в Законе Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» статью 7, определяющую задачи Государственной комиссии Украины по ценным бумагам и фондовому рынку, предлагается дополнить следующими полномочиями данного органа:
— в соответствии с Законом о финансовых услугах предоставлять письменное согласование на осуществление юридическим или физическим лицом приобретения существенного участия (который также предлагается нормативно определить в размере от 10 %) в профессиональном участнике фондового рынка или увеличения ее таким образом, что такое лицо будет прямо или опосредованно владеть или контролировать 10, 25, 50 и 75 процентов уставного капитала такого финучреждения или права голоса приобретенных акций (долей) в органах управления финучреждения;
— устанавливать требования, разрабатывать и утверждать стандарты корпоративного управления у профессиональных участников фондового рынка, а также применять меры по контролю за их соблюдением;
— устанавливать порядок согласования приобретения существенного участия в профессиональных участниках фондового рынка.
Изменениями в Закон о финуслугах предлагается также конкретизировать и дополнить полномочия уполномоченных органов по регулированию деятельности по предоставлению финансовых услуг. Например, уточняется, что они не только осуществляют регистрацию и ведение Госреестра финучреждений, но и в случаях, предусмотренных собственными нормативными актами, ведут реестры лиц, не являющихся финучреждениями, но имеющими право предоставлять отдельные финансовые услуги. Что касается новых полномочий, то они состоят в праве установления требований и порядка внедрения внутреннего аудита (контроля) финучреждений, установления порядка согласования приобретения существенного участия в таком учреждении и разработке и утверждении по согласованию с Министерством финансов Украины нормативно-правовых актов по вопросам бухгалтерского учета в сфере предоставления финуслуг.
Помимо этого, предлагается урегулировать вопросы формирования капитала финучрежедний, а также наделить органы, осуществляющие государственное регулирование рынков финансовых услуг, правом запрашивать в государственных органах или у других лиц информацию, необходимую для подтверждения источников происхождения денежных средств, используемых для формирования уставного капитала финансового учреждения или приобретения (увеличения) существенного участия в нем, финансового состояния и деловой репутации собственников существенного участия (лиц, претендующих на существенное участие) в финучреждении.
Информируем клиента
Кроме того, проект предлагает ввести две новые статьи в Закон о финуслугах, которыми урегулировать вопросы проведения внутреннего аудита (контроля) финансового учреждения и порядка раскрытия информации. Последнее является необходимым в свете того, что проектом предусматривается установить, что одним из существенных условий для заключения договора о предоставлении финуслуг с физическим лицом является предоставление информации финучреждением, включающей:
— краткое описание финансовой услуги, которую предлагается предоставить клиенту, с прогнозными показателями исполнения договора, если иное не предусмотрено законодательством;
— условия предоставления дополнительных финуслуг и их стоимость;
— порядок уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) за счет физлица в результате получения финуслуги;
— правовые последствия и порядок осуществления расчетов с физлицом в результате досрочного прекращения предоставления финуслуги;
— имеющийся у финучреждения механизм защиты прав потребителей и порядок регулирования спорных вопросов, возникающих в процессе предоставления финуслуги;
— реквизиты органа (адрес, номер телефона и прочее), осуществляющего государственное регулирование рынков финуслуг, а также реквизиты органов по вопросам защиты прав потребителей;
— размер вознаграждения финучреждения в случае, когда оно предлагает финуслуги других финучреждений.
Причем такая информация должна предоставляться с целью обеспечить правильное понимание сути финуслуги без навязывания ее приобретения, а само предоставление услуг должно соответствовать требованиям законодательства о защите прав потребителей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…