Доходная участь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (1061) » Доходная участь

Доходная участь

Десять лет назад на рассмотрение парламента был подан ряд законопроектов, которыми предлагалось ввести так называемый налог на роскошь. По всей видимости, такая активность была связана с экономическим кризисом, но предложенные механизмы взимания налога, позаимствованные у северного соседа, не получили поддержки и были полностью раскритикованы.

Попытки введения такого налога предпринимались и позже, причем неоднократно, но тоже не возымели успеха. А в декабре 2016 года парламентарии, изменив название налога и объекты налогообложения, внесли изменения в Налоговый кодекс (НК) Украины, введя новые критерии и ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. В частности, налог зависел от площади имущества: чем больше площадь жилого объекта, тем больше и сумма налога. Как и прогнозировалось, поступления в бюджет увеличились, но за счет добросовестных граждан, не имеющих дорогостоящего недвижимого имущества.

Следующий шаг в борьбе с уклонением от уплаты налогов и повышении уровня налоговой дисциплины физических лиц с «высокими доходами» вылился в очередной законопроект, подготовленный Министерством финансов Украины. Так, на общественное обсуждение вынесен проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты относительно критериев определения лиц с высокими доходами».

«Мировая налоговая практика подтвердила, что от применения специальных мер в работе с налогоплательщиками, имеющими большие доходы, государство может получить значительную пользу, поскольку относительно незначительное количество налогоплательщиков обеспечивают большой процент общего объема доходов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В анализе регуляторного влияния законопроекта указывается, что критерии отбора налогоплательщиков — физических лиц с высокими доходами — были сформированы в результате исследования мирового опыта и отечественной практики. При этом отмечается, что поскольку основная доля доходов таких лиц состоит не из заработной платы, во внимание принимаются другие виды доходов (инвестиционный доход, банковские депозиты, операции с недвижимым имуществом и т.п.).

В соответствии с текстом документа изменения предлагается внести в статью 14 НК Украины «Определение понятий» — вводится понятие «лицо с высокими доходами». Под такими лицами инициаторы законодательных изменений подразумевают налогоплательщиков — физических лиц — резидентов, которые должны соответствовать одному из трех критериев, а именно: если такое лицо является конечным бенефициарным собственником (контролером) крупного налогоплательщика; владеет прямо или косвенно 10 и более процентами уставного капитала или права голоса приобретенных акций (долей) юридического лица, которое выступает налоговым резидентом другого государства и задекларировало (получило) доход за предыдущий год свыше 10 млн евро; общий годовой налогооблагаемый доход такого лица за предыдущий налоговый (отчетный) год превышает 50 млн грн.

Примечательно, что в соответствии со статистическими данными Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, размещенными на сайте ведомства в середине апреля, наибольшая сумма — свыше 10 млн грн — была задекларирована лишь одним налогоплательщиком, еще два налогоплательщика указали налоговые обязательства в сумме порядка 8 млн грн. До граничного срока подачи деклараций остается меньше недели, и вероятность того, что кто-то задекларирует предусмотренную законопроектом сумму, крайне низка.

В Государственный реестр физических лиц — налогоплательщиков вносятся сведения об отнесении физического лица к категории «лицо с высокими доходами — налогоплательщик» с указанием даты, когда плательщик был включен в такую категорию, и сведения об исключении налогоплательщика из данной категории также с указанием даты исключения. Более того, «лица с высокими доходами» обязаны ежегодно подавать декларации об имущественном состоянии и доходах независимо от удержания налоговыми агентами налога на доходы физических лиц и военного сбора.

В случае несвоевременной подачи налогоплательщиком декларации предусмотрен штраф в размере 10 % суммы начисленного налога на доходы физических лиц.

Наиболее интересные изменения предлагается внести в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», которыми фактически расширены полномочия ГФС. Предусмотрено, что по письменному требованию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, банки обязаны предоставлять информацию об обращении средств на счетах конкретного физического лица с высокими доходами на определенную дату, а также по операциям списания со счета или зачисления на счет средств за конкретный промежуток времени.

По мнению авторов, указанные правила будут способствовать усилению контроля за оборотом денежных средств физических лиц и легальностью получения доходов, избежанию резонансных ситуаций, связанных с хранением физическими лицами на счетах банковских учреждений средств, полученных от «схемных» операций с нарушением налогового законодательства, в частности, путем уклонения от уплаты налогов.

