После подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом законодатель обратил особое внимание на сферу пищевых продуктов и кормов для животных и других быстро оборачиваемых товаров (FMCG). Как следствие, в течение последних лет в Украине возник обновленный пласт законодательства, существенно влияющий на работу ритейлеров, дистрибьюторов, импортеров и производителей товаров из FMCG-сектора.
Несмотря на детализацию и ужесточение регулирования на рынке пищевых продуктов, требования относительно донесения информации о них до потребителей все это время оставались весьма размытыми и по сути сводились лишь к весьма общим положениям статьи 39 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» и во многом утратившему актуальность Техническому регламенту относительно правил маркировки пищевых продуктов, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики № 487 от 28 октября 2010 года.
Учитывая несоответствие действующего регулирования, касающегося информации о пищевых продуктах, требованиям времени и необходимость гармонизации регулирования в этой сфере с европейскими стандартами, Верховная Рада Украины в декабре прошлого года приняла, а Президент Украины в начале февраля этого года подписал новый законодательный акт — Закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» (Закон).
Закон вступил в силу 7 февраля 2019 года, однако полноценно вводится в действие с 7 августа 2019 года. Вместе с тем Закон устанавливает, что пищевые продукты, соответствующие требованиям законодательства, действовавшим до его вступления в силу, могут производиться и (или) вводиться в оборот до 7 августа 2022 года. Такие пищевые продукты могут находиться в обороте до наступления конечной даты потребления или истечения срока годности.
Вступление в силу Закона в значительной степени изменяет и ужесточает требования к операторам рынка о предоставлении информации о пищевых продуктах, в том числе относительно их маркировки, указания состава, рекламы и позиционирования на рынке.
Введение потребителя в заблуждение
Закон устанавливает требования предоставлять точную, достоверную и понятную для конечного потребителя информацию, а также запрещает введение потребителя в заблуждение, в частности касательно следующего:
— характеристик (состав, минимальный срок годности, место и страна происхождения);
— нехарактерных черт или последствий потребления продукта питания;
— его особенных свойств, если другие пищевые продукты имеют такие же свойства;
— допущения наличия ингредиента, который на самом деле заменен другим;
— приписывания лечебных свойств большинству пищевых продуктов (не касается минеральных вод и некоторых продуктов питания, изготовленных в медицинских целях).
Можно предположить, что указанные нормы не только будут влиять на отношения операторов и потребителей с непосредственным регулятором — Государственной службой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите потребителей (Госпродпотребслужбой), но и предоставят дополнительные инструменты Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) в сфере защиты от недобросовестной конкуренции. И если ранее споры операторов с АМКУ относительно введения потребителей в заблуждение были весьма редкими (одним из немногих исключений можно считать дело № 910/388/18 (решение Хозяйственного суда города Киева от 22 мая 2018 года), в котором суды согласились с доводами АМКУ о введении потребителя в заблуждение в связи с нечеткой графикой на этикетке), то с введением Закона в действие несоблюдение его требований в части введения потребителей в заблуждение может повлечь за собой двойную ответственность: за нарушение требований Закона Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» (применяется Госпродпотребслужбой), и за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции (применяется АМКУ).
Информация о пищевом продукте
В качестве общего правила (из которого, впрочем, есть много исключений) Закон устанавливает перечень из двенадцати пунктов, обязательных для отображения при реализации фасованных пищевых продуктов.
Более того, Закон также предусматривает и очень детальные правила указания этих пунктов на упаковке пищевого продукта: от размера и яркости шрифта до механизма отображения каждого пункта. Например, Закон устанавливает детализированный механизм описания состава пищевого продукта: следует указывать ингредиенты в порядке уменьшения массы (вплоть до ингредиентов, составляющих меньше 2 %, которые далее могут указываться в произвольном порядке) с учетом специальных требований к учету массы воды или дегидрации, указания сложных ингредиентов, ароматизаторов, четкого указания ингредиентов, способных вызвать аллергию или непереносимость.
