Еврозавизимость — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (642) » Еврозавизимость

Еврозавизимость

Кoдекс Сообщества о визaх или Визoвый кодекс, установленный Регламентом (ЕС) № 810/2009 от 13 июля 2009 года, и вступивший в силу с 5 апреля 2010 года, является законодательным актом кодифицирующего характера, в котором объединены и систематизированы основные «визовые» правила ЕС. Его требования распространяются как на государства Шенгенского пространства (охватывает государства-члены Европейского Союза и некоторые ассоциированные государства: Исландию, Норвегию, Швейцарию и в дальнейшем Лихтенштейн; упомянутые страны официально обозначаются (в том числе в визах) термином «Шенгенские государства»; в силу специальных изъятий, предоставленных учредительными документами ЕС отдельным государствам-членам, положения Визового кодекса имеют рекомендательную силу для Дании, являющуюся Шенгенским государством, и не распространяются на Великобританию и Ирландию, которые остаются за границами Шенгенского пространства), так и на жителей третьих государств (в терминологии Кодекса «третьи» — это все государства, не входящие в Шенгенскую зону, независимо от уровня их экономического развития или географического расположения), которые намереваются посетить ЕС.

Изданный в форме регламента Визовый кодекс 2009 года обладает прямым действием, то есть не нуждается в какой-либо ратификации или трансформации в национальное законодательство. Нормы Кодекса, в том числе содержащиеся в его приложениях, непосредственно наделяют правами и возлагают обязанности на физических лиц при получении и использовании ими виз.

Нормы Визового кодекса применяются к гражданам Украины с учетом Соглашения между Украиной и Европейским сообществом об упрощении оформления виз, подписанного в Люксембурге 18 июня 2007 года, ратифицированного Законом Украины № 117-VI от 15 января 2008 года.

Важно помнить, что Визовый кодекс не применяется к «визам для долгосрочного пребывания», то есть визам для пребывания свыше трех месяцев в полугодие. В силу особенностей компетенции ЕС подобные визы служат объектом не визовой, а иммиграционной политики Европейского Союза. И до принятия в будущем специального законодательства Европейским парламентом и Советом Европейского Союза визы для долгосрочного пребывания продолжат оставаться национальными визами, то есть визами, действительными только в государствах-членах, их выдавших.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством ЕС о единой (Шенгенской) визе, включая отмененные положения Шенгенской конвенции 1990 года — Конвенции от 19 июня 1990 года о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 года, Визовый кодекс предусматривает ряд существенных юридических новелл. К ним относятся, например, отмена транзитной визы как особого типа шенгенских виз (бывшая виза «В») и создание в рамках ЕС единого Интернет-сайта, специально посвященного шенгенским визам. Существенным новшеством является также обязательная биометрия (снятие отпечатков пальцев) лиц, ходатайствующих о получении визы. Это требование пока что не вступило в силу, идет наработка соответствующей технической базы, а Украина не относится к государствам, для граждан которых биометрия будет введена первоочередно.

Также следует отметить, что Кодексом впервые предусмотрены (с 5 апреля 2011 года) обязанность мотивировать отказы в визе и предоставление заинтересованным иностранцам права обжаловать подобные решения в компетентных органах Шенгенских государств. Ранее подобные процедуры были «жестом доброй воли» со стороны посольств.

Согласно части 1 статьи 9 Визового кодекса, ходатайство о получении визы следует подать в консульство не ранее чем за три месяца до начала предполагаемой поездки. Впервые установлен срок рассмотрения ходатайства — лицо, предварительно записавшееся на прием, должно быть принято консульством в течение двух недель с момента обращения.

Общее правило гласит, что лицо обязано подавать ходатайство лично. Однако Кодексом допускается также сотрудничество консульств с коммерческими посредниками (кроме вопросов биометрии). Такие посредники должны получить соответствующую аккредитацию и подлежат регулярному выборочному контролю.

Относительно подачи ходатайства Кодексом предусмотрен следующий перечень необходимых документов: заполненный формуляр ходатайства (консульство безвозмездно предоставляет ходатайствующим лицам формуляр ходатайства); документ на поездку (паспорт гражданина Украины для выезда за границу, срок действия которого должен истекать не ранее трех месяцев после предполагаемой даты выезда с территории государств-членов; паспорт должен быть выданным менее десяти лет назад); фотографию; подтверждение уплаты визового сбора; в случае необходимости, представляется доказательство наличия адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки. Ходатайствующему лицу также следует предъявить подтвердительные документы (неисключительный перечень которых установлен Приложением II к Визовому кодексу).

