Кабинет Министров Украины 29 декабря 2008 года внес на рассмотрение Верховного Совета Украины проект Закона № 3573, предусматривающий дополнить Закон Украины «О дорожном движении» статьей 421, в которой предлагается урегулировать порядок начисления штрафных баллов (далее — Порядок).
В соответствии с Порядком количество штрафных баллов определяется с учетом характера правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (в дальнейшем — КУоАП).
Так, 5 штрафных баллов насчитывается за превышение водителями установленных ограничений скорости движения более чем на 20 км/ч, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог, правил перевозки грузов, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов
7 штрафных баллов водитель будет получать за нарушение правил проезда перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества в движении маршрутным транспортным средствам, нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположение транспортных средств на проезжей части, за управление транспортным средством без номерного знака или без талона о прохождении государственного техосмотра.
10 баллов насчитывается за превышение водителями установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на 50 км/ч, а также за нарушение правил остановки, стоянки, создающих препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения, за повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц или другого имущества
При нарушении ПДД, повлекшего создание аварийной ситуации, и за невыполнение водителями требований работника милиции об остановке будет насчитываться 15 баллов. При оставлении водителями места
Наибольшее количество баллов будут насчитывать за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения — 25 баллов, за повторное управление автомобилем в таком состоянии водители получат 30 штрафных баллов.
Сведения о начисленных водителю транспортного средства штрафных баллах будут вноситься в автоматизированную информационную систему регистрации, учета и контроля за транспортными средствами, их собственниками и правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и идентифицироваться на талоне к удостоверению водителя, на котором нанесен соответствующий носитель идентификационных данных (магнитная полоска, микросхема
Если же на протяжении года со дня совершения правонарушения водителю начислено 30 и больше штрафных баллов, он обязан в течение 30 дней сдать теоретический экзамен по проверке знаний правил дорожного движения.
Однако предложенные новеллы выглядят сомнительными с точки зрения законности и обоснованности предлагаемых подходов.
Дважды виноватый
Если учесть, что вследствие несдачи или неудовлетворительной сдачи теоретического экзамена удостоверение водителя транспортного средства и талон к нему изымаются, то фактически это можно расценивать как привлечение водителя транспортного средства к административной ответственности путем лишения специального права, предоставленного данному гражданину, а именно: права управления транспортными средствами способом, не предусмотренным КУоАП.
К тому же было бы наивным считать, что, например, водитель сел за руль в нетрезвом состоянии только потому, что забыл о строжайшем запрете этого в ПДД. И теоретическая подготовка при повторной сдаче экзаменов исправит данное недоразумение.
Но при этом возникает вопрос о соответствии названных положений законопроекта требованиям статьи 56 Конституции Украины, согласно которым никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. Кроме того, законопроектом предусматривается, что удостоверение водителя и талон к нему изымаются в порядке, определенном подзаконным актом. Но такая процедура уже предусмотрена на законодательном уровне (КУоАП, УК Украины).
Без вины виноватый…
Значительное количество водителей, которые действительно совершили нарушение ПДД, в некоторых случаях невозможно будет привлечь к административной ответственности, учитывая закрепленное в статье 141 КУоАП положение о привлечении к админответственности только собственников транспортных средств, если, например:
а) на момент совершения правонарушения, зафиксированного с помощью специальных технических средств, транспортным средством управляло иное лицо, которому была выдана доверенность на право владения и пользования этим транспортным средством, или собственник просто находился в машине. Однако именно собственник транспортного средства будет привлечен к административной ответственности, и именно ему в соответствии с законопроектом будут начислены штрафные баллы;
б) собственник транспортного средства не является водителем, не имеет соответствующего права на управление транспортным средством, но пользуется автомобилем с помощью водителя по договору найма. Но, как и в предыдущих случаях, к административной ответственности будут привлекать именно собственника транспортного средства и, соответственно, начислять ему штрафные баллы, хотя он вообще не является субъектом этого правонарушения;
в) собственником транспортного средства является юридическое лицо. Учитывая, что при правонарушении, предусмотренном статьями КУоАП, ответственность могут нести исключительно физические лица, вообще непонятно, кого и каким образом будут привлекать к административной ответственности, и кому будут начисляться штрафные баллы.
Этот перечень можно было бы продолжить, но даже из приведенных примеров следует вывод, что нарушается ещё одна конституционная норма, изложенная в статье 24 Конституции Украины, которая устанавливает, что все граждане равны перед законом. Очевидно, что одни водители оказываются в привилегированном положении по сравнению с другими водителями, которые являются непосредственными собственниками транспортных средств.
«Грязнуль» к ответу, или
«Кто не спрятался, я не виноват»
Следует также обратить внимание на несоответствие в некоторых случаях совершенного административного правонарушения или его последствий количеству начисленных штрафных баллов. Так, привлечение к административной ответственности водителя за управление транспортным средством с загрязненным номерным знаком повлечет начисление 7 штрафных баллов (часть 5 статьи 121 КУоАП), а за причинение пешеходу легких телесных повреждений в результате наезда на него (статья 125 КУоАП) штрафные баллы вообще насчитываться не будут.
Исключений не будет…
Статьей 30 КУоАП при наложении такого административного взыскания, как лишение права управления транспортными средствами, делается исключение для определенной категории лиц, к которым относят тех, кто пользуется транспортными средствами в связи с инвалидностью. Законопроектом же не предполагается никаких исключений для этой категории лиц, что явно нарушает статью 22 Конституции Украины, где сказано, что при принятии новых законов или при внесении изменений в действующие не допускается ограничение содержания и объема существующих прав и свобод.
«Гладко было на бумаге, да забыли
про овраги», или Где деньги взять?
Реализация положений законопроекта в части создания и функционирования автоматизированной информационной системы регистрации, учета и контроля за транспортными средствами, их собственниками и правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в которую должны вноситься сведения о начисленных водителю транспортного средства штрафных баллах, выпуск талонов к удостоверению водителя транспортного средства нового образца потребует определенных бюджетных расходов (разработка соответствующего программного обеспечения, необходимость дополнительного количества компьютерной техники и оборудования для нее, трудоустройство операторов, которые будут наполнять и обслуживать этот реестр, и все такое).
Но в нарушение требований части второй статьи 27 Бюджетного кодекса Украины и части третьей статьи 91 Регламента Верховного Совета Украины к законопроекту не было приложено соответствующее
Что делать?
На наш взгляд, вместо громоздкого и несовершенного порядка начисления штрафных баллов было бы разумнее внести изменения в статьи КУоАП и предусмотреть ответственность по квалифицирующему признаку в виде систематического нарушения именно тех положений ПДД, за которые предлагается начисление штрафных баллов. Справедливым административным взысканием в этом случае будет лишение специального права — права управления транспортными средствами.
МАТЕРОВ Юрий — юрист, г. Киев,
ПЕТРИЧЕНКО Олег — юрист, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…