Допускная способность — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (1030) » Допускная способность

Допускная способность

Рубрика Тема номера

Развитие фондового рынка Украины возможно только через наполнение его ликвидными инструментами. Сегодня регулятор принимает множество мер для того, чтобы фондовый рынок Украины был наполнен именно такими инструментами. В их числе — закрепление повышенных требований к существующим эмитентам, наполнение фондового рынка ценными бумагами новых эмитентов, соответствующих установленным требованиям. Такими эмитентами могут быть, например, эмитенты иностранных государств, ценные бумаги которых допущены к обращению на территории Украины.

Одним из этапов реализации Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Украины 18 июня 2015 года № 391 (Программа), является создание условий для свободного движения капитала, а комплексный план включает меры по улучшению доступа иностранных инвесторов к локальному рынку ценных бумаг, а также усовершенствование расчетной и клиринговой инфраструктуры рынков капитала. Как известно, действующим решением НКЦБФР «Об утверждении Положения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на территории Украины» № 1692 от 22 ноября 2012 года (Положение № 1692) установлен ряд регуляторных ограничений, которые усложняют процесс допуска ценных бумаг иностранных эмитентов, а в большинстве случаев делают его невозможным.

Действующее Положение содержит ряд норм, ограничивающих число иностранных инвесторов, которые потенциально могли бы ввести в обращение свои ценные бумаги и тем самым увеличить ликвидность рынка. Например, такими условиями являются наличие активов иностранного эмитента на территории Украины, наличие договора между эмитентом и украинской фондовой биржей, а также наличие в украинской фондовой бирже, с которой иностранный эмитент заключил договор, доступа к информационным ресурсам, где размещается информация об иностранном эмитенте. В соответствии c проектом решения «О внесении изменений в Положение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на территории Украины», одобренным решением НКЦБФР от 10 августа 2017 года № 609 (проект Положения) данные дополнительные положения были исключены. В результате проект Положения предусматривает предоставление значительно меньшего пакета документов и, соответственно, выполнение меньшего количества условий, а именно:

— иностранный эмитент должен быть зарегистрирован в иностранном государстве;

— выпуск и/или проспект эмиссии ценных бумаг иностранного эмитента (иной документ, который содержит информацию о выпуске ценных бумаг) зарегистрирован в стране происхождения эмитента и/или в стране, где осуществляется обращение ценных бумаг на соответствующей бирже (если необходимость такой регистрации предусмотрена законодательством соответствующей страны), и такие бумаги размещены за пределами Украины;

— ценным бумагам иностранного эмитента присвоен международный идентификационный номер (код ISIN), код классификации финансовых инструментов (код CFI);

— имеется письменное подтверждение Центрального депозитария Украины о возможности учета ценных бумаг иностранного эмитента на корреспондентском счете Центрального депозитария Украины, который открыт в депозитарии иностранного государства или в международном депозитарно-­клиринговом учреждении. Новые нормы предусматривают возможность Центрального депозитария подавать заявление о допуске ценных бумаг. В таком случае Центральный депозитарий действует от имени собственника ценных бумаг, следовательно, письменное подтверждение наличия корреспондентских отношений не требуется;

— ценные бумаги иностранного эмитента допущены к обращению хотя бы на одной иностранной фондовой бирже, которая входит в перечень, утвержденный решением НКЦБФР от 10 сентября 2013 года № 1754. Данным решением утверждается полный перечень из 69 бирж.