Решение об отказе и его основания сообщаются ходатайствующему лицу посредством типового формуляра. Во вводной части формуляра указываются наименование консульства или иного органа, принявшего соответствующее решение, и характер принятого решения (отказ в визе/аннулирование визы/отмена визы). В мотивировочной части формуляра компетентный орган ставит отметку в любую из ячеек, которая соответствует одному из оснований отказа/аннулирования/отмены.

Новеллой является заключительная часть формуляра — заинтересованному лицу сообщается о праве обжаловать принятое решение, и приводятся ссылки на законодательство и процедуру соответствующего государства-члена в отношении права на обжалование, включая сведения о компетентном органе по рассмотрению жалоб и о сроке на их подачу.


Апелляция

Как обжаловать?

Ныне большинство посольств шенгенских государств на Украине не готовы предоставить информацию о порядке обжалования (апелляции) отказов в выдаче визы, не говоря уже об аспектах судебного обжалования. К примеру, на официальном сайте посольства Франции сказано, что обоснование отказа не предоставляется. В шведском посольстве утверждают, что решение об отказе обжалованию не подлежит, но можно направить ходатайство, которое будет рассмотрено посольством или другим учреждением, вынесшим решение.

Посольство Испании в случае негативного решения вашего запроса на получение визы выдаст вам письменное сообщение об отказе, в котором будут указаны сроки и место подачи апелляции. Посольства в основном ограничиваются подробным информированием о порядке получения визы, перечне необходимых документов и заполнении визовой анкеты.


Позиция

Визовый кодекс ЕС для украинцев неактуален

Сегодня в повестке дня не стоит вопрос о применении на Украине нормы нового Визового кодекса ЕС о биометрической идентификации личности к гражданам, которые хотят получить визы на въезд в страны Европейского Союза. Об этом на брифинге заявил посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины Сергей Алешин.

Г-н Алешин отметил, что сегодня граждане Украины не относятся к гражданам стран миграционного рис­ка. По его словам, биометрическая идентификация личности будет вводиться государствами ЕС, в первую очередь, к гражданам стран миграционного риска.

Вместе с тем, по словам Сергея Алешина, если переговоры о безвизовом режиме между Украиной и ЕС будут активно и результативно продвигаться и Украина перейдет к безвизовому режиму, вопрос визовой биометрики вообще исчезнет с повестки дня, поскольку для поездок в страны Евросоюза визы не понадобятся.


Мнение

Сергей КОННОВ,
адвокат

— Визовый кодекс — документ отнюдь не идеальный. На мой взгляд, ЕС предпринята попытка обобщить (именно обобщить, а не толком кодифицировать) сложившуюся визовую практику в консульствах десятков стран ЕС по всему миру. В Кодексе слишком много общих положений, оставляющих решение многих вопросов на усмотрение консульских чиновников. Выдача визы будет по-прежнему зависеть от субъективного отношения к заявителю, что допускает возможность немотивированного отказа в выдаче визы.

Я не нашел в Кодексе процедуры обжалования отказов в выдаче визы. Кодекс предусматривает лишь форму уведомления о причинах отказа и порядке обжалования. Ранее некоторые посольства и без Кодекса выдавали справку о причинах отказа (например, в прошлом году мне Чехия официально и в письменном виде отказала в визе потому, что я «имею намерение туда эмигрировать» (хотя до этого у меня был добрый десяток поездок в Чехию), а другие возвращали паспорта без виз, не сообщая причины даже на словах (Франция). Следует помнить, что эти вопросы сейчас регулируются национальным правом стран ЕС, а не на уровне сообщества.

Иными словами, Визовый кодекс — это не шаг, а лишь шажок вперед по сравнению с ранее существовавшими порядками. Но то, что визовый процесс становится унифицированным и публичным — это безусловный плюс нового Кодекса.

