Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №40 (562) » Ежовые финансовые рукавицы

Ежовые финансовые рукавицы

О законопроекте, которым предлагается ужесточение контроля за деятельностью на финансовых рынках

Необходимость более ­тщательного контроля за деятельностью участников отечественного рынка финансовых услуг уже давно стала актуальной: отчеты контролирующих органов зачастую пестрят известиями об очередной махинации на фондовом рынке. С целью препятствовать такого рода злоупотреблениям Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг разработала проект законодательных изменений, который впоследствии был одобрен Кабинетом Министров Украины, а позднее — зарегистрирован в Верховном Совете Украины. Собственно, предлагаем ознакомиться с основными изменениями, которые, согласно пояснительной запис­ке, должны увеличить ответственность за нарушения на рынке финуслуг, усилить защиту интересов потребителей таких услуг и создать более благоприятные условия для развития и функционирования рынков финансовых услуг и изменить другие нормы, чем улучшить функционирование рынка финуслуг в целом.

Определяемся?

Итак, прежде всего, проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг» (Проект) предлагает расширить введенные Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» термины, применимые в этом законе и законодательстве, регулирующем соответствующие правоотношения в целом. В частности, в Проекте детализируется, что участниками рынков финуслуг являются: лица, имеющие в соответствии с законом право предоставлять финуслуги на территории Украины; лица, предоставляющие посреднические услуги на рынках финуслуг; объединения финучреждений, в том числе состоящие в реестре саморегулируемых организаций, который ведется органами, осуществляющими государственное регулирование рынков финансовых услуг, и потребители финансовых услуг. Также предлагается, что другими законами могут быть определены участники рынка фин­услуг. Напомним, что ныне круг лиц, на которых распространяется действие закона, то есть — участников рынка финуслуг, ограничивается «юридическими и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, имеющими на законных основаниях право предоставлять финансовые услуги на Украине, и потребителями этих услуг».

Также предлагается законодательно дать определение понятию «корпоративное управление в финансовом учреждении», под которым стоит понимать систему корпоративных отношений, с помощью которых собственники финучреждения, созданного в форме хозяйственного общества, направляют и контролируют ее деятельность с учетом законных прав заинтересованных лиц (работников, потребителей финуслуг, кредиторов, государства и прочих), и ввести законодательное определение ряда других понятий.

Кроме того, в этом же законе предлагается расширить такой вид финансовых услуг, как «торговля ценными бумагами», заменив соответствующий пункт статьи 10 Закона о финуслугах на «услуги в сфере размещения, обращения и учета ценных бумаг и производных (деривативов)».

Полномочия становятся шире

Впрочем, главные изменения, по нашему мнению, предлагаемые данным законопроектом, касаются непосредственно усиления полномочий госорганов. Так, в Законе Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» статью 7, определяющую задачи Государственной комиссии Украины по ценным бумагам и фондовому рынку, предлагается дополнить следующими полномочиями данного органа:

— в соответствии с Законом о финансовых услугах предоставлять письменное согласование на осуществление юридическим или физическим лицом приобретения существенного участия (который также предлагается нормативно определить в размере от 10 %) в профессиональном участнике фондового рынка или увеличения ее таким образом, что такое лицо будет прямо или опосредованно владеть или контролировать 10, 25, 50 и 75 процентов уставного капитала такого финучреждения или права голоса приобретенных акций (долей) в органах управления финучреждения;

— устанавливать требования, разрабатывать и утверждать стандарты корпоративного управления у профессиональных участников фондового рынка, а также применять меры по контролю за их соблюдением;

— устанавливать порядок согласования приобретения существенного участия в профессиональных участниках фондового рынка.

Изменениями в Закон о финуслугах предлагается также конкретизировать и дополнить полномочия уполномоченных органов по регулированию деятельнос­ти по предоставлению финансовых услуг. Например, уточняется, что они не только осуществляют регистрацию и ведение Госреестра финучреждений, но и в случаях, предусмотренных собственными нормативными актами, ведут реестры лиц, не являющихся финучреждениями, но имеющими право предоставлять отдельные финансовые услуги. Что касается новых полномочий, то они состоят в праве установления требований и порядка внедрения внутреннего аудита (контроля) финучреждений, установления порядка согласования приобретения существенного участия в таком учреждении и разработке и утверждении по согласованию с Министерством финансов Украины нормативно-правовых актов по вопросам бухгалтерского учета в сфере предоставления финуслуг.

Помимо этого, предлагается урегулировать вопросы формирования капитала финучрежедний, а также наделить органы, осуществляющие государственное регулирование рынков финансовых услуг, правом запрашивать в государственных органах или у других лиц информацию, необходимую для подтверждения источников происхождения денежных средств, используемых для формирования уставного капитала финансового учреждения или приобретения (увеличения) существенного участия в нем, финансового состояния и деловой репутации собственников существенного участия (лиц, претендующих на существенное участие) в финучреждении.