Важно, что доработанный проект Положения распространяется на все эмиссионные ценные бумаги, включая депозитарные расписки. Проект Положения предусматривает, что наличие печати на документах не является обязательным условием их действительности. Документы считаются действительными, если на их копиях поставлена подпись уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

Также проектом Положения предлагается отменить предельный объем ценных бумаг, допущенных к обращению на территории Украины. Необходимость указания предельного объема ценных бумаг, что предусмотрено действующим Положением, в значительной мере ограничивает иностранного эмитента, а также влечет за собой осуществление ряда дополнительных действий. Проектом Положения исключается обязанность иностранного эмитента уведомлять НКЦБФР о решениях, которыми утверждается консолидация, дробление, аннулирование ценных бумаг, а также об иных действиях, способных повлиять на количество и/или номинальную стоимость ценных бумаг соответствующего выпуска. Дополнительно была исключена обязанность предоставления по требованию НКЦБФР информации, подтверждающей соблюдение условий допуска ценных бумаг к обращению, то есть выполнение формальных условий, предусмотренных действующим Положением. Например, обязанность иностранного эмитента в десятидневный срок письменно уведомить НКЦБФР о каких-­либо действиях с ценными бумагами, влияющих на количество и/или номинальную стоимость, как описано выше.

 

Процедура допуска

Проектом Положения существенно сокращается перечень документов, которые иностранный эмитент должен предоставить в НКЦБФР для допуска ценных бумаг. Исключены такие документы, как аудиторский отчет проверки финансовой отчетности за последний финансовый год, подтверждение регистрации выпуска и/или проспекта эмиссии ценных бумаг иностранного эмитента, справка о лицах, осуществляющих контроль и владеющих более 25 % уставного капитала иностранного эмитента, документы, подтверждающие право собственности на активы на территории Украины, договор эмитента с фондовой биржей и подтверждение наличия у фондовой биржи доступа к информационным ресурсам, где размещается информация об эмитенте.

В соответствии с проектом Положения иностранный эмитент должен подавать такие документы:

1) заявление о допуске ценных бумаг иностранного эмитента к обращению на территории Украины.

Поскольку перечень документов, которые необходимо предоставлять для допуска ценных бумаг к обращению, был упрощен, заявление должно содержать информацию, которая частично может заменить предоставляемые ранее документы. Например, в заявлении, кроме основных данных об иностранном эмитенте, следует указывать такую информацию:

— полное наименование и местонахождение иностранной фондовой биржи или бирж, которые входят в соответствующий утвержденный перечень;

— сведения об украинской фондовой бирже, где иностранный эмитент намерен пройти процедуру листинга;

— международный идентификационный номер и код классификации финансовых инструментов ценных бумаг, предлагаемых к обращению;

— полное наименование и местонахождение иностранного депозитарного учреждения, где ведется учет ценных бумаг иностранного эмитента;

— полное наименование и местонахождение центрального депозитария иностранного государства и/или международного депозитарно-­клирингового учреждения, с которым Центральным депозитарием установлены корреспондентские отношения;

— полное наименование аудиторской фирмы, проводившей аудиторскую проверку финансовой отчетности иностранного эмитента за последний год;

— сведения об иностранных печатных изданиях, веб­-сайтах, других информационных ресурсах, на которых размещается информация об иностранном эмитенте;

— сведения об отсутствии ограничений по обращению ценных бумаг иностранного эмитента на территории Украины, предусмотренных условиями их размещения и/или законодательством государства, где зарегистрирован выпуск таких ценных бумаг.

2) письменное подтверждение Центрального депозитария Украины, свидетельствующее о возможности обращения ценных бумаг иностранного эмитента на корреспондентском счете ­Центрального депозитария Украины, который открыт в депозитарии иностранного государства или в международном депозитарно-­клиринговом учреждении.

3) документы, подтверждающие полномочия уполномоченного лица заявителя, удостоверенные подписью уполномоченного лица.

Основания для отказа в допуске ценных бумаг проектом Положения не были изменены.

НКЦБФР принимает решение о допуске ценных бумаг в течение 30 рабочих дней с даты получения документов. Документы для получения допуска могут быть поданы повторно после устранения обстоятельств, ставших основанием для отказа в допуске. Проектом Положения также предусмотрено, что НКЦБФР может приостановить на срок до одного года обращение ценных бумаг иностранных эмитентов на территории Украины, а также приостановить внесение изменений в систему реестра собственников ценных бумаг или в систему депозитарного учета по ценным бумагам иностранных эмитентов с целью защиты интересов государства и инвесторов.

