Эффективность государственного регулирования и применения антимонопольных механизмов на рынках, находящихся в состоянии естественных монополий или традиционно относимых к таковым, все еще оставляет желать лучшего. Сложно назвать конкурентным, например, украинский рынок электроэнергетики. При этом он регулируется, пожалуй, лучше остальных естественномонопольных рынков, что отображается как в деятельности основного регулятора — Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, так и в периодически звучащих заявлениях Антимонопольного комитета Украины о применении к участникам энергорынка штрафных санкций в связи с нарушениями конкурентного законодательства.
Казалось бы, при таких условиях недалеко до признания энергорынка конкурентным, как это уже произошло в отдельных государствах. Но ситуация развивается с точностью до наоборот — все чаще звучат заявления о необходимости усиления государственного регулирования этого рынка, расширения полномочий регуляторов, а общая ситуация расценивается как угрожающая национальной безопасности.
Одно из последних подтверждений тому — Концепция усовершенствования государственного регулирования естественных монополий, утвержденная Указом Президента Украины в конце сентября с.г., затрагивающая в том числе и вопросы госрегулирования энергорынка. Предложенная Концепцией схема, при условии ее надлежащей реализации, имеет все шансы улучшить ситуацию на рынке, создать подобие соблюдения конкурентных принципов, но вряд ли коренным образом изменит ситуацию — ведь энергорынок является чрезвычайно инерционным, и что-либо изменить за короткий период времени практически невозможно.
Зарубежный опыт
С задачей эффективного реформирования энергорынка не смогли справиться даже государства с более развитыми традициями рыночной экономики, в разное время осуществившие (или осуществляющие) реформирование собственных энергорынков. Цели при этом ставились разные: снижение стоимости электроэнергии для потребителей за счет повышения эффективности работы отрасли (Великобритания, Аргентина, Австралия); привлечение иностранных инвестиций для повышения эффективности работы отрасли (Бразилия, Аргентина); внедрение конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика (Бразилия); сглаживание разницы в ценах на электроэнергию в различных регионах страны (Норвегия, США); повышение эффективности инвестирования в развитие инфраструктуры электроэнергетики и отрасли в целом с целью повышения конкурентоспособности национальных производителей (Австралия), а результаты не всегда можно признать удовлетворительными.
Относительно успешными примерами проведения реформ являются реформы Великобритании, Норвегии и Швеции. При этом достаточно схожие модели реформирования подвержены существенным различиям при их реализации. Отметим, что в Европе наиболее либерализованными являются рынки электроэнергии в Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Наименее открытыми для конкуренции остаются Франция, Италия, Португалии и Греция, в которых более 30 % потребителей имеют свободу выбора поставщика. В Латинской Америке наибольший прогресс в формировании конкурентного рынка достигнут в Чили, Аргентине и Бразилии. В Австралии конкуренция на рынке электроэнергии получила наибольшее распространение только в штате Виктория.
Дерегулирование рынка электроэнергии в США пока не принесло результатов. Ожидалось, что конкуренция между производителями приведет к сдерживанию цен на электричество. Но добиться желаемого не удалось — цены не снизились, а конкуренция даже в самых дерегулированных штатах оказалась мифом.
Власти многих штатов пошли на дерегуляцию рынка электроэнергии с целью не допустить в будущем ситуацию, сложившуюся в конце 1990-х гг. и начале этого десятилетия. Тогда энерготрейдеры, в том числе обанкротившийся Enron, получали многомиллионные прибыли, пользуясь дефицитом генерирующих и передающих мощностей и манипулируя тарифами на электричество. Для увеличения цен они даже намеренно устраивали перегрузки электрических сетей, что привело к энергетическому кризису 2000 -2001 гг., поразившему западные штаты — Калифорнию, Орегон и Вашингтон. Кроме того, в августе 2003 года из-за недостатка сетевых мощностей на западе США и Канады случилась крупная авария, в результате которой без электричества остались 50 млн жителей.
