Двойное дно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Двойное дно

Рубрика Тема номера
Введение потребителей в заблуждение может повлечь за собой 
двойную ответственность: за нарушение требований 
об информировании и за нарушение законодательства 
о защите от недобросовестной конкуренции

После подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом законодатель обратил особое внимание на сферу пищевых продуктов и кормов для животных и других быстро оборачиваемых товаров (FMCG). Как следствие, в течение последних лет в Украине возник обновленный пласт законодательства, существенно влияющий на работу ритейлеров, дистрибьюторов, импортеров и производителей товаров из FMCG-сектора.

Несмотря на детализацию и ужесточение регулирования на рынке пищевых продуктов, требования относительно донесения информации о них до потребителей все это время оставались весьма размытыми и по сути сводились лишь к весьма общим положениям статьи 39 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» и во многом утратившему актуальность Техническому регламенту относительно правил маркировки пищевых продуктов, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики  487 от 28 октября 2010 года.

Учитывая несоответствие действующего регулирования, касающегося информации о пищевых продуктах, требованиям времени и необходимость гармонизации регулирования в этой сфере с европейскими стандартами, Верховная Рада Украины в декабре прошлого года приняла, а Президент Украины в начале февраля этого года подписал новый законодательный акт — Закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» (Закон).

Закон вступил в силуфевраля 2019 года, однако полноценно вводится в действие савгуста 2019 года. Вместе с тем Закон устанавливает, что пищевые продукты, соответствующие требованиям законодательства, действовавшим до его вступления в силу, могут производиться и (или) вводиться в оборот доавгуста 2022 года. Такие пищевые продукты могут находиться в обороте до наступления конечной даты потребления или истечения срока годности.

Вступление в силу Закона в значительной степени изменяет и ужесточает требования к операторам рынка о предоставлении информации о пищевых продуктах, в том числе относительно их маркировки, указания состава, рекламы и позиционирования на рынке.

Введение потребителя в заблуждение

Закон устанавливает требования предоставлять точную, достоверную и понятную для конечного потребителя информацию, а также запрещает введение потребителя в заблуждение, в частности касательно следующего:

характеристик (состав, минимальный срок годности, место и страна происхождения);

нехарактерных черт или последствий потребления продукта питания;

его особенных свойств, если другие пищевые продукты имеют такие же свойства;

допущения наличия ингредиента, который на самом деле заменен другим;

приписывания лечебных свойств большинству пищевых продуктов (не касается минеральных вод и некоторых продуктов питания, изготовленных в медицинских целях).

Можно предположить, что указанные нормы не только будут влиять на отношения операторов и потребителей с непосредственным регулятором — Государственной службой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите потребителей (Госпродпотребслужбой), но и предоставят дополнительные инструменты Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) в сфере защиты от недобросовестной конкуренции. И если ранее споры операторов с АМКУ относительно введения потребителей в заблуждение были весьма редкими (одним из немногих исключений можно считать дело  910/388/18 (решение Хозяйственного суда города Киева от 22 мая 2018 года), в котором суды согласились с доводами АМКУ о введении потребителя в заблуждение в связи с нечеткой графикой на этикетке), то с введением Закона в действие несоблюдение его требований в части введения потребителей в заблуждение может повлечь за собой двойную ответственность: за нарушение требований Закона Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» (применяется Госпродпотребслужбой), и за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции (применяется АМКУ).

Информация о пищевом продукте

В качестве общего правила (из которого, впрочем, есть много исключений) Закон устанавливает перечень из двенадцати пунктов, обязательных для отображения при реализации фасованных пищевых продуктов.

Более того, Закон также предусматривает и очень детальные правила указания этих пунктов на упаковке пищевого продукта: от размера и яркости шрифта до механизма отображения каждого пункта. Например, Закон устанавливает детализированный механизм описания состава пищевого продукта: следует указывать ингредиенты в порядке уменьшения массы (вплоть до ингредиентов, составляющих меньше 2 %, которые далее могут указываться в произвольном порядке) с учетом специальных требований к учету массы воды или дегидрации, указания сложных ингредиентов, ароматизаторов, четкого указания ингредиентов, способных вызвать аллергию или непереносимость.