Таким образом, проектом Постановления существенно упрощается процедура допуска ценных бумаг к обращению на Украине, а также предусматривается декларативный характер получения разрешения.

Следует также отметить, что в решение НКЦБФР «Об урегулировании вопроса обслуживания операций с ценными бумагами иностранных эмитентов в Национальной депозитарной системе Украины» от 27 декабря 2012 года № 1903 были внесены изменения в части необходимости привести документы иностранных эмитентов в соответствие с требованиями законодательства Украины. Таким образом, все действия иностранных эмитентов должны быть урегулированы Положением НКЦБФР «Об утверждении Положения об осуществлении депозитарной деятельности» от 23 апреля 2013 года № 735 с изменениями от 11 мая 2017 года.

 

Функции Центрального депозитария

В соответствии с Положением об осуществлении депозитарной деятельности ценные бумаги иностранного эмитента, которые вводятся для обслуживания на территории Украины, зачисляются на счета в ценных бумагах депозитарных учреждений, а права на ценные бумаги — на счета в ценных бумагах депонентов на основании соответствующих распоряжений клиентов, депонентов или в управляющих их счетами после зачисления этих ценных бумаг на счет в ценных бумагах Центрального депозитария. Такой счет Центрального депозитария открыт в депозитарии иностранного государства или в международном депозитарно­-клиринговом учреждении.

Ценные бумаги иностранного эмитента, которые вводятся для обслуживания в нашей стране, кроме облигаций международных финансовых организаций, зачисляются на счета депозитарных учреждений в Центральном депозитарии, а сами ценные бумаги не допускаются к обращению на территории Украины до получения разрешения НКЦБФР. При этом необходимо, чтобы между Центральным депозитарием и депозитарием иностранного государства были установлены корреспондентские отношения.

Ввод таких ценных бумаг иностранного эмитента происходит следующим образом:

— депозитарное учреждение предоставляет Центральному депозитарию распоряжение на зачисление ценных бумаг на свой счет через систему обмена информацией;

— Центральный депозитарий предоставляет распоряжение на зачисление ценных бумаг на свой счет в соответствующем депозитарии иностранного государства или международного депозитарно­клирингового учреждения;

— депозитарий иностранного государства или международное депозитарно­клиринговое учреждение проводит сверку распоряжений, направленных Центральным депозитарием, и распоряжений, которые направлены контрагентом. После сверки распоряжений депозитарий иностранного государства предоставляет Центральному депозитарию информационное уведомление, содержащее информацию: об успешной сверке распоряжений; о невозможности проведения сверки с указанием причин; об отсутствии встречного распоряжения от контрагента; о расхождениях реквизитов, указанных во встречных распоряжениях;

— после успешной сверки распоряжений Центральный депозитарий получает подтверждение о зачислении ценных бумаг на свой счет в иностранном депозитарном учреждении либо в международном депозитарно­-клиринговом учреждении;

— Центральный депозитарий высылает подтверждение о зачислении ценных бумаг на счет депозитарного учреждения в Центральном депозитарии средствами обмена информацией.

При этом такие ценные бумаги автоматически зачисляются на счет как не допущенные к обращению на территории Украины, то есть заблокированные. Ценные бумаги могут быть разблокированы только после получения решения НКЦБФР о допуске ценных бумаг иностранного эмитента к обращению на территории Украины. При допуске ценных бумаг иностранных эмитентов Центральный депозитарий осуществляет все операции, предусмотренные Положением об осуществлении депозитарной деятельности, а именно: списание; перевод в случае проведения операций, связанных со списанием, наследованием, правопреемством, исполнением решений суда; передачу при расчетах по сделкам, заключенным на фондовой бирже; блокировку для обеспечения исполнения обязательств или резервирования с целью продажи. Покупка ценных бумаг иностранных эмитентов должна осуществляться исключительно через лицензированных торговцев ценными бумагами.

Таким образом, принятие данного проекта Положения существенно облегчит возможность допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на территории Украины, а также станет главным механизмом для наполнения фондового рынка ликвидными инструментами. При этом следует отметить, что принятие проекта Положения повлечет за собой внесение ряда изменений в иные нормативно­-правовые акты и усовершенствование программного обеспечения Центрального депозитария.