Свои рынки электроэнергии для населения дерегулировали 18 штатов. Все они использовали схожий подход: сохранили контроль над линиями электропередач, но сняли ограничения на конкуренцию между электростанциями и продавцами электроэнергии. Однако создать полноценный конкурентный рынок в США пока не удалось. Из-за финансовых проблем количество участников рынка невелико, что не позволило снизить стоимость электричества. Эксперты признают, что попытки дерегулировать розничный рынок электроэнергии в США с целью снизить цены потерпели провал.
Вне зависимости от модели
Наличие разных концепций и предложений о путях реформирования электроэнергетики, равно как и отличие друг от друга реформ, проведенных в разных странах, показывают, что вряд ли существует «единственно верный» путь реформирования электроэнергетики. Но в то же время вне зависимости от выбранной модели реформирования выделяются некоторые общие принципы такого реформирования.
Итак, для получения правильных экономических сигналов о реальной ценности товаров и услуг в электроэнергетике необходимы рыночные механизмы. Необходимым условием реформирования электроэнергетики является перевод хозяйственных отношений из сферы административного регулирования в сферу гражданского права, снятие административных барьеров на пути инвестиций. Для этого необходимо гражданско-правовое оформление существующих неявных обязательств (сервитутов) и их привязка к существующим активам отрасли.
В ходе реформирования электроэнергетики недопустимо увеличение зависимости существующих и новых хозяйствующих субъектов от административных решений органов государственной власти и местного самоуправления. Существующие и будущие независимые производители электроэнергии должны иметь право недискриминационного доступа к существующей и будущей сетевой инфраструктуре.
Создание оптового и розничного рынков электроэнергии является важным инструментом снижения цены электроэнергии для конечных потребителей. Одновременное существование конкурентного и регулируемого ценообразования на один и тот же вид продукции или услуг в одной и той же зоне рынка для разных его участников является недопустимым.
Одной из основных тенденций развития мировой электроэнергетики является консолидация компаний, которая наряду с обеспечением конкуренции способствует снижению издержек и повышает инвестиционную привлекательность компаний. Допускается консолидация энергетических компаний, не вступающая в противоречие с обеспечением конкуренции внутри отдельных энергозон оптового рынка.
Реформирование электроэнергетики неизбежно будет длительным и поэтапным. Зарубежный опыт показывает, что в целом ряде стран (например, в Великобритании, Германии, Австралии) реформирование электроэнергетики продолжается в течение 8—12 лет и до сих пор еще не завершено.
Дерегулирование цен на электроэнергию должно сочетаться с дерегулированием цен на природный газ как основной вид топлива для электростанций, а также со снятием административных и прочих ограничений на рынках иных видов топлива. При реформировании электроэнергетики необходимо осуществление взаимосвязанных мер в теплоэнергетике, в частности, реформирования теплоснабжения и системы ценообразования на тепло. Реформирование электроэнергетики предполагает реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Украинские реалии
Возвращаясь к Украине, отметим, что упомянутые принципы действуют и на нашем рынке, реформирование электроэнергетики продолжается уже не первый год и вряд ли будет завершено в ближайшее время. Попытки одновременного применения рыночных и регуляторных механизмов, допустимые в виде исключения на первом этапе реформирования, впоследствии негативно влияют на состояние рынка. Существуют пробелы в нормативном регулировании.
Предложенная упомянутой Концепцией модель регулирования естественных монополий, к которым на Украине относится и энергетика, в случае ее внедрения позволит решить некоторые из существующих проблем, в частности, относительно обеспечения комплексного реформирования связанных отраслей, но, к сожалению, не даст ответа на ключевой вопрос: каким будет украинский энергорынок — конкурентным или регулируемым? И если обратиться к истории вопроса, то сегодня уже сложно сказать, какая модель была бы для Украины оптимальной — рыночные преобразования или жесткое госрегулирование. Каждая концепция имеет свои плюсы и минусы и каждая имеет достойные примеры для подражания.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…