С момента вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» (далее Закон) автовладельцы все чаще стали обсуждать новую систему штрафов и внедрение автоматической фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
От Министерства внутренних дел Украины неоднократно можно было услышать заявления, что уже к концу текущего года данная система заработает полноценно. Более того, в июле в г. Киеве и г. Одессе автофиксация нарушений была запущена в тестовом режиме.
В настоящее время уже вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины № 94 «Об утверждении Технического регламента законодательно регулируемых средств измерительной техники», которым определена процедура оценки соответствия дистанционных измерителей скорости движения транспортных средств.
Данный документ фактически дает старт автоматической фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Более того, еще в середине июля текущего года был обнародован проект постановления правительства «О функционировании системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме».
Документом утверждается Порядок функционирования системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме и порядок обращения лица, допустившего нарушение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в уполномоченные подразделения Национальной полиции.
Как прокомментировал ситуацию Сергей Кишенько, адвокат, руководитель практики по делам о ДТП адвокатского объединения «Солодко и Партнеры», запуск системы автоматической фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения неоднократно переносился. В последний раз — на осень этого года. «Поэтому нельзя однозначно сказать, станет ли именно 4 сентября с. г. датой старта реализации данных законодательных механизмов. Однако собственникам транспортных средств следует понимать, что рано или поздно система все-таки заработает, и быть готовыми к этому. Готовыми как минимум соблюдать Правила дорожного движения либо стать «счастливыми» получателями почтовых уведомлений о наложенных штрафах», — отметил он.
К слову, накануне было заявлено, что система видеофиксации нарушений к запуску готова не в полном объеме, в связи с чем предполагается применение радаров, которые остались от предыдущей автомобильной инспекции. С другой стороны, в случае сертификации этих средств в соответствии с постановлением сложности в их применении возникнуть не должны.
Напомним, что законом также внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство в соответствии с техпаспортом и электронным реестром, за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По словам г-на Кишенько, основной проблемой для собственников авто в связи с внедрением системы автоматической фиксации нарушений ПДД будет получение по почте постановлений о наложении штрафа за нарушение ПДД, которое они в реальности не совершали.
«Если собственник авто считает, что нарушение ПДД совершило другое лицо, он может избежать штрафа, поскольку законодательством предусмотрено урегулирование таких ситуаций. Так, лицо, получившее постановление о наложении на него штрафа, в случае, если оно не нарушало ПДД, может в течение десяти дней с момента получения постановления сообщить органу или должностному лицу, которое его вынесло, о том, что транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица, выбыло из владения вследствие противоправных действий других лиц», — поясняет адвокат.
Он также рекомендует тем, кто продал свой автомобиль без перерегистрации права собственности, переоформить транспортное средство на нового собственника, чтобы потом не пришлось доказывать, что автомобилем в действительности пользуется другое лицо.
Ввиду таких изменений есть большая вероятность того, что рассмотрение дел об обжаловании так называемых писем счастья вновь ляжет на плечи общих судов. Как прокомментировал Василий Бородий, председатель Подольского районного суда г. Киева, суд готов к новой категории дел. Вместе с тем судья напомнил, что в настоящее время в большинстве общих судов у половины судей нет полномочий на осуществление правосудия.
«Сейчас увеличилось количество категорий дел, а качество уголовных дел, переданных на судебное рассмотрение, существенно снизилось. Добавится новая категория — будем рассматривать, но когда? Сегодня судьи вынуждены назначать дела на январь следующего года, несмотря на то, что мы отказались от совещаний и обеденного перерыва, а некоторые судьи вынуждены назначать слушания с 8.00 до 9.00. Остается только вечернее время — после 18.00. К тому же возникает большой риск, что судей будут привлекать к ответственности за слушание дел во внеурочное время. Проблема есть, но мы готовы ко всему!» — говорит г-н Бородий.
В свою очередь Сергей Кишенько считает, что постановления о наложении штрафов будут обжаловаться в судах, и прежде всего теми, кто не переоформил право собственности на проданный автомобиль, и сейчас трудно сказать, насколько массовым будет это явление.
«Что касается шансов на положительный результат обжалования таких постановлений, то тут в каждом конкретном случае все очень индивидуально, зависит от ситуации и наличия доказательств необоснованности наложения штрафа», — комментирует эксперт.
Тем не менее стоит напомнить, что автовладельцы уже сталкивались с автоматической фиксацией нарушений и получали так называемые письма счастья, которые в дальнейшем обжаловались в судебном порядке. Но в 2010 году Конституционный Суд Украины (КСУ), рассматривая дело об административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, пришел к выводу, что положения статьи 141 Кодекса Украины об административных правонарушениях являются неконституционными. КСУ рекомендовал парламенту привести в соответствие с Конституцией Украины порядок привлечения к админответственности за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в случае фиксации работающими в автоматическом режиме спецсредствами.
Таким образом, исходя из опыта шестилетней давности, можно предположить, что законодательные нормы, регулирующие вопросы работы системы автоматической фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, снова станут предметом рассмотрения КСУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…