Работа над законом, принятием которого ознаменуется старт очередной судебной реформы на Украине, ведется ударными темпами. 28 января с.г. истек срок подачи субъектами законодательной инициативы поправок к принятым 13 января с.г. за основу законопроектам № 1497 и 1656, а 5 февраля начала работу специальная рабочая группа, которая должна предложить концепцию единого проекта. Причем к 11 февраля.
Но начнем с предыстории. В декабре 2014 года сначала народные депутаты (Оксана Сыроид и другие) зарегистрировали свой проект поправок в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (проект № 1497), а затем Президент Украины внес проект Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» (проект № 1656). Эти законопроекты, которые председатель Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич назвал альтернативными по сути, 13 января 2015 года приняты за основу в первом чтении. По словам г-жи Сыроид, подобное голосование в истории отечественного парламентаризма происходило не более трех раз, и это была именно ее принципиальная позиция принять такое решение. Однако очевидно, что оба проекта не могут быть приняты в целом, поэтому парламент поручил профильному комитету создать рабочую группу по работе над текстом единого проекта.
На ее создание ушло почти два часа заседания комитета, состоявшегося 4 февраля. К согласию в том, что в состав такой группы надо включить всех, чьи кандидатуры были предложены, независимо от того, кто их внес, пришли сразу, поскольку отсутствуют какие-либо критерии для отбора экспертов. Таким образом, в состав группы вошли около ста человек, включая комитет в полном составе, представителей фракций, Президента Украины, высших судов, Национальной ассоциации адвокатов Украины (Лидия Изовитова, Валентин Гвоздий, Павел Гречковский), Ассоциации юристов Украины (Денис Бугай, Анна Огренчук), международных и всеукраинских экспертных учреждений и донорских организаций, специализирующихся на вопросах судебной системы.
Значительно больше понадобилось времени, чтобы очертить круг задач такой рабочей группы. По статусу группа не может предложить единый законопроект: она не является субъектом законотворческого процесса, поэтому не может быть определен ни регламент ее работы, ни порядок принятия решений. Это, скорее всего, будет дискуссионная площадка, и ее задача — найти ключевые моменты, которые отразятся в конечном варианте законопроекта, а также те, которые категорически недопустимы к принятию. В любом случае единый проект парламенту будет готовить комитет. Поэтому после длительного обсуждения было решено поставить задачу для рабочей группы таким образом: внести концептуальные предложения к единому законопроекту.
Отдельная дискуссия возникла вокруг того, может ли комитет определить один проект «основным», над которым предстоит трудиться рабочей группе. Вопрос возник с предложения Оксаны Сыроид взять за основу работы проект № 1656. По ее словам, все принципиальные предложения из проекта № 1497 предложены ею и другими соавторами законодательной инициативы в качестве поправок к проекту № 1656. Как отметил Руслан Князевич, к проекту № 1656 предложены 3123 поправки, а к проекту № 1497 — 891. Таблица поправок к обоим проектам превышает полторы тысячи страниц.
Хотя в целом народные депутаты осознавали, что, скорее всего, основой будущего закона будет проект № 1656, указывать это в решении о создании рабочей группы не стали, ожидая экспертного мнения на сей счет. А вот срок для работы над этими актами установили — до следующего заседания комитета, и договорились, что если у экспертов возникнут предложения, которые не отображены в поправках, входящие в состав комитета народные депутаты, поддерживающие такие идеи, смогут предложить поправки от своего имени. При этом оговорились, что иного варианта действий для создания гармоничного единого проекта в краткие сроки у них нет.
Уже на следующий день в перерыве между утренним и вечерним пленарными заседаниями парламента состоялось первое заседание рабочей группы. В нем приняла участие почти половина от ее общего состава. Руслан Князевич кратко ознакомил с вариантом работы, затем желающим предоставили по пять минут для озвучивания тех идей, которые они считали концептуально важными в контексте предложенных законопроектов. Отметим, что категорической критики проекты не вызвали, однако были обозначены точки для дискуссий: изменения в закон о Высшем совете юстиции; порядок проведения аттестации судей; компетенция органов судейского самоуправления и другие. А вот предложения по усилению роли Верховного Суда Украины, гарантий независимости судей были восприняты всеми. Поскольку рабочая группа не может голосовать и принимать какие-либо решения, пришли к мнению, что секретариат комитета направит законопроекты с предложенными поправками по электронной почте всем членам рабочей группы. До конца дня 9 февраля эксперты смогут высказать свои замечания и принципиальные позиции, которые будут сведены для предметного обсуждения на следующем заседании рабочей группы, запланированном на 10 февраля, для подготовки концептуальных предложений профильному комитету.
Как отмечалось в ходе обсуждения, это будет работа не над концепцией реформы, а над концепцией единого законопроекта, который комитет должен предложить до 12 февраля с.г. парламенту для рассмотрения во втором чтении.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…