БУКВИЧ Анна — ведущий юрист Lavrynovych & Partners Law Firm, к.ю.н., г. Киев


Мнение

Улучшит допуск

Катерина БРЭДУЛЯК, юрист практики банковского и финансового права ЮФ Evris

Низкая эффективность действующего решения НКЦБФР от 22 ноября 2012 года № 1692 и высокие регулятивные требования привели к отсутствию заинтересованности в фондовом рынке Украины со стороны инвесторов и профессиональных участников фондового рынка. Как следствие с момента вступления указанного нормативного акта в силу заявления о разрешении допуска ценных бумаг к обращению поступили лишь от двух иностранных эмитентов.

Требования проекта решения НКЦБФР «О внесении изменений в Положение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на территории Украины» нацелены на привлечение иностранных эмитентов, расширяют полномочия Центрального депозитария ценных бумаг и наконец­то устраняют необходимость в использовании печати, ведь, как правило, у нерезидентов печать отсутствует. Кроме того, сокращен перечень условий допуска ценных бумаг нерезидентов, в частности, теперь иностранному эмитенту нет необходимости подтверждать наличие активов на территории Украины.

Решение о допуске ценных бумаг нерезидента может приниматься на основании и заявления иностранного эмитента, и Центрального депозитария ценных бумаг. С этой целью принятый проект решения не должен противоречить нормативным актам относительно депозитарной деятельности.

Проектом предусмотрен более декларативный характер получения заявителем допуска ценных бумаг, и прогнозируется, что перечень иностранных фондовых бирж будет сокращен. В утвержденный в 2013 году НКЦБФР перечень иностранных фондовых бирж, на которых могут обращаться ценные бумаги иностранных инвесторов, входят 69 иностранных фондовых бирж.

Статьей 16 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» предусмотрено осуществление профессиональной деятельности Центрального депозитария на основании правил, утвержденных НКЦБФР. В настоящее время правила не содержат перечня действий Центрального депозитария в качестве заявителя при принятии решения о допуске ценных бумаг иностранного инвестора на территорию Украины, что на практике может блокировать допуск ценных бумаг нерезидентов к обращению в нашей стране.

Один из важных моментов в настоящих реалиях — введение электронного документооборота во все сферы деятельности НКЦБФР с внесением изменений, направленных на приоритетность использования электронных форм документов, в действующее законодательство.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Бизнесмобиль

Акцент

Благие двести

В фокусе: адвокатура

Адвокатский запрос

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ усилит регулирование финмониторинга

Изменен Порядок проведения служебных расследований

Подготовлен новый закон о рынке земли

Государство и юристы

Спам-процедуры

Тень студента

Правопринудительная практика

Срок для ликвидатора

Секрет формы

Документы и аналитика

Старый том

Новости из зала суда

Судебная практика

Судье не удалось добиться исправления описок в решении ВККС через суд

Убытки не могут быть принудительно взысканы путем предъявления требования — суд

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Integrites закрыли две крупные сделки по привлечению финансирования для украинского агрохолдинга

Interlegal защитил интересы судовладельца в споре по демереджу, возникшем из рейсового чартера

Отрасли практики

Бремя надежд

Раскрытие покажет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Быть в движении

Самое важное

День арбитража

Субъектный состав

В режиме нон-скоп

Формула успеха

Судебная практика

Судебные решения

Арендатор вправе расторгнуть договор аренды земельного участка, предоставленного для нужд строительства и обслуживания объекта строительства

Судебная практика

Расторженный взгляд

Критерии вмешательства

Выжать сроки

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях рассрочки исполнения судебного решения

Судебная практика

Согласование? Нет

Тема номера

Стадия готовности

Допускная способность

Конкурентное имущество

Хорошее построение

Удаленная работа

Частная практика

Премьерное поведение

На GRани выжидания

Інші новини

PRAVO.UA