В силу специфики предмета ведения Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия (Комитет) повестки его заседаний всегда включают рассмотрение законопроектов, которыми предлагается так или иначе изменить что-либо в судебной системе, процессуальных кодексах или же порядке формирования судейского корпуса и управления им. Так, на рассмотрение народных депутатов Украины, принявших участие в заседании Комитета 10 сентября с.г., был вынесен проект Закона Украины «О Высшем совете юстиции» (о совершенствовании порядка организации и деятельности Высшего совета юстиции). Авторами законодательной инициативы выступили народные депутаты Андрей Портнов и Елена Лукаш. Докладывая о сути предлагаемых изменений, г-н Портнов подчеркнул, что этот проект согласован со ВСЮ и подан по итогам консультаций с председателем этого органа Лидией Изовитовой. Впрочем, одобрение со стороны ВСЮ предложенных нормативных изменений легко объясняется самими изменениями.
В частности, предлагается установить, что срок полномочий члена ВСЮ составляет (как и ныне) 6 лет, но по истечении этого периода продлевается до назначения соответствующим органом нового члена совета и принятия им присяги. По мнению Андрея Портнова, это позволит пресечь злоупотребления со стороны органов, уполномоченных назначать и/или избирать членов ВСЮ, и обеспечить непрерывность работы этого конституционного органа. Стоит отметить, что за всю историю деятельности ВСЮ задержки с назначением членов ВСЮ наиболее продолжительными были со стороны Верховного Совета. Кроме того, именно по решению Комитета в настоящее время не приведены к присяге трое членов ВСЮ. Поэтому, во-первых, заявления, что могут быть задержки со стороны съездов прокуроров, судей или ученых-юристов по крайней мере некорректны; а во-вторых, парламент получает возможность, как удачно было отмечено на заседании, «создавать» «пожизненных» членов ВСЮ — не приводя к присяге новых. С учетом того, что предлагается также определить в качестве основания для рассмотрения вопроса о внесении в повестку дня пленарного заседания вопроса о принятии присяги представление ВСЮ. ВСЮ также сможет влиять на свой состав.
Следующее нововведение, предлагаемое авторами, на наш взгляд, прямо противоречит Конституции. Так, предлагается установить, что ВСЮ имеет право вносить представления не только Президенту о назначении судьи на должность или Президенту и парламенту об увольнении с таковой, но и парламенту об избрании судей. При обсуждении данного положения народный депутат Украины Юлия Новикова напомнила соавтору проекта о том, что решением Конституционного Суда Украины от 16 октября 2001 года по делу № 14рп/2001 («дело о назначении судей») было дано толкование статьи 131 Конституции Украины и отмечено, что право внесения представления парламенту об избрании судей бессрочно и назначении судей на административные должности в судах общей юрисдикции на ВСЮ не распространяется. Но, по мнению Андрея Портнова, решение КСУ о толковании нормы Конституции не запрещает принимать такую норму в законе, равно как и не препятствует подаче конституционного представления о толковании этой же нормы после изменения законодательства. Кроме того, он считает, что такая норма является не расширением, а своеобразным толкованием конституционной нормы.
Далее. Проект предлагает установить, что при осуществлении полномочий члену ВСЮ гарантируется независимость и личная неприкосновенность, что, по замыслу авторов, должно повысить статус и самостоятельность членов ВСЮ. В то же время первый заместитель председателя Комитета Юрий Кармазин отметил, что это положение не соответствует нормам Конституции ввиду того, что Основной Закон предусматривает личную неприкосновенность только народным депутатам и главе государства, и в некоторой степени — судьям.
Справедливости ради отметим, что проект, представленный народными депутатами Еленой Лукаш и Андреем Портновым, содержит и позитивные изменения. К примеру, внедрение института инспекторов при ВСЮ из числа откомандированных судей и судей в отставке, которые будут заниматься проведением проверок, или разрешение столь актуального вопроса — установления факта нарушения присяги членом ВСЮ. Так, предлагается установить, что это — компетенция самого ВСЮ, но такое решение должно быть принято не менее чем 2/3 от конституционного состава ВСЮ, причем член ВСЮ, в отношении которого рассматривается вопрос, не принимает участия в голосовании. Собственно, с учетом того, что в настоящее время, как правило, заседания ВСЮ посещают 14-15 членов, очевидно, что рассмотреть вопрос о нарушении присяги членом ВСЮ будет невозможно. Так, голосов «за» в вопросе о нарушении присяги должно быть минимум 15, то есть в заседании должны принимать участие минимум 16 членов, поскольку обязательно присутствие члена, в отношении которого рассматривается вопрос, причем для того, чтобы принять решение о нарушении таким членом присяги, остальные должны быть единогласны. Очевидно, что, скорее всего, членов ВСЮ, нарушивших присягу, не окажется.
Обсудив предложенный проект и выявив в нем ряд вопросов, требующих более тщательной доработки, члены Комитета не поддержали предложение докладчика рекомендовать парламенту принять закон в первом чтении и в целом, а сочли, что проект может быть принят за основу.
К слову дополним, что также проектом предлагается установить, что ВСЮ при рассмотрении вопроса о внесении представления о назначении судьи на должность может провести собеседование с кандидатом. Ныне законными являются исключительно собеседования, которые проводятся квалификационными комиссиями судей. Хотя, фактически, собеседования имеют место быть в Высшем совете юстиции. Ранее своеобразные собеседования проводились и в профильном парламентском комитете — отдельные народные депутаты задавали вопросы о правилах применения процессуальных норм, но чаще — по основам теории государства и права. Ныне же при рассмотрении вопроса об избрании судей на должности бессрочно члены Комитета также время от времени выходят за рамки полномочий, предусмотренных статьей 9 Закона Украины «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховным Советом Украины» — проверки обращений граждан и других материалов относительно деятельности кандидата.
Так, одним из излюбленных вопросов является вопрос о наличии места жительства у кандидата, который избирается, а чаще — переводится путем избрания в суд, расположенный в другом регионе. Для члена Комитета Анжелики Лабунской этот вопрос является наиболее часто задаваемым судьям, «проходящим» через Комитет. Интересуются этими моментами и другие депутаты. Например, на последнем заседании, народный депутат Украины Валерий Бондик такой вопрос задал судье Кировского райсуда г. Кировограда, которая является кандидатом на должность судьи Одесского апелляционного административного суда.
Не обходится и без провокационных вопросов, связанных с теми или иными политическими событиями, или, к примеру, об отношении судей к депутатам. Так, народный депутат Николай Рудченко интересовался у судьи из Львовской области, как судьи области настроены в отношении депутатов с учетом того, что с марта с.г. кандидаты на должность судей бессрочно из этой области не рассматривались по решению Комитета, в связи с событиями в Стрыйском суде, о чем «ЮП» писала неоднократно. В таких случаях судьи, как правило, отвечают нейтрально, общими фразами. Думается, что если депутатов интересует личное мнение судей о тех или иных событиях, можно им интересоваться вне заседания Комитета.
Отдельно отметим замечания, которые делаются судьям в связи с тем, что они не поздоровались входя или не попрощались выходя из зала заседаний комитета, или не поблагодарили депутатов за принятое решение. Напомним, что даже у судьи с безупречной репутацией, рассмотрение кандидатуры Комитетом и парламентом вызывает нервное напряжение, и дополнять его лишними замечаниями не стоит. Особенно сопровождая это заявлениями о том, что судьи должны уважать народных депутатов и «знать, куда они попали». Ведь для этого народным депутатам стоило бы также уважать судей, которые также носители государственной власти, а не пытаться вселить страх.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…