Кроме того, Закон устанавливает трехступенчатый механизм определения названия пищевого продукта: официальное название (согласно нормативно–правовому акту или национальному стандарту), при его отсутствии — обычное название (название, понятное потребителю без дополнительных разъяснений), а если отсутствует и обычное название — описательное название (название, позволяющее потребителю узнать о категории продукта и выделить его среди других схожих продуктов). Конкретно в этом случае трудности могут возникнуть не только по причине использования оценочных категорий, но и в связи с отсылкой на стандарты, поскольку в сфере продуктов питания они разрабатываются для понимания инженерами–технологами, а не обычными потребителями, поэтому в них часто используются термины в узкоспециализированном значении, без их определения, описания и адаптации для рынка, что может существенно усложнить процесс установления «официального названия» пищевого продукта как при проверках, так и в ходе возможных судебных разбирательств.
В то же время Закон устанавливает исключения для некоторых пищевых продуктов, разрешая отображать лишь некоторые из упомянутых выше пунктов. Например, для напитков с содержанием спирта более 1,2 % нет необходимости указывать перечень ингредиентов, их количество и дополнительную информацию об особых составляющих. А если наибольшая площадь упаковки пищевого продукта не превышает 10 квадратных сантиментов, обязательно указывать только пять пунктов: название пищевого продукта, информацию об аллергенах и вызывающих непереносимость ингредиентах, количество продукта, минимальный срок годности и информацию о питательной ценности. Закон также разрешает не указывать ни одного пункта для свежих фруктов и овощей (если они не были очищены или обработаны), питьевой воды, определенных продуктов переработки молока и некоторых других продуктов.
Ответственность
Ранее законодательство допускало ответственность за нарушение требований относительно информирования о пищевых продуктах лишь в виде штрафа в пять минимальных зарплат, несоблюдение требований к маркировке пищевого продукта, но только в случае, если такое нарушение может нанести вред жизни или здоровью человека или животного (пункт 5 части 1 статьи 65 Закона Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных»). Более того, фактически штраф за такое нарушение мог применяться во многих случаях только при повторном за последние три года нарушении (часть 2 статьи 65 этого законодательного акта).
Однако со вступлением в силу Закона ситуация кардинально меняется. Во–первых, за указанное выше нарушение штраф возрастает до 30 минимальных зарплат для юридических лиц, до 25 минимальных заработных плат — для физических лиц — предпринимателей. Во–вторых, устанавливаются новые составы правонарушений, предусматривающие крайне высокие штрафы. Например, за непредоставление потребителю информации об ингредиентах, способных вызывать аллергию или непереносимость, предусматривается штраф также в размере до 30 «минималок» для юридических лиц и до 25 — для физических лиц — предпринимателей.
Вместе с тем при конкретном применении новых составов правонарушений могут возникнуть большие сложности. Так, законодательство дополняется составом, который может трактоваться как условный «генеральный деликт» в сфере информации о пищевых продуктах — «нарушение установленных законодательством требований относительно предоставления информации о пищевых продуктах, предоставление потребителю неточной, недостоверной или непонятной для потребителя информации». Но сегодня не совсем ясно, будет ли эта норма применяться вместе с другими составами или другие составы нарушений являются специальными по отношению к ней, и применяться должны исключительно они.
Как упоминалось выше, Закон окончательно вводится в действие в августе 2019 года, поэтому надеемся, что к этому времени мы получим четкие разъяснения условий применения этих норм.
Выводы
Принятие и введение Закона в действие в значительной степени повлияет на всех участников рынка: потребителей, операторов и регулятора. Новые требования являются более детальными, а санкции за их нарушение — более жесткими, при этом сегодня непонятными остаются механизмы применения этих санкций, что может стать поводом для злоупотреблений со стороны регулятора.
ГОЛОМОЗЫЙ Евгений — юрист SDM Partners Law Firm, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…