Кроме того, Закон устанавливает трехступенчатый механизм определения названия пищевого продукта: официальное название (согласно нормативноправовому акту или национальному стандарту), при его отсутствии — обычное название (название, понятное потребителю без дополнительных разъяснений), а если отсутствует и обычное название — описательное название (название, позволяющее потребителю узнать о категории продукта и выделить его среди других схожих продуктов). Конкретно в этом случае трудности могут возникнуть не только по причине использования оценочных категорий, но и в связи с отсылкой на стандарты, поскольку в сфере продуктов питания они разрабатываются для понимания инженерамитехнологами, а не обычными потребителями, поэтому в них часто используются термины в узкоспециализированном значении, без их определения, описания и адаптации для рынка, что может существенно усложнить процесс установления «официального названия» пищевого продукта как при проверках, так и в ходе возможных судебных разбирательств.

В то же время Закон устанавливает исключения для некоторых пищевых продуктов, разрешая отображать лишь некоторые из упомянутых выше пунктов. Например, для напитков с содержанием спирта более 1,2 % нет необходимости указывать перечень ингредиентов, их количество и дополнительную информацию об особых составляющих. А если наибольшая площадь упаковки пищевого продукта не превышает 10 квадратных сантиментов, обязательно указывать только пять пунктов: название пищевого продукта, информацию об аллергенах и вызывающих непереносимость ингредиентах, количество продукта, минимальный срок годности и информацию о питательной ценности. Закон также разрешает не указывать ни одного пункта для свежих фруктов и овощей (если они не были очищены или обработаны), питьевой воды, определенных продуктов переработки молока и некоторых других продуктов.

Ответственность

Ранее законодательство допускало ответственность за нарушение требований относительно информирования о пищевых продуктах лишь в виде штрафа в пять минимальных зарплат, несоблюдение требований к маркировке пищевого продукта, но только в случае, если такое нарушение может нанести вред жизни или здоровью человека или животного (пункт 5 части 1 статьи 65 Закона Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных»). Более того, фактически штраф за такое нарушение мог применяться во многих случаях только при повторном за последние три года нарушении (часть 2 статьи 65 этого законодательного акта).

Однако со вступлением в силу Закона ситуация кардинально меняется. Вопервых, за указанное выше нарушение штраф возрастает до 30 минимальных зарплат для юридических лиц, до 25 минимальных заработных плат — для физических лиц — предпринимателей. Вовторых, устанавливаются новые составы правонарушений, предусматривающие крайне высокие штрафы. Например, за непредоставление потребителю информации об ингредиентах, способных вызывать аллергию или непереносимость, предусматривается штраф также в размере до 30 «минималок» для юридических лиц и до 25 — для физических лиц — предпринимателей.

Вместе с тем при конкретном применении новых составов правонарушений могут возникнуть большие сложности. Так, законодательство дополняется составом, который может трактоваться как условный «генеральный деликт» в сфере информации о пищевых продуктах — «нарушение установленных законодательством требований относительно предоставления информации о пищевых продуктах, предоставление потребителю неточной, недостоверной или непонятной для потребителя информации». Но сегодня не совсем ясно, будет ли эта норма применяться вместе с другими составами или другие составы нарушений являются специальными по отношению к ней, и применяться должны исключительно они.

Как упоминалось выше, Закон окончательно вводится в действие в августе 2019 года, поэтому надеемся, что к этому времени мы получим четкие разъяснения условий применения этих норм.

Выводы

Принятие и введение Закона в действие в значительной степени повлияет на всех участников рынка: потребителей, операторов и регулятора. Новые требования являются более детальными, а санкции за их нарушение — более жесткими, при этом сегодня непонятными остаются механизмы применения этих санкций, что может стать поводом для злоупотреблений со стороны регулятора.

ГОЛОМОЗЫЙ Евгений юрист SDM Partners Law Firm, гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA