Кoдекс Сообщества о визaх или Визoвый кодекс, установленный Регламентом (ЕС) № 810/2009 от 13 июля 2009 года, и вступивший в силу с 5 апреля 2010 года, является законодательным актом кодифицирующего характера, в котором объединены и систематизированы основные «визовые» правила ЕС. Его требования распространяются как на государства Шенгенского пространства (охватывает государства-члены Европейского Союза и некоторые ассоциированные государства: Исландию, Норвегию, Швейцарию и в дальнейшем Лихтенштейн; упомянутые страны официально обозначаются (в том числе в визах) термином «Шенгенские государства»; в силу специальных изъятий, предоставленных учредительными документами ЕС отдельным государствам-членам, положения Визового кодекса имеют рекомендательную силу для Дании, являющуюся Шенгенским государством, и не распространяются на Великобританию и Ирландию, которые остаются за границами Шенгенского пространства), так и на жителей третьих государств (в терминологии Кодекса «третьи» — это все государства, не входящие в Шенгенскую зону, независимо от уровня их экономического развития или географического расположения), которые намереваются посетить ЕС.
Изданный в форме регламента Визовый кодекс 2009 года обладает прямым действием, то есть не нуждается в какой-либо ратификации или трансформации в национальное законодательство. Нормы Кодекса, в том числе содержащиеся в его приложениях, непосредственно наделяют правами и возлагают обязанности на физических лиц при получении и использовании ими виз.
Нормы Визового кодекса применяются к гражданам Украины с учетом Соглашения между Украиной и Европейским сообществом об упрощении оформления виз, подписанного в Люксембурге 18 июня 2007 года, ратифицированного Законом Украины № 117-VI от 15 января 2008 года.
Важно помнить, что Визовый кодекс не применяется к «визам для долгосрочного пребывания», то есть визам для пребывания свыше трех месяцев в полугодие. В силу особенностей компетенции ЕС подобные визы служат объектом не визовой, а иммиграционной политики Европейского Союза. И до принятия в будущем специального законодательства Европейским парламентом и Советом Европейского Союза визы для долгосрочного пребывания продолжат оставаться национальными визами, то есть визами, действительными только в государствах-членах, их выдавших.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством ЕС о единой (Шенгенской) визе, включая отмененные положения Шенгенской конвенции 1990 года — Конвенции от 19 июня 1990 года о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 года, Визовый кодекс предусматривает ряд существенных юридических новелл. К ним относятся, например, отмена транзитной визы как особого типа шенгенских виз (бывшая виза «В») и создание в рамках ЕС единого Интернет-сайта, специально посвященного шенгенским визам. Существенным новшеством является также обязательная биометрия (снятие отпечатков пальцев) лиц, ходатайствующих о получении визы. Это требование пока что не вступило в силу, идет наработка соответствующей технической базы, а Украина не относится к государствам, для граждан которых биометрия будет введена первоочередно.
Также следует отметить, что Кодексом впервые предусмотрены (с 5 апреля 2011 года) обязанность мотивировать отказы в визе и предоставление заинтересованным иностранцам права обжаловать подобные решения в компетентных органах Шенгенских государств. Ранее подобные процедуры были «жестом доброй воли» со стороны посольств.
Согласно части 1 статьи 9 Визового кодекса, ходатайство о получении визы следует подать в консульство не ранее чем за три месяца до начала предполагаемой поездки. Впервые установлен срок рассмотрения ходатайства — лицо, предварительно записавшееся на прием, должно быть принято консульством в течение двух недель с момента обращения.
Общее правило гласит, что лицо обязано подавать ходатайство лично. Однако Кодексом допускается также сотрудничество консульств с коммерческими посредниками (кроме вопросов биометрии). Такие посредники должны получить соответствующую аккредитацию и подлежат регулярному выборочному контролю.
Относительно подачи ходатайства Кодексом предусмотрен следующий перечень необходимых документов: заполненный формуляр ходатайства (консульство безвозмездно предоставляет ходатайствующим лицам формуляр ходатайства); документ на поездку (паспорт гражданина Украины для выезда за границу, срок действия которого должен истекать не ранее трех месяцев после предполагаемой даты выезда с территории государств-членов; паспорт должен быть выданным менее десяти лет назад); фотографию; подтверждение уплаты визового сбора; в случае необходимости, представляется доказательство наличия адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки. Ходатайствующему лицу также следует предъявить подтвердительные документы (неисключительный перечень которых установлен Приложением II к Визовому кодексу).
Решение об отказе и его основания сообщаются ходатайствующему лицу посредством типового формуляра. Во вводной части формуляра указываются наименование консульства или иного органа, принявшего соответствующее решение, и характер принятого решения (отказ в визе/аннулирование визы/отмена визы). В мотивировочной части формуляра компетентный орган ставит отметку в любую из ячеек, которая соответствует одному из оснований отказа/аннулирования/отмены.
Новеллой является заключительная часть формуляра — заинтересованному лицу сообщается о праве обжаловать принятое решение, и приводятся ссылки на законодательство и процедуру соответствующего государства-члена в отношении права на обжалование, включая сведения о компетентном органе по рассмотрению жалоб и о сроке на их подачу.
