Долг платежом красен — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (604) » Долг платежом красен

Долг платежом красен

Каждый труд должен быть справедливо оплачен, однако случаи, когда клиенты юридических фирм платить не хотят, имеют место быть. Как выбрать сразу честного платежеспособного клиента и что делать с долгами — об этом рассказывают наши юристы.

Партнер адвокатской фирмы «Паритет» Борис Даневич анализирует процесс выбора клиента в докризисное время и сейчас. По его словам, еще несколько лет назад многие локальные юридические фирмы не предъявляли к потенциальным клиентам каких-либо жестких требований и не формировали критериев «своего» клиента. С другой стороны, был достаточно жесткий отбор клиентов многими международными и некоторыми украинскими фирмами, которые, проводя оценку, сознательно шли на такие критерии, как размеры клиентов и проектов (выбирая только крупные), готовность платить определенные гонорары и бюджеты. Г-н Даневич утверждает, что сегодня как первые, так и вторые страдают от таких подходов. Локальные фирмы могли столкнуться с неплатежами своевременно непроверенных клиентов. В свою очередь, офисы международных фирм и некоторых крупных украинских игроков зачастую остаются и без больших проектов, и без надежных средних заказчиков, которые не прошли отбор в «благополучные» годы. Последствия кризиса наверняка заставили большинство компаний пересмотреть свои взгляды на такие вопросы и сделать определенные выводы, констатирует г-н Даневич.

Управляющий партнер юридической фирмы «Центр правового консалтинга» Артур Нонко объясняет, что стоит обращать внимание на то, откуда пришел клиент: «Если по рекомендациям, то вероятность недобросовестности такого клиента низкая, если по рекламе, то, конечно, риски присутствуют».

Рекомендации своих клиентов и коллег по юридическому цеху, репутация и место клиента на профессиональном рынке, его поведение с контрагентами — объективные факторы, достаточно говорящие о клиенте. С этим соглашаются все наши респонденты. Однако это объективные способы проверки клиента, о субъективных говорит управляющий партнер юридической фирмы «Спенсер и Кауфманн» Вален­тин Загария: «Если мы не говорим об объективных факторах, то в силу вступают наработанные годами опыт и профессиональная интуиция. У нас есть лишь один факт неоплаты наших услуг за всю историю существования фирмы, и произошел данный случай именно с тем клиентом, в отношении которого интуиция мне подсказывала, что это не наш тип клиента. Хорошо хоть, что сумма счета и, соответственно, задолженности клиента оказалась небольшой, так как по завершении первого же этапа работ мы выставили пробный счет. К сожалению, мои худшие опасения подтвердились». Интуиция помогает дать четкую характеристику новому клиенту и перспективам сотрудничества с ним и парт­неру юридической фирмы «Астерс» Ва­диму Самойленко.

И все же ничего так не вселяет уверенность в честности нового, неизвестного клиента, как предоплата — таким образом страхуется большинство наших респондентов.

Денег нет и не будет

Что делают юристы, если клиент цитирует д’Артаньяна: «Денег нет и не будет, и не раздражайте меня этим вопросом»? Ведь довольно часто во время неформального общения юристы озвучивают проблему — платежная дисциплина клиентов стала хромать.

Управляющий партнер юридической фирмы «Вронский Вронская и Партнеры» Анна Вронская комментирует ситуацию так: «В нашей работе с постоянными клиентами существенных изменений не произошло. Если клиент работает с нами давно, как правило, задержек в платежах нет. Встречаются случаи затягивания оплаты по причине неслаженности работы бухгалтерии клиента или отсутствия руководства для подписания актов выполненных работ». Г-жа Вронская отмечает тенденцию к задержке в оплате счетов новых клиентов, начавшуюся приблизительно в середине марта.

Тенденцию увеличения сроков оплаты счетов подтверждает и г‑н Даневич, однако следует понимать, что у некоторых клиентов установлены определенные правила финансирования полученных услуг, в том числе юридических. В таких ситуациях некоторые изменения сроков платежей могут быть последствием изменений внутренних требований клиента, которые согласовываются с нами.

Счастливчиками в кризисное время выглядят «Спенсер и Кауфманн» — их счета традиционно оплачиваются в сроки от нескольких дней до 2-3 недель. Г-н Самойлен­ко отмечает количество случаев просрочки оплаты клиентами услуг на уровне докризисного периода. Дмитрий Грищенко, партнер-основатель юридической и патентной фирмы «Грищенко и Партнеры», тоже говорит о том, что процент проблемных клиентов не увеличился.

Г-н Нонко считает, что возросли не сроки расчетов, а уменьшилась платежеспособность клиентов. Выход из такой ситуации он видит в умении находить баланс между минимумом действительно необходимых клиенту услуг и их разумной стоимостью: «Наша задача состоит в том, чтобы клиент после работы с нами, получив качественные полноценные услуги, помнил о нас и обращался к нам впоследствии с новыми интересными задачами». В этом его поддерживает и г‑н Даневич: «Мы хотим понимать и помогать нашему клиенту, а не просто зарабатывать на нем».