Информируем клиента

Кроме того, проект предлагает ввести две новые статьи в Закон о финуслугах, которыми урегулировать вопросы проведения внутреннего аудита (контроля) финансового учреждения и порядка раскрытия информации. Последнее является необходимым в свете того, что проектом предусматривается установить, что одним из существенных условий для заключения договора о предоставлении финуслуг с физическим лицом является предоставление информации финучреждением, включающей:

— краткое описание финансовой услуги, которую предлагается предоставить клиенту, с прогнозными показателями исполнения договора, если иное не преду­смотрено законодательством;

— условия предоставления дополнительных финуслуг и их стоимость;

— порядок уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) за счет физлица в результате получения финуслуги;

— правовые последствия и порядок осуществления расчетов с физлицом в результате досрочного прекращения предоставления финуслуги;

— имеющийся у финучреждения механизм защиты прав потребителей и порядок регулирования спорных вопросов, возникающих в процессе предоставления финуслуги;

— реквизиты органа (адрес, номер телефона и прочее), осуществляющего государственное регулирование рынков ­финуслуг, а также реквизиты органов по вопросам защиты прав потребителей;

— размер вознаграждения финучреж­дения в случае, когда оно предлагает ­финуслуги других финучреждений.

Причем такая информация должна предоставляться с целью обеспечить правильное понимание сути финуслуги без навязывания ее приобретения, а само предоставление услуг должно соответствовать требованиям законодательства о защите прав потребителей.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

По сколько судей собираться будем?

Нормальные условия — не роскошь

Деловая практика

С биржевым контрактом – к нотариусу удостоверять!

Законодательная практика

Новые законопроекты

Ежовые финансовые рукавицы

Иностранности

Египетский суд приговорил к тюремному заключению осла

Запрет на ношение спадающих штанов в США признан неконституционным

Жителям Нью-Йорка запретили прыгать с небоскребов

Семья в США подает в суд на местные власти из-за погибших кустов конопли

Комментарии и аналитика

Право суперфиция: теоретические вопросы и проблемы практического применения

Факты vs. оценочные суждения

Арендаторам земли — Указ не указ

Еще раз о вопросах обхода моратория

Неделя права

Права не лишены

Споры о кандидатах продолжаются

60 лет — Анатолию Осетинскому!

Бдим чистоту рядов судей?

Главное — без фальстарта

Новости делового мира

Внеплановые проверки разрешительных органов

Дотации для работодателя

О мерах финансового мониторинга

О проспекте эмиссии акций фонда

Новости законотворчества

Незаконный захват предприятий теперь наказуем

Установлены новые критерии для малых и крупных предприятий

Вскоре субъектов финансового мониторинга может стать больше

Новости из зала суда

Прекращено производство по делу Г. Кернеса

Суд вернул помещения в собственность КНУ им. Т. Шевченко

Суд удовлетворил иск Д. Жвании к ГПУ

Аэропорт «Борисполь» и компания «Аэросвит» продолжают судебные распри

Новости из-за рубежа

Суд отклонил иск Warner Bros. к создателям «Хари Путтара»

Фотограф оштрафован за снимки принцессы Дианы

Компания — посредник между владельцами авторских прав и их нарушителями

Новости профессии

CCBE организовал обсуждение проекта Закона Украины «Об адвокатуре»

Открыт Черкасский окружной админсуд

Готовится концепция юридического образования

Согласована кандидатура на должность первого зампреда ГСА

Безопасность работников суда нужно повышать

Новости юридических фирм

МЮФ Salans консультирует Международную финансовую корпорацию

ЮФ «Саенко Харенко» — советник банков в отношении консорциумного кредита ООО «Надра Банк»

Юристы АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» — участники международной конференции по иностранным инвестициям в недвижимость в Европе

Новости юридического мира

Слияние Hughes Hubbard & Reed с Luskin, Stern & Eisler

DLA Piper отправляет своих сотрудников в Дубаи

Реестр событий

Штрафами по «разгильдяйству»

Регламентный гибрид парламента

Предел един для всех

Служебная лестница

Назначения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Будьте так любезны достроить

Судебные дела недели

Агротехническая корпорация «Украгроком» отстояла интересы в суде

Львовский городской совет проиграл дело

Судебные решения

О распределении требований кредиторов по очередям удовлетворения требований

Об основаниях отказа в возбуждении дела о банкротстве

Тема номера

Банкротство отсутствующего должника

Трибуна

Поспешность при оценке КХС не нужна

Частная практика

Услуги «невидимки» со скидкой

Кадровый лоббист юрфирмы

Первый шаг к «малой реформе»

Юридический форум

Творчество и экспертизы — совместимы!

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: