Дорожное «балловство» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (585) » Дорожное «балловство»

Дорожное «балловство»

Кабинет Министров Украины 29 декабря 2008 года внес на рассмотрение Верховного Совета Украины проект Закона № 3573, преду­сматривающий дополнить Закон Украины «О дорожном движении» статьей 421, в которой предлагается урегулировать порядок начисления штрафных баллов (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком количество штрафных баллов определяется с учетом характера правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (в дальнейшем — КУоАП).

Так, 5 штрафных баллов насчитывается за превышение водителями установленных ограничений скорости движения более чем на 20 км/ч, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог, правил перевозки грузов, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов и т. п.

7 штрафных баллов водитель будет получать за нарушение правил проезда перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества в движении маршрутным транспортным средствам, нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположение транспортных средств на проезжей части, за управление транспортным средством без номерного знака или без талона о прохождении государственного техосмотра.

10 баллов насчитывается за превышение водителями установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на 50 км/ч, а также за нарушение правил остановки, стоянки, создающих препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения, за повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц или другого имущества и т. п.

При нарушении ПДД, повлекшего создание аварийной ситуации, и за невыполнение водителями требований работника милиции об остановке будет насчитываться 15 баллов. При оставлении водителями места дорожно-транспортного происшествия, к которому они причастны, насчитывается 20 баллов.

Наибольшее количество баллов будут насчитывать за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения — 25 баллов, за повторное управление автомобилем в таком состоянии водители получат 30 штрафных баллов.

Сведения о начисленных водителю транспортного средства штрафных баллах будут вноситься в автоматизированную информационную систему регистрации, учета и контроля за транспортными средствами, их собственниками и правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и идентифицироваться на талоне к удостоверению водителя, на котором нанесен соответствующий носитель идентификационных данных (магнитная полоска, микросхема и т. п.) и который одновременно может применяться как платежная карточка для уплаты штрафов.

Если же на протяжении года со дня совершения правонарушения водителю начислено 30 и больше штрафных баллов, он обязан в течение 30 дней сдать теоретический экзамен по проверке знаний правил дорожного движения.

Однако предложенные новеллы выглядят сомнительными с точки зрения законности и обоснованности предлагаемых подходов.

Дважды виноватый

Если учесть, что вследствие несдачи или неудовлетворительной сдачи теоретического экзамена удостоверение водителя транспортного средства и талон к нему изымаются, то фактически это можно расценивать как привлечение водителя транспортного средства к административной ответственности путем лишения специального права, предоставленного данному гражданину, а именно: права управления транспортными средствами способом, не предусмотренным КУоАП.

К тому же было бы наивным считать, что, например, водитель сел за руль в нетрезвом состоянии только потому, что забыл о строжайшем запрете этого в ПДД. И теоретическая подготовка при повторной сдаче экзаменов исправит данное недоразумение.

Но при этом возникает вопрос о соответствии названных положений законопроекта требованиям статьи 56 Конституции Украины, согласно которым никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. Кроме того, законопроектом предусматривается, что удостоверение водителя и талон к нему изымаются в порядке, определенном подзаконным актом. Но такая процедура уже предусмотрена на законодательном уровне (КУоАП, УК Украины).

Без вины виноватый…

Значительное количество водителей, которые действительно совершили нарушение ПДД, в некоторых случаях невозможно будет привлечь к административной ответственности, учитывая закреп­ленное в статье 141 КУоАП положение о привлечении к админответственности только собственников транспортных средств, если, например:

а) на момент совершения правонарушения, зафиксированного с помощью специальных технических средств, транспортным средством управляло иное лицо, которому была выдана доверенность на право владения и пользования этим транспортным средством, или собственник просто находился в машине. Однако именно собственник транспортного средства будет привлечен к административной ответственнос­ти, и именно ему в соответствии с законопроектом будут начислены штрафные баллы;

б) собственник транспортного средства не является водителем, не имеет соответствующего права на управление транспортным средством, но пользуется автомобилем с помощью водителя по договору найма. Но, как и в предыдущих случаях, к административной ответственности будут привлекать именно собственника транспортного средства и, соответственно, начислять ему штрафные баллы, хотя он вообще не является субъектом этого правонарушения;

в) собственником ­транспортного средства является юридическое лицо. Учитывая, что при правонарушении, предусмотренном статьями КУоАП, ответственность могут нести исключительно физические лица, вообще непонятно, кого и каким образом будут привлекать к административной ответственности, и кому будут начисляться штрафные баллы.

Этот перечень можно было бы продолжить, но даже из приведенных примеров следует вывод, что нарушается ещё одна конституционная норма, изложенная в статье 24 Конституции Украины, которая устанавливает, что все граждане равны перед законом. Очевидно, что одни водители оказываются в привилегированном положении по сравнению с другими водителями, которые являются непосредственными собственниками транспортных средств.

«Грязнуль» к ответу, или
«Кто не спрятался, я не виноват»

Следует также обратить внимание на несоответствие в некоторых случаях совершенного административного правонарушения или его последствий количеству начисленных штрафных баллов. Так, привлечение к административной ответственности водителя за управление транспортным средством с загрязненным номерным знаком повлечет начисление 7 штрафных баллов (часть 5 статьи 121 КУоАП), а за причинение пешеходу легких телесных повреждений в результате наезда на него (статья 125 КУоАП) штрафные баллы вообще насчитываться не будут.

Исключений не будет…

Статьей 30 КУоАП при наложении такого административного взыскания, как лишение права управления транспортными средствами, делается исключение для определенной категории лиц, к которым относят тех, кто пользуется транспортными средствами в связи с инвалидностью. Законопроектом же не предполагается никаких исключений для этой категории лиц, что явно нарушает статью 22 Конституции Украины, где сказано, что при принятии новых законов или при внесении изменений в действующие не допускается ограничение содержания и объема существующих прав и свобод.

«Гладко было на бумаге, да забыли
про овраги», или Где деньги взять?

Реализация положений законопроекта в части создания и функционирования автоматизированной информационной системы регистрации, учета и контроля за транспортными средствами, их собственниками и правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в которую должны вноситься сведения о начисленных водителю транспортного средства штрафных баллах, выпуск талонов к удостоверению водителя транспортного средства нового образца потребует определенных бюджетных расходов (разработка соответствующего программного обеспечения, необходимость дополнительного количества компьютерной техники и оборудования для нее, трудоустройство операторов, которые будут наполнять и обслуживать этот реестр, и все такое).

Но в нарушение требований ­части второй статьи 27 Бюджетного ­кодекса Украины и части третьей статьи 91 Рег­ламента Верховного Совета Украины к законопроекту не было приложено соответствующее финансово-экономическое обоснование, и не указаны источники покрытия бюджетных расходов.

Что делать?

На наш взгляд, вместо громоздкого и несовершенного порядка начисления штрафных баллов было бы разум­нее внести изменения в статьи КУоАП и предусмотреть ответственность по квалифицирующему признаку в виде сис­тематического нарушения именно тех положений ПДД, за которые предлагается начисление штрафных баллов. Справедливым административным взысканием в этом случае будет лишение специального права — права управления транспортными средствами.

МАТЕРОВ Юрий — юрист, г. Киев,
ПЕТРИЧЕНКО Олег — юрист, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Вернитесь к истокам!

Извинения — дело сугубо добровольное

Законодательная практика

Дорожное «балловство»

Неделя права

За диалог в любое время

Полномочия установлены

Судья на час или на срок?

Законно(?)творчество

Арбитров ЕАП — на Украину

Новости законотворчества

В парламенте предлагают создать спецкомиссию для судебной реформы

Бюро кредитных историй будет регистрировать Госфинуслуг

Особенности конституционного производства

Новости из зала суда

Суд восстановил В. Коновалюка в воинском звании

АМКУ обжалует решение суда о неправомерности наложения штрафа на ЗАО «ЛИНИК»

Компания «Астелит» подала иск к «Укртелекому»

Дача «Межигорье» осталась в частной собственности

Новости из-за рубежа

Глава следственного комитета подчиняется генпрокурору!

В Италии отменена смертная казнь

Вынесен приговор президенту ФК «Лацио»

Новости профессии

Полк заслуженных юристов пополнился

Уволен заместитель министра юстиции Украины

Утвержден новый состав Государственной аккредитационной комиссии Украины

Назначен председатель Службы безопасности Украины

Присвоены ранги государственного служащего

Новости юридических фирм

Партнер Salans принял участие в форуме Института Адама Смита

АФ «Паритет» выступила юридическим партнером автоаукциона

АО «Волков Козьяков и Партнеры» успешно завершило представительство интересов Cargill International SA

«Саенко Харенко» — советник в отношении покупки 100 % акций канала «КИНО»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» приняла делегацию Фонда европейского права и Британского бизнес-клуба на Украине

От первого лица

Юстиционная реформация

Реестр событий

Ими заИНТЕРесовались

14 лет все лучшее — читателю

Культ неприкосновенности

Служебная лестница

Избрания

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Жадность — не порок?

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационное представление Генерального прокурора Украины

Дело по иску Корпорации КМ Secure Corp. направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

Об отдельных аспектах налогообложения доходов нотариусов

О взыскании суммы процентов, начисленных за просрочку бюджетного возмещения НДС

Тема номера

Госпретензии на наследство

«Автопродажные» аппетиты налоговой

Частная практика

А замещать-то как будем?

О международных юрфирмах

Юридический форум

Не ходи из правового поля

Грамотное отстаивание интересов

Інші новини

PRAVO.UA