Должен ли юрист быть экспертом в бизнесе? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (687) » Должен ли юрист быть экспертом в бизнесе?

Должен ли юрист быть экспертом в бизнесе?

Рубрика Тема номера

Этот вопрос час­то задают себе юрис­ты, начинающие карьеру в юридических фирмах, консультирующих бизнес, или в юридических отделах бизнес-структур. Да и более опытные их коллеги периодически задаются этим вопросом в процессе работы над очередной сложно структурированной сделкой. Как правило, успокаивают себя ответом, что, в принципе, знать бизнес клиента нужно, но на практике в большинстве случаев эти знания остаются поверхностными и мало влияют на суть юридических консультаций. Оправдывают себя будто очевидной мыслью — «в конце концов, кто на кого учился». Особенно актуально этот вопрос зазвучал во время еще не окончательно пережитого болезненного экономического кризиса, вследствие которого юридический бизнес начал пере­осмысливать свое предназначение и искать новые возможности в столь обострившейся конкурентной борьбе. И в результате для многих сегодня все более очевидным становится ответ — без по-настоящему серьезной экспертизы в вопросах бизнеса юридический консалтинг обречен.

Этот вывод в равной мере относится как к пониманию, прежде всего менеджментом, бизнеса самой юридической фирмы, так и к пониманию процессов, происходящих с бизнесом клиентов.

Некоторые практики, такие как рынки капиталов, всегда требовали от юристов глубоких бизнес-знаний. Меня, например, всегда восхищали диалоги ответственного партнера английской юридической фирмы, представляющей организаторов выпуска еврооблигаций или IPO, с менеджментом эмитента на формальных встречах. Как правило, вопросы юриста, направленные на получение информации для написания проспекта эмиссии, вскрывают все особенности организации бизнеса эмитента и зачастую заставляют попотеть самых искушенных менеджеров.

Чего же в большинстве случаев не хватает юристам для полноценного консультирования, учитывающего специфику бизнеса, которое ожидают получить клиенты? Мне очень нравится емкая характеристика, данная кем-то из аналитиков и задевающая самую суть проблемы: «юристы дают советы, а бизнес-консультанты предлагают решения». Так, в юридической и бизнес-школах на одну и ту же проблему предлагают смотреть с разных сторон, например, деликт как результат некачественной продукции у правоведа вызовет, прежде всего, вопрос «кто виноват?», а у бизнес-консультанта — «что делать?» (для того, чтобы вернуть клиентов). Вот эту разносторонность и ожидают сегодня получить клиенты.

Во многих проектах клиенты часто не предоставляют в полной мере всю информацию, необходимую для наиболее эффективного проектного консультирования, и юристам приходится самим ее «добывать». В этом деле без соответствующего образования и знаний в области бизнес-менеджмента юристам приходится идти на ощупь, во многом из-за того, что на свой чисто юридический опыт они полагаться практически не могут. И дело даже не в узко экономических знаниях или, точнее, в их отсутствии. К ним добавляются и вопросы управления персоналом, и маркетинг, и много других нефинансовых аспектов ведения бизнеса.

По утверждению многих юристов, получивших второе образование в бизнес-школе, диплом магистра управления бизнесом (MBA) является безусловным акселератором в карьере. При этом статистика свидетельствует, что до последнего времени обладатели двух дипломов (о юридическом и бизнес-образовании) чаще все же работали в менеджмент консалтинге, инвестиционными банкирами и только немногие из них оставались верными профессии юрис­та. Однако такое положение вещей начинает меняться, и довольно быстро.

Любопытно, что все большее число международных юридических фирм официально признают ценность бизнес-экспертизы у своих юристов. Например, такие фирмы, как Goodwin Procter и Paul Hastings, выплачивают существенные бонусы (около 20 тысяч долларов США) принимаемым на работу юристам, имеющим как диплом о юридическом образовании, так и степень магистра управления бизнесом (JD/MBA).

Во время кризиса многие фирмы акцентировали на этом аспекте свои стратегические планы практического обучения юристов. Если традиционное понимание программ практического тренинга, как правило, сводится к посещению юрис­тами тематических семинаров, проводимых парт­нерами и старшими юристами фирмы, с последующим участием в соответствующих проектах, то ныне ставится задача полноценного формального обучения управлению бизнесом. Так, например, одна из ведущих международных фирм Lovells — после недавнего слияния Hogan Lovells — еще в конце 2006 года объявила о запуске совместно с Бизнес-школой Касс (Cass Business School) уникальной программы MBA, разработанной для юрис­тов фирмы. Специальный вводный курс и последующие мастер-классы по бизнесу и модульные занятия с правовым уклоном проводятся без отрыва от основной работы участвующих юристов на протяжении семи лет. Вся программа полностью финансируется Lovells. По окончании курса участники получают дипломы MBA. Юристы, участвующие в программе, в восторге от новых знаний. По их мнению, в то время как глубокие правовые знания юристов являются для клиентов аксиоматичными, клиенты ожидают полного понимания юристами их бизнеса. Нет ничего лучше, чем полный бизнес-курс для достижения этой цели, считают юристы. Важно отметить, что в самой фирме курс называют не MBA, а BPL — бизнес-программа для юристов, подчеркивая, что соответствующий диплом не является самоцелью, а главное — новые знания и система ситуативной оценки с точки зрения ведения бизнеса.