Г-н Грищенко отдельно рассматривает причины неуплаты: «Ведь если это умышленная, преднамеренная неуплата, то и методы борьбы другие. Если же клиент проводит встречу, объясняет, что в данный момент у него финансовые трудности и просит отсрочить платеж или рассмотреть возможность выплаты по частям, то почему бы не пойти ему навстречу? Сейчас все субъекты бизнес-среды должны поддерживать друг друга». О готовности идти на компромиссы и реструктуризацию долга с хорошим клиентом говорит подавляющее большинство. «Долгосрочное сотрудничество стоит намного дороже сиюминутной прибыли от клиента», — говорит почетный президент юридической компании Jurimex Данил Гетманцев. Все наши респонденты стараются идти навстречу задолжавшему клиенту, понимая его временные финансовые проблемы, например, в «Астерс» с согласия фирмы можно отсрочить день оплаты юридических услуг.

Суд — это чей метод?

«Вы комсомолец? Это же не наш метод!» — возможность обращения в суд в связи с долгами клиента по-разному оценивается юристами. Так, г-н Загария пытается убедить заплатить: «В суд точно не идем. И если наши попытки не увенчались успехом, обеспечим такому клиенту подобающий ему PR в кругу своих же коллег, но больше с целью защитить своих коллег от подобных ситуаций со стороны данного клиента». Г‑жа Вронская предполагает, что их клиент-неплательщик в дальнейшем будет испытывать трудности при поиске юристов. В юридической компании Jurimex не практикуют обращение в суд, как говорит г-н Гетманцев, с таким клиентом просто прекращают работать: «К счастью, у нас был всего один подобный случай», — комментирует он.

Работа с недобросовестными клиентами в «Астерс» построена так: «Мы обращаемся к нему с официальной письменной претензией о неоплате. Пока на этом этапе переговоров с клиентом об оплате наши требования удовлетворялись, и случаев обращения нашей фирмы за судебной защитой своих прав не было». Если же клиент не выполнит условия договора, фирма имеет полное моральное и юридическое право обратиться с иском в суд», — комментирует г-н Самой­ленко. С недобросовестным клиентом не отвергает возможности встретиться в суде и г‑н Грищенко.

«В нашей фирме судебная практика взыскания долгов клиента отсутствует, — заявляет г-н Нонко. — Скорее всего, неоплата услуг юридических фирм вызвана определенными упущениями со стороны фирмы в ходе предоставления услуг либо непониманием клиента, чего он хотел и что в результате получил. Поэтому такие вопросы следует решать путем переговоров. Если переговоры ни к чему не привели, то необходимо делать выводы на будущее о причинах неплатежей, улучшать качество предоставления услуг, а если просто не повезло — и клиент недоволен всегда, то это тоже неплохо — это опыт», — резюмирует Артур Нонко.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Плати все налоги или…

Законодательная практика

Обжалование по единому стандарту

За блокадами были законы

Комментарии и аналитика

«Момент истины» для определения суда

Неделя права

Сроком на пять лет

Тарифные баталии

В Минтранс — за тарифом

Чьи полномочия?

«Экоконкуренты» ГАИ

Новости законотворчества

Диппредставительства могут уполномочить представлять интересы украинцев в судах

Конституционный процесс предлагают изменить повторно

«Блокирование» политических партий предлагают ограничить

Поведение депутатов хотят урегулировать отдельным кодексом

Новости из зала суда

Суд отказал в защите чести и достоинства гендиректору ОАО «Турбоатом»

Суд подтвердил арест Евгения Горбенко

Суд отменил запрет на проведение собрания акционеров ОАО «БТА-Банк»

Суд продлил арест экс-судьи Игоря Зварича

Новости из-за рубежа

К Google подали иск в суд

Экс-тренер «Баварии» проиграл суд газете, «распявшей» его на кресте

Суд над экс-президентом Либерии возобновится в Гааге

Новости профессии

КСУ признал неконституционным антикризисный закон

Судьи обучались организации управлению в судах

Минюст привлек Университет штата Огайо к усовершенствованию законодательной работы

В Ассоциации юристов новый Генеральный партнер

Минюст начал информировать о порядке принудительного исполнения судебных решений

Новости юридических фирм

«Астерс» — советник ЕБРР в связи с предоставлением кредита АПК

«Саенко Харенко» — юридический советник ЕБРР по кредиту «Укрэксимбанку»

«АС Консалтинг» сотрудничает со «Студией 1+1»

«Василь Кисиль и Партнеры» — советник корпорации СМЕ

Новости юридического мира

Noerr признана лучшей юридической фирмой Германии в сфере M&A

Debevoise & Plimpton консультировала ОАО «РусГидро» при получении листинга

Allen & Overy объявила финансовые результаты за прошедший год

Реестр событий

Секретариат «оптимизируется»

Судей осудили «без суда и следствия»

Судебная практика

Корабль лавировал, лавировал...

Судебные решения

Об обязательстве уплачивать сбор за пользование услугами службы регулирования движения судов

Об определении подсудности дела о возмещении вреда, понесенного вследствие принятия предписания капитана морского порта

Тема номера

Спасание на море по договору

Частная практика

Адвокат всегда в оппозиции

Долг платежом красен

Юридический форум

Нет денег — нет дела

Победители вернулись с практики

Сатисфакции нет, но...

Інші новини

PRAVO.UA