Согласно данным, опубликованным Европейским судом по правам человека, количество дел, которые поступают на рассмотрение с Украины — чуть ли не наибольшее среди стран — членов Совета Европы. На данный момент Украина входит в четверку стран наряду с Россией, Турцией и Румынией по количеству обращений граждан в Европейский суд по правам человека. Фактически, каждая десятая жалоба приходит именно от гражданина Украины — сегодня на рассмотрении восемь тысяч заявлений от украинских истцов.
Наиболее распространенными причинами жалоб украинских граждан в Европейский суд по правам человека являются: нарушения права на справедливое судебное рассмотрение (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция), вопросы, связанные с правом собственности, невыплатой заработной платы, жестоким обращением (статья 3 Конвенции), незаконное задержание или лишение свободы (статья 5 Конвенции).
Как правило, в Европейский суд граждане Украины обращаются, не найдя справедливости в отечественных судах. Так, по официальным данным, с 1997 года Европейский суд по правам человека вынес 718 решений касательно Украины, наибольшее количество таких решений было в 2009 году — 126 и в 2010 году — 109. Что касается выплат, то в 2009 году Украина выплатила по решениям Европейского суда около 8 миллионов гривен, в 2010 году — 29 миллионов.
В то же время в Страсбурге отмечают, что выполнение решений Европейского суда по правам человека на Украине находится не в лучшем состоянии. Украина вошла в десятку стран наряду с Болгарией, Грецией, Италией, Молдовой, Польшей, Россией, Румынией и Турцией, в которых систематически возникают задержки в выполнении решений Европейского суда по правам человека. Не одиноки и случаи невозможности исполнения или исполнения с задержками решений суда.
Например, 15 октября 2009 года Европейский суд по правам человека принял первое «пилотное» решение по делу «Юрий Иванов против Украины», которое вступило в силу 15 января 2010 года. Этим решением Европейский суд обязал Украину в течение года разработать и закрепить на законодательном уровне механизм, способный обеспечить адекватную компенсацию за невыполнение или затягивание выполнения решений украинских судов в соответствии с принципами Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.
И уже в своей резолюции от 30 ноября 2010 года Комитет министров Совета Европы выразил обеспокоенность по поводу бездеятельности Украины в разработке механизма, способного урегулировать на законодательном уровне исполнение таких решений.
Практика большинства европейских стран показывает, что улучшение ситуации с систематическим невыполнением судебных решений государством возможно, но лишь в случае более эффективной работы судебной системы страны. Только при таких условиях граждане будут иметь минимум причин обращаться за защитой своих интересов в Европейский суд по правам человека.
Европейский суд пришел к выводу, что причина задержек в исполнении окончательных решений национальных судов заключается в существовании ряда различных дисфункций в правовой системе Украины, и подытожил в довольно резкой форме, что Украина до сих пор не смогла принять меры для улучшения ситуации, несмотря на значительную и последовательную практику Суда по решению таких вопросов.
Для решения этого проблемного вопроса 14 января 2011 года Кабинет Министров Украины вынес на рассмотрение парламента законопроект № 7562 «О гарантиях государства касательно исполнения решений суда». Это стало аргументом в обращении Украины к Европейскому суду по правам человека с целью продления срока подачи отчета, а именно: до 15 января 2012 года по делу «Юрий Иванов против Украины».
Но этот документ неоднозначный. Законопроект № 7562 содержит массу позитивных моментов. Разработанный им механизм позволяет исполнять решения национальных судов, в том числе и те, где ответчиком является государство. Механизм исполнения решений заключается в том, что решения, по которым ответчиком является государство или государственный орган, будет автоматически исполняться путем направления исполнительного письма и реквизитов истца непосредственно в Госказначейство. Это означает, что гражданину не нужно будет ходить по инстанциям, а судебное решение будет исполняться казначейством путем списания средств с расчетного счета должника.
В то же время нельзя не обратить внимания на серьезные недостатки, которые содержатся в этом законопроекте. Речь идет об угрожающем изменении ряда социальных законов, которые предусматривают льготы для работников милиции, прокуратуры, чернобыльцев, ветеранов войны и труда и других категорий граждан. Эти законы практически отменяются, а им на смену Кабинет Министров Украины предлагает порядок, который будет устанавливаться его постановлениями.
Например, документом предлагается внести изменения в Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и вместо твердых, зафиксированных законом, процентных ставок к минимальной пенсии по возрасту, предлагается ввести установление порядка и размер таких выплат Кабинетом Министров.
Но ведь такие важные социальные нормы не могут вводиться на уровне подзаконных нормативных актов, которыми, фактически, и являются постановления Кабинета Министров Украины. Возникает вполне логичный вопрос: кто из государственных органов возьмет на себя ответственность определять размер той или иной социальной льготы, как часто Кабинет Министров Украины будет изменять свои акты и на сколько такой механизм будет работать?
Таким образом, важный и необходимый для Украины проект закона из-за недоработки может стать «социальной бомбой замедленного действия», которая может взорваться в самый неподходящий момент. Именно поэтому в ближайшее время проект Закона Украины № 7562 «О гарантиях государства касательно выполнения решений суда» будет направлен на доработку в профильный Комитет Верховного Совета Украины по вопросам социальной политики и труда.
Необходимо помнить, что закон обратной силы не имеет, и ограничение существующих льгот и гарантий способно породить бурю социальных протестов и многочисленные обращения в суды.
БЕРЕЖНАЯ Ирина — народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам защиты прав, свобод, интересов граждан и систематизации, адаптации законодательства Украины к международно-правовым стандартам в сфере правосудия и статуса судей Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия, г. Киев
Европейский суд по правам человека (г. Страсбург, Франция) является международным органом, который принимает к рассмотрению жалобы касательно нарушений прав человека государством (государственными органами) после того, как соответствующие жалобы прошли все судебные инстанции и не были удовлетворены судами всех уровней в стране.
В своей работе Европейский суд руководствуется Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод, которую Украина ратифицировала 17 июля 1997 года и которая вступила в законную силу 11 сентября 1997 года.
Человек может обратиться в Европейский суд, если считает, что государство нарушило его право (или несколько основных прав), гарантированных Конвенцией.
Обращаться с жалобами можно по адресу: The Registrar European Court of Human Rights Council of Europe F-67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE. Формуляр жалобы в Европейский суд по правам человека можно найти здесь.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…