Будучи по-настоящему международной фирмой, Lovells внедрила программу BLP и в своих международных офисах в партнерстве, кроме Бизнес-школы Касс, с Бизнес-школой Стерна Нью-Йоркского университета (NYU Stern Business School), Гонконгским университетом науки и технологий и Европейской бизнес-школой в Париже.

О подобной программе MBA, рассчитанной на помощников и младших юрис­тов (trainee solicitors), в союзе с Бизнес-школой BPP объявили также юридические фирмы SJ Berwin и Simmons & Simmons. В 2010 году программу мини-MBA в рамках Коммерческой академии для младших юристов ввела также юридическая фирма Eversheds. Спецкурс по развитию бизнеса, коммерческому нетворкингу, финотчетности, принятию решений, маркетингу и коммуникациям предлагается юристам ряда практик в течение первых четырех лет после начала работы. Достоянием гласности стали также гарвардские тренинговые программы английской Addleshaw Goddard и ряда американских фирм, сотрудничающих с известными американскими бизнес-школами (например, чикагской Seyfarth Shaw, сотрудничающей со Школой менеджмента Келлог (Kellogg) университета Northwestern, или филадельфийской Reed Smith, имеющей программу в Wharton School Пенсильванского университета).

По свидетельству английской газеты Гардиан (Guardian), подобные программы существуют или разрабатываются также мега-фирмами так называемого магического круга (Magic Circle) в Лондоне. Руководство ведущих фирм рассматривает специально подготовленную для своих юристов программу MBA как позволяющую им получить конкурентное преимущество в эпоху глобализации бизнеса. Юридические консультации предоставляются в условиях все более усложняющихся бизнес-схем сделок по слияниям и поглощениям, на рынках капитала, частного инвестирования (private equity) и в иных практиках. По мнению многих, сегодня юристы просто обязаны становиться бизнес-консультантами, поскольку именного этого от них ждут клиенты.

Хотя общая программа MBA также вполне подходит для получения юристами востребованных сегодня дополнительных знаний, специальная программа выглядит еще более привлекательной. Ее главное отличие в том, что обучение идет по принципу от частного к общему, а не наоборот. При этом «частное» — это знакомые юристам транзакционные схемы, а «общее» — это модели бизнес-решений, накладывающихся на знакомую юристам правовую канву.

Организаторы этих программ абсолютно уверены в том, что происходит зарождение многообещающего тренда, который поможет первопроходцам получить конкурентное преимущество, оказывать более востребованные услуги клиентам и, не в последнюю очередь, повышая квалификацию своих юристов, получить дополнительные возможности для их удержания.

Весьма показательно, что ведущие мировые бизнес-школы начали самостоятельно разрабатывать образовательные бизнес-программы для юристов и без координации с юридическими фирмами. Так, Школа менеджмента Бостонского университета (Boston University School of Management) c 2008 года предлагает программу под названием «Карманный MBA для юристов» (Pocket MBA for Lawyers), объясняя это тем, что современные корпоративные юристы должны быть больше, чем просто хорошие правоведы. Им нужны достаточно глубокие знания бизнеса, дающие возможность говорить с клиентом на его языке, понимать, как работает его компания, и помогать принимать решения на миллионы долларов. Клиентам уже мало получать от юрис­тов узко юридический анализ конкретной ситуации, им нужен всесторонний анализ модели ведения бизнеса. Программа разработана с учетом пожеланий Ассоциации корпоративных юристов, объединяющих внутренних юристов компаний, и включает как базовые, так и специфические финансовые темы (модели финансовых оценок при проведении сделки, анализ состояния бизнеса на основании финансовой учетной документации, корпоративные финансы), вопросы построения корпоративной стратегии и оперативного планирования, построения правильной организационной структуры, принятия бизнес-решений в условиях нестабильности и т.п. Помимо этого, программа направлена на совершенствование навыков общения в бизнес-коллективе — ведь юрист в большинстве случаев взаимодействует с коллегами-юристами, помощниками, административным персоналом и т.п. В повышении эффективности этого взаимодействия — немаловажная доля конечного успеха как отдельного юриста, так и фирмы в целом. Подобные программы уже апробированы Школой бизнеса McDonough Джорджтаунского университета, Бизнес-школой Университета Джорджа Вашингтона, а также рядом европейских бизнес-школ, включая швейцарскую IMD в Лозанне и Бизнес-школу IE в Мадриде, которая включила в списки своих клиентов такие крупные испанские юридические фирмы, как Uria Menendez и Cuatrecasas.