К слову, это уже вторая попытка вынесения законопроекта на публичное обсуждение. Первый раз Министерство финансов Украины предложило проект для обсуждения в первых числах января с.г., но, видимо, на тот момент инициатива не нашла нужной поддержки. Тем не менее спустя два месяца после истечения срока, предусмотренного для публичного обсуждения текста законопроекта, идентичный документ был вынесен на обсуждение повторно. Это может свидетельствовать лишь о политической воле: рано или поздно высокие доходы граждан все же будут облагаться отдельными налогами. Впрочем, с учетом изобретательности некоторых граждан ожидаемое пополнение в бюджет государство вряд ли получит.


Мнение

Сомнительные поступления

Алексей БУРЧЕВСКИЙ, юрист-аналитик МЮФ Kinstellar, адвокат

Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты относительно критериев определения лиц с высокими доходами» является попыткой государства создать нечто наподобие «офиса крупных налогоплательщиков», но для физических лиц.

Принятие законопроекта, по моему мнению, не приведет к значительному увеличению налоговых поступлений. Весьма сомнительно, чтобы собственники бизнеса, структурированного через офшорные компании, стали вдруг реально декларировать свои доходы, полученные фактически за пределами Украины. Многие собственники скорее поменяют гражданство либо усложнят корпоративную структуру своего бизнеса. Еще более подтолкнут их к такому решению положения о раскрытии банковской тайны, которые предлагается внести законопроектом.

Выделение какой-то одной группы населения по имущественному признаку недвусмысленно сигнализирует ее представителям о том, что нужно еще более активно работать над сокрытием своих реальных доходов. Украине уже давно следует ввести всеобщее декларирование, когда все граждане будут обязаны отчитываться о своих доходах, а налоговые органы могут сравнить соответствие этих доходов реальному уровню жизни гражданина. Система успешно функционирует в таких странах, как США, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Швейцария, Новая Зеландия, Сингапур, Чили. Не стоит думать, что только украинцы «с высокими доходами» склонны уклоняться от уплаты налогов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Lеgal High School

Учение — в свет!

Акцент

Доказательное дело

Государство и юристы

Экспертно-импортные операции

Пора и шесть знать

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство инициирует усиление ответственности за нарушение избирательного законодательства

Установлен минимальный возраст полового совершеннолетия — 16 лет

Копии электронных доказательств предлагается удостоверять нотариально

Государство и юристы

Принять за честную монету

Доходная участь

Документы и аналитика

Семейные ценности

Конспект

Защита и практика

Новости из Евросуда

Судебная практика

Отказ в опекунстве родственника нарушает принцип уважения к семейной жизни

Отсутствие обоснования отклонения судом жалобы на нарушение принципа состязательности нарушает право на справедливый суд

Суд отказал судье в удовлетворении иска к ВСП

По истечении трех лет налоговые органы утрачивают право принимать меры по взысканию долга — ВС

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Asters консультирует Anadolu Efes относительно слияния пивоваренных бизнесов с AB InBev стоимостью 2 млрд долл. США

Interlegal представила интересы клиента в споре с налоговыми органами Испании

Олег Матюша возглавил практику недвижимости в киевском офисе Kinstellar

ЮК Hillmont Partners выиграла тендер ГП «Энергорынок» по закупке юруслуг

Виктория Клымюк стала партнером ЮФ «Салком»

CMS предоставила юридические консультации ING в связи с возобновляемыми кредитными линиями для группы компаний «Астарта»

Aequo консультирует DebtX по вопросам ее квалификации ФГВФЛ

Отрасли практики

Только через мой труд

Уметь или не иметь

Встречная полоса

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Re:структурные перемены

Самое важное

Крипторывок

Десятая часть

Сообразить за двоих

Новые комитеты АНПУ

Судебная практика

Внесудебное урегулирование

Ложное дело

Судебная практика

Судебные решения

Приговор суда имеет обязательное значение для административного суда только в части установленных фактических обстоятельств

Судебная практика

Сущная формальность

Тема номера

Отличное место

Суд решения

Составить на потом

Сила толка

Частная практика

Изучать уверенность

Інші новини

PRAVO.UA