В одном судебном процессе в форме мультяшного видео сторона пытается объяснить судье техническую составляющую поисковой системы. Но судья просит остановить видео и говорит: «Какая в этом необходимость? Он же просто объясняет алгоритм матричного анализа ссылок!». Нет, это не пример из украинской судебной практики. Наоборот, эксперты утверждают, что наши судьи не разбираются в технических тонкостях, к примеру, доменных споров. У них на это нет ни времени, ни желания. Этот эпизод из серии американского телесериала «Good Wife» в качестве примера привела партнер ПЮА «Синергия» Анна Кравчук, открывая 10 декабря с.г. семинар на тему «Доменный спор: правообладатель, собственник домена, регистратор — кто лишний в цепочке?!». По словам г-жи Кравчук, в ее практике был случай, когда судья одного из районных судов г. Киева даже не сумел ввести название доменного имени в браузерную строку.
Анна Кравчук рассказала об особенностях построения стратегии защиты в доменном споре. Если, проанализировав материалы дела, юрист приходит к выводу, что идти в суд все же стоит, то в первую очередь необходимо проверить, является ли клиент собственником торговой марки, и убедиться в том, используется ли доменное имя нарушителем (есть ли нарушение). Также нужно установить дату регистрации торговой марки и срок регистрации домена. «Это важно для того, чтобы выяснить, кто раньше начал использовать обозначение», — подчеркнула г-жа Кравчук. Также нужно проверить срок «жизни» домена, ведь если этот срок истекает завтра, нет смысла ввязываться в судебный спор. Далее Анна Кравчук рекомендует устанавливать собственника доменного имени: «Если домен находится в зоне .ua, установить собственника не составит труда». Если домен не в зоне .ua, то можно обратиться к регистратору, но тут возникает другая проблема: если регистрант — физическое лицо — не все регистраторы раскроют такую информацию в связи с защитой персональных данных клиентов. Истребовать соответствующую информацию можно через суд.
«Дальше необходимо смотреть, есть ли препятствия для получения нужного решения для клиента — правообладателя торговой марки. Следует проверить, нет ли у регистранта доменного имени права преждепользования, является ли использование обозначения коммерческим», — подчеркнула докладчик. Что касается сбора доказательств, то, по мнению юриста, наилучшее доказательство — не распечатка веб-сайта, а экспертное исследование телекоммуникационных систем оборудований и средств. Суд может составить протокол осмотра веб-сайта, но немного найдется судей, которые смогут это сделать. Г-жа Кравчук не рекомендует сразу идти в суд — сначала лучше обратиться с претензией о нарушении прав правообладателя к владельцу доменного имени.
Юрист ООО «Интернет Инвест» Елена Сказко в своем выступлении проанализировала недавнее решение Хозсуда г. Киева о доменном имени metro.com.ua. С иском обратился собственник торговой марки metro.news к регистратору доменных имен «Интернет Инвест» о прекращении нарушения прав. По словам г-жи Сказко, судья знала, что домен принадлежит физическому лицу, но не выяснила, есть ли у него зарегистрированная торговая марка. Тем не менее, столичный хозсуд стал на сторону истца. «У судей нет времени и желания разбираться в таких спорах, а предприимчивые юристы этим пользуются», — подчеркнула она.
По ее словам, самый эффективный путь — не обращаться с иском к регистратору доменных имен, а искать конечного собственника доменного имени. Если собственником оказывается «мертвая душа», значит, это какая-то грязная схема, что будет свидетельствовать в пользу добросовестного правообладателя в суде.
На способах защиты прав в доменных спорах остановилась советник председателя Высшего совета юстиции Игоря Бенедисюка Дарья Богатчук. В числе судебных способов защиты она выделила перечень типичных исковых требований: о признании использования ответчиком доменного имени нарушающим права истца на объект интеллектуальной собственности; о запрете ответчику использовать доменное имя — объект интеллектуальной собственности истца; об отмене регистрации доменного имени; о прекращении делегирования доменного имени; о переделегировании; о взыскании денежной компенсации за неправомерное использование объекта права интеллектуальной собственности истца; об обязательстве ответчика воздержаться от делегирования и технического обслуживания доменного имени, которым может быть нарушено право интеллектуальной собственности истца.
«Спорным способом защиты является требование о переделегировании доменного имени истцу. Большинство судей считает, что это эффективный способ защиты, но проблемный при применении, поскольку не согласуется с положением законодательства. Так, прямого указания на такой способ в действующем законодательстве нет. Есть сложности с определением круга надлежащих ответчиков и другие вопросы», — отметила Дарья Богатчук. Если истец рискнет обосновать такой способ защиты, то ему стоит обратить внимание на решения Европейского суда по правам человека.
Альтернативным решением доменных споров представляется обращение в Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству. В обращении должны быть указаны три условия, в их числе — недобросовестность использования торговой марки. На вопрос «Может ли быть таким доказательством электронное письмо, в котором лицо, зарегистрировавшее доменное имя, предлагает его продать, к примеру, за 20 тыс. долларов?» руководитель практики интеллектуальной собственности АО Arzinger Екатерина Олейник ответила следующее: «Да, может. Арбитражная процедура довольно гибкая, а арбитр рассматривает дело на основании всех доказательств, поданных сторонами. Но в случае, если продавец предлагает приобрести домен приблизительно за ту же стоимость, за которую он его приобрел, условие о недобросовестном использовании применяться не будет».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…