Как указывалось, управленческие знания просто необходимы менеджерам самих юридических фирм как занимающих позиции административных директоров (COO), так и управляющих партнеров, а также членов управляющих и иных функциональных комитетов фирмы, которые представлены самими партнерами. Многие исследователи считают, что большинство американских юридических фирм по-прежнему управляются так, как это делалось в XVII веке. Серьезная наука управления долгое время была не нужна, поскольку неплохие деньги зарабатывались и без построения муд­реных бизнес-моделей. Но с увеличением конкуренции, особенно обострившейся в кризисное время, нехватка управленческих знаний стала серьезно влиять на финансовое благополучие, а зачастую и на выживаемость юридических фирм, и взоры их партнеров-управленцев обратились к бизнес-программам. Многие фирмы (один из примеров — Nixon Peabody, которая сотрудничает с Гарвардским университетом) целенаправленно обучают свой действующий и потенциальный штат юристов-управленцев в бизнес-программах. По некоторым данным, около 70 % крупных фирм в США планируют тренинговые программы по маркетингу и развитию бизнеса для своих юристов.

Это именно то, чему не учат в юридических школах и что не вытекает автоматически из проектного опыта работы. И, кажется, настало время уделять этому самое серьезное внимание. Качественные образовательные бизнес-программы (в том числе и мини MBA) юристам Украины могут предоставить не только лучшие зарубежные бизнес-школы, но и украинские учебные заведения, успевшие заслужить признание и хорошую репутацию (например, киевский Международный институт менеджмента). Юридическая практика усложняется на глазах — из ремесла она становится все более похожей на смесь науки и искусства. Успех ждет лишь тех, кто сможет быстро овладеть необходимыми знаниями и научиться применять их на практике.

ХАЧАТУРЯН Армен — старший партнер юридической фирмы «Астерс», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Авторитеты

Самые влиятельные, известные, уважаемые среди мужчин-юристов

Актуальный документ

Документы и аналитика

Изменение иска

Акцент

Меняем практиков на ученых

В фокусе: Туризм

Кто в ответе за туристов?

Государство и юристы

Властная вертикаль

Спорим с ГНС без суда

Государство и юристы

Новости законотворчества

Ограничение доступа к инсайдерской информации

Принят Закон о градостроительной деятельности

Централизация допуска в нотариат

На Украине вводится Европротокол

Государство и юристы

Под куполом

Комитетская ротация

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Документы и аналитика

Живем вместе, ипотека – врозь

Новеллы права на встречный иск

Неделя права

Полезные уточнения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Спорт на бесплатном ТВ

Ограничение для судей

Неделя права

Ход омбудсменом

Для Президента подготовили модель ассамблеи

Incoterms-2010 уже на украинском

Неделя права

Новости из-за рубежа

Российские судьи не берут взяток?

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не признал ООО «Италстудио» надлежащим ответчиком

Суд обязал Окунскую-Власенко возместить моральный вред

Суд не нашел в бездеятельности ВСЮ противоправности

Новости юридических фирм

Частная практика

Акции ГК «Агролига» начали котироваться на Варшавской бирже

Baker & McKenzie консультирует по приобретению Киевского ЦУМа

Integrites — советник KWH Plast

«Саенко Харенко» сопровождает получение разрешения АМКУ на приобретение Swissport

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Quo vadis, рынок юруслуг?

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Санкции за расточительное расходование ресурсов

О стоимости транспортных расходов

О признании недействительным решения общего собрания участников ООО

Самое важное

Судьи за право на апелляцию

Судебная практика

Устав юрлица – акт, а не сделка

Закон или жизнь

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания недействительными положений устава акционерного общества

Об отчуждении имущества предприятия, основанного на государственной собственности

Тема номера

Адвокатская этика VS. конкуренция

Сколько у нас настоящих лидеров?

Должен ли юрист быть экспертом в бизнесе?

Частная практика

Юрист в соцсети: как себя вести

Таблички — по стандарту

Юридический форум

Юрист обязан быть идеалистом!

Інші новини

PRAVO.UA