Новый Кодекс не затрагивает действующего соглашения ЕС — Украина по визовым вопросам, но и не решает возникших проблем с его применением, в частности, нежеланием посольств стран ЕС выдавать шенгенские визы на деловые поездки в Европу сроком на 5 лет. Максимум, на что может рассчитывать бизнес-путешественник с Украины, это многократная виза на 6 месяцев или на 1 год. А вообще-то могут выдать и однократную, что прямо нарушает условия соглашения, однако МИД Украины вяло реагирует на такие факты.

Даниил КУРДЕЛЬЧУК,
президент Укринюрколлегии

— Визовый кодекс воспринимается рядовым украинцем настороженно: даже поверхностное ознакомление с объемным документом (60 страниц мелкого текста), которым является Визовый кодекс, наводит на мысль, что не все так прос­то, как декларировалось. Представляется проблематичным одинаковое толкование и практическое применение такого документа консулами разных государств, которые до этого имели собственные правила и критерии для выдачи виз. Как человек прагматический, я с долей скептицизма воспринимаю новый европейский визовый документ.

Предусмотренный в Визовом кодексе механизм обжалования не вселяет особенных надежд: с моей точки зрения, это, скорее, формальная, чем существенная гарантия. Практический опыт обжалований решений в выдаче визы указывает на то, что обращение в административный столичный суд иностранного государства — вещь дорогая и длительная!

Что касается требований к аппликантам на получение виз, то остается в принципе неопределенность доказательной базы вашей «надежности» с точки зрения возвращения на Украину — у вас могут требовать новые и новые доказательства вашего имущественного и финансового состояния, и вы вынуждены раскрывать те данные и сведения, которые при других условиях вы не хотели бы декларировать.

Односторонняя отмена украинской властью въездных виз для иностранных граждан с надеждой на адекватный ответ Европы было если не наивным, то ошибочным и романтическим ожиданием. В сущнос­ти, это нарушение паритета, основополагающего принципа сферы международных отношений, поставило рядового украинца в позу просителя, потому что государство не может ответить адекватно для его защиты.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Законодательные поговорки

Актуальный документ

Заявление об исправлении описок

Государственная практика

Судебная власть: навстречу людям

Деловая практика

Узаконенные требования

«Принципиальное» согласие

Законодательная практика

Нормативное обеспечение

Комментарии и аналитика

Шенген унифицируется

Еврозавизимость

Неделя права

Переубедить налоговую

Адвокат при ДТП

Главный ликвидатор комиссий

Адвокатура разрастается

Украина получит судью?

Новости законотворчества

Форсирование борьбы с коррупцией

Сокращение админпроизводства

Вторая попытка борьбы со взяточничеством

Новости из зала суда

Туристам компенсировали деньги за путешествие

Суд отменил решения общего собрания адвокатов

«Олейна» выиграла суд у налоговой

Новости из-за рубежа

Toyota оштрафована

Россияне против ювенальной юстиции

Рекомендации для кандидатов в судьи

Решения судов — в Интернет

Новости профессии

Контролирующие органы проверят ГСА

В удовлетворении исковых требований Н. Онищука отказано

92-й раз — День работников украинского уголовного розыска

МВД разрешил сотрудникам ГАИ использовать «Визир»

Президент перевел судью из донецкого суда в киевский

День Госавтоинспекции МВД Украины

Генпрокуратура не выявила фактов взяточничества в КСУ

Юристы обсудили проблемы депутатского иммунитета

Новости юридических фирм

ЮФ «Астерс» консультирует Telenor в связи с дивидендами

ЮФ «Центр правового консалтинга» — советник акционеров, владеющих контрольным пакетом акций АО «Академрембуд»

Старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» — среди рекомендованных арбитров VCCA

Сергей Петрашко возглавил АО «Коллегия правозащитников»

Под куполом

Ожидание конструктива

Позиция

Риторические вопросы

Реестр событий

Родить трех зайцев

Хозсудьи за полную автономию

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная палата по административным делам Верховного Суда Украины по исключительным обстоятельствам рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Внеконституционный аргумент

Подсудная опечатка

Судебные решения

О пределах рассмотрения ходатайства о признании исполнения решений иностранных судов

Тема номера

Арбитражные правила ICC и ЮНСИТРАЛ

Menatep против России. Суд грядет?

Інші новини

PRAVO.UA