Проблема реализации права каждого гражданина на правовую помощь, особенно лицами с низким уровнем доходов, является очень актуальной на нынешнем этапе развития Украины, когда большинство населения находится за чертой бедности и не может позволить себе оплатить юридические услуги большинства юридических фирм и адвокатов.
Попытки определить организационно-правовые и финансовые основы обеспечения права на правовую помощь предпринимались неоднократно. В частности, Министерство юстиции Украины, Центр политико-правовых реформ, народный депутат Украины Александр Задорожный разработали законопроекты «О правовой помощи» и «О государственной бесплатной правовой помощи». Впрочем, сегодня они так и остаются проектами.
9 ноября с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован альтернативный проект Закона «О правовой помощи» (законопроект), внесенный народными депутатами Николаем Катеринчуком, Сергеем Соболевым и Владимиром Стретовичем.
Система правовой помощи
Законопроект определяет круг лиц, которые будут предоставлять бесплатную правовую помощь, адресатов такой помощи, основания и порядок ее получения. Для реализации права каждого на правовую помощь, закрепленного в статье 59 Конституции Украины, законопроект предусматривает создание на Украине единой системы правовой помощи, то есть установление единых видов правовой помощи, единых принципов и оснований ее предоставления, мер ответственности за оказание некачественной правовой помощи. Тут следует отметить, что сегодня организационно-правовые основы предоставления правовой помощи адвокатов содержатся в Законе Украины «Об адвокатуре», система правовых услуг юридических фирм и специалистов в сфере права урегулирована Гражданским кодексом Украины, предоставление социально-юридических услуг государственными и коммунальными предприятиями — Законом Украины «О социальных услугах». По мнению разработчиков законопроекта, единая система правовой помощи способствует реальной защите прав лиц, обращающихся за ее получением, поскольку все правовые советники будут предоставлять помощь по единым критериям и будут нести одинаковую ответственность за некачественную правовую помощь. Также предлагаемая законопроектом система ликвидирует существующую сегодня неясность при установлении ответственности за предоставление ненадлежащей правовой помощи, ограничение свободы в выборе подозреваемым, обвиняемым и подсудимым своего защитника, предусмотренные, в частности, статьей 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Отдельный раздел законопроекта посвящен урегулированию статуса правового советника, которыми являются адвокаты, нотариусы, патентные поверенные, аудиторы, специалисты в сфере права и юридические лица частного права.
Законопроект вносит ясность в вопрос о предоставлении правовой помощи специалистами в сфере права. Статья 25 проекта устанавливает, что такие специалисты могут предоставлять любой вид правовой помощи, однако выполнять обязанности защитника в процессе дознания, досудебного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде имеют право только специалисты в сфере права, имеющие научную степень кандидата или доктора юридических наук. Как известно, положение пункта 2 части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Украины, наделяющее специалистов в сфере права правом на представление интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, порождает неоднозначные отзывы. Несмотря на установление права этих лиц предоставлять такую помощь, сегодня эта норма Кодекса не применяется, поскольку отсутствует закон, определяющий статус специалиста в сфере права и наделяющий его правом представлять интересы подозреваемого, подсудимого, обвиняемого.
Авторы законопроекта аргументировали свое решение предоставить специалистам в сфере права возможность оказывать правовую помощь вышеперечисленным категориям лиц положениями международно-правовых актов, предусматривающими право каждого обвиняемого защищать себя лично или через свободно избранного им на собственное усмотрение защитника из юристов, способных предоставить эффективную правовую помощь. Данное положение законопроекта учитывало решение Конституционного Суда Украины № 1-17/2000 от 16 ноября 2000 года о свободном выборе защитника, а также норму Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно: возможность свободного выбора защитника является конституционной гарантией, предоставляющей подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность реализовать свое право свободно выбирать себе защитника.
Попытки определиться со статусом специалиста в сфере права предпринимались и в других законопроектах. Так, проект Центра политико-правовых реформ предоставлял таким специалистам право на исполнение обязанностей защитника в процессе дознания, досудебного следствия и судебного рассмотрения только в случае наличия опыта работы по специальности не менее 5 лет.
Впрочем, на мой взгляд, столь неоднозначный вопрос требует более детального регулирования. Но вернемся к анализируемому акту.
Виды правовой помощи
Законопроект определяет перечень видов правовой помощи и порядок их предоставления. В частности, им установлены новые виды правовой помощи: правовые выводы и медиация. Правовым выводом, согласно законопроекту, является письменный документ, содержащий разъяснение о необходимости совершения или воздержания от совершения определенных действий о применении положений определенного нормативного акта и предусматривает страхование ответственности лиц за реализацию предписаний правового вывода. Медиация, в свою очередь, — это правовая помощь, направленная на достижение компромисса законных интересов и требований двух и более лиц с целью разрешения спора между ними. Медиация, или посредничество, получила законодательный статус во многих странах мира. Для Украины ее внедрение стало необходимо после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Украиной, статьи 89, 96 и 97 которого провозглашают приоритетность посредничества в урегулировании всех спорных вопросов. В процессе посредничества все действия его участников производятся в форме и в рамках соответствующих процессуальных взаимоотношений и представляют собой осуществление прав и обязанностей, предусмотренных регламентом процедуры. Важно отметить, что отношения, возникающие в процессе посредничества, являются формой реализации так называемого альтернативно-разрешительного права, то есть права субъектов разрешить конфликт любыми законными методами, рассматриваемыми ими в качестве приоритетных.
Гарантированная правовая помощь
Также законопроект вводит понятие гарантированной правовой помощи. Согласно статье 27 проекта Закона, это услуги правового характера, предоставляемые полностью или частично за счет средств Фонда гарантированной правовой помощи определенным категориям лиц для реализации, защиты их прав, свобод и интересов, а также при разрешении дел в судах, органах государственной власти и местного самоуправления для обеспечения права на защиту от обвинения. Законопроект предлагает ввести единый критерий для лиц, желающих получить такую помощь, — это уровень их доходов. По мнению авторов законопроекта, такой принцип будет полностью отвечать законодательству Европейского Союза и стран — членов ЕС.
Соответственно, законопроект предполагает и создание Фонда гарантированной правовой помощи для аккумуляции средств, предназначенных для финансирования гарантированной правовой помощи. Источниками формирования средств Фонда законопроект определяет Государственный бюджет Украины и другие поступления, не противоречащие законодательству Украины.
Таким образом, реализация законопроекта потребует определенных расходов из Государственного бюджета — на финансирование Фонда и затрат, связанных с предоставлением гарантированной правовой помощи.
Мнение разработчиков
Авторы рассматриваемого документа прогнозируют, что принятие законопроекта «О правовой помощи» позволит лицам реализовывать и защищать свое конституционное право на правовую помощь, в том числе и на бесплатную правовую помощь, а предусмотренное проектом создание единой системы правовой помощи, внедрение механизмов бесплатной правовой помощи позволит вывести правовую помощь на Украине на уровень требований Совета Европы и Европейского Союза.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…