Ныне большинство посольств шенгенских государств на Украине не готовы предоставить информацию о порядке обжалования (апелляции) отказов в выдаче визы, не говоря уже об аспектах судебного обжалования. К примеру, на официальном сайте посольства Франции сказано, что обоснование отказа не предоставляется. В шведском посольстве утверждают, что решение об отказе обжалованию не подлежит, но можно направить ходатайство, которое будет рассмотрено посольством или другим учреждением, вынесшим решение.
Посольство Испании в случае негативного решения вашего запроса на получение визы выдаст вам письменное сообщение об отказе, в котором будут указаны сроки и место подачи апелляции. Посольства в основном ограничиваются подробным информированием о порядке получения визы, перечне необходимых документов и заполнении визовой анкеты.
Сегодня в повестке дня не стоит вопрос о применении на Украине нормы нового Визового кодекса ЕС о биометрической идентификации личности к гражданам, которые хотят получить визы на въезд в страны Европейского Союза. Об этом на брифинге заявил посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины Сергей Алешин.
Г-н Алешин отметил, что сегодня граждане Украины не относятся к гражданам стран миграционного риска. По его словам, биометрическая идентификация личности будет вводиться государствами ЕС, в первую очередь, к гражданам стран миграционного риска.
Вместе с тем, по словам Сергея Алешина, если переговоры о безвизовом режиме между Украиной и ЕС будут активно и результативно продвигаться и Украина перейдет к безвизовому режиму, вопрос визовой биометрики вообще исчезнет с повестки дня, поскольку для поездок в страны Евросоюза визы не понадобятся.
Сергей КОННОВ,
адвокат
— Визовый кодекс — документ отнюдь не идеальный. На мой взгляд, ЕС предпринята попытка обобщить (именно обобщить, а не толком кодифицировать) сложившуюся визовую практику в консульствах десятков стран ЕС по всему миру. В Кодексе слишком много общих положений, оставляющих решение многих вопросов на усмотрение консульских чиновников. Выдача визы будет по-прежнему зависеть от субъективного отношения к заявителю, что допускает возможность немотивированного отказа в выдаче визы.
Я не нашел в Кодексе процедуры обжалования отказов в выдаче визы. Кодекс предусматривает лишь форму уведомления о причинах отказа и порядке обжалования. Ранее некоторые посольства и без Кодекса выдавали справку о причинах отказа (например, в прошлом году мне Чехия официально и в письменном виде отказала в визе потому, что я «имею намерение туда эмигрировать» (хотя до этого у меня был добрый десяток поездок в Чехию), а другие возвращали паспорта без виз, не сообщая причины даже на словах (Франция). Следует помнить, что эти вопросы сейчас регулируются национальным правом стран ЕС, а не на уровне сообщества.
Иными словами, Визовый кодекс — это не шаг, а лишь шажок вперед по сравнению с ранее существовавшими порядками. Но то, что визовый процесс становится унифицированным и публичным — это безусловный плюс нового Кодекса.
Новый Кодекс не затрагивает действующего соглашения ЕС — Украина по визовым вопросам, но и не решает возникших проблем с его применением, в частности, нежеланием посольств стран ЕС выдавать шенгенские визы на деловые поездки в Европу сроком на 5 лет. Максимум, на что может рассчитывать бизнес-путешественник с Украины, это многократная виза на 6 месяцев или на 1 год. А вообще-то могут выдать и однократную, что прямо нарушает условия соглашения, однако МИД Украины вяло реагирует на такие факты.
Даниил КУРДЕЛЬЧУК,
президент Укринюрколлегии
— Визовый кодекс воспринимается рядовым украинцем настороженно: даже поверхностное ознакомление с объемным документом (60 страниц мелкого текста), которым является Визовый кодекс, наводит на мысль, что не все так просто, как декларировалось. Представляется проблематичным одинаковое толкование и практическое применение такого документа консулами разных государств, которые до этого имели собственные правила и критерии для выдачи виз. Как человек прагматический, я с долей скептицизма воспринимаю новый европейский визовый документ.
Предусмотренный в Визовом кодексе механизм обжалования не вселяет особенных надежд: с моей точки зрения, это, скорее, формальная, чем существенная гарантия. Практический опыт обжалований решений в выдаче визы указывает на то, что обращение в административный столичный суд иностранного государства — вещь дорогая и длительная!
Что касается требований к аппликантам на получение виз, то остается в принципе неопределенность доказательной базы вашей «надежности» с точки зрения возвращения на Украину — у вас могут требовать новые и новые доказательства вашего имущественного и финансового состояния, и вы вынуждены раскрывать те данные и сведения, которые при других условиях вы не хотели бы декларировать.
Односторонняя отмена украинской властью въездных виз для иностранных граждан с надеждой на адекватный ответ Европы было если не наивным, то ошибочным и романтическим ожиданием. В сущности, это нарушение паритета, основополагающего принципа сферы международных отношений, поставило рядового украинца в позу просителя, потому что государство не может ответить адекватно для его защиты.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…