«К нам на предприятие пришли с проверкой представители прокуратуры. Хотя никакого заявления или жалобы в прокуратуру не поступало от работников нашего предприятия, проверяющие указали в акте проверки, что мы нарушили КЗоТ Украины и Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» тем, что на предприятии не заключен коллективный договор.
Наши объяснения о том, что на заключение коллективного договора не было выявлено желания и инициативы трудового коллектива в порядке, предусмотренном данным Законом, прокурором не были приняты во внимание.
Могут ли нас в связи с незаключением коллективного договора привлечь к ответственности сотрудники прокуратуры? Наложить административный штраф на должностных лиц предприятия?».
Согласно статье 121 раздела 7 и пункту 9 Переходных положений Конституции Украины, прокуратура не имеет права проводить на предприятиях проверки, связанные с общим надзором за соблюдением законодательства. Данное полномочие у прокуратуры уже давно забрали и исключили из Закона Украины «О прокуратуре».
Хотя они могут проводить проверки и по собственной инициативе, то есть без чьего-либо заявления. Как указано в статье 19 Закона Украины «О прокуратуре», проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии поводов — также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если она не противоречит действующему законодательству.
Вообще, предметом надзора за соблюдением и применением законов является:
1) соответствие актов, которые издаются всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;
2) соблюдение законов о неприкосновенности лица, социально-экономические, политические, о личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав;
3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
Каких-либо санкций за несоставление коллективного договора (КД) законодательством не предусмотрено. Есть только ответственность за несоблюдение КД и нежелание его заключить, если проявлена письменная инициатива трудового коллектива в лице его представителей.
Однако в данной ситуации эти признаки правонарушения отсутствуют. К тому же прокуратура не является тем органом, который уполномочен налагать штрафы и применять иные санкции по данным статьям Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Что касается уголовной ответственности, которой зачастую устрашают руководителя предприятия представители контролирующих органов, то за незаключение КД она также не предусмотрена (письмо Министерства труда и социальной политики Украины № 7825/0/14-05/015-15 от3 октября 2005 года).
Хочу обратить внимание читателей на то, что если у вас есть КД, срок действия которого уже истек (в основном КД заключают на 3—5 лет), то он автоматически не пролонгируется, то есть на данный момент он уже не действует. Особенно важен следующий факт. Если у вас в КД указаны положения, противоречащие действующему законодательству (то есть не в сторону улучшения прав работника), то данные положения считаются недействительными с момента самого заключения КД и признание их таковыми в судебном порядке не требуется.
Например, если Законом Украины «Об оплате труда» предусмотрено выплачивать заработную плату не менее двух раз в месяц и проводить индексацию зарплаты, а в КД будет указано, что стороны договорились проводить выплату зарплаты один раз в месяц и не индексировать ее, а каждых три месяца увеличивать зарплату на 3—5 %, то данные нормы являются незаконными! И при проверке за нарушение Закона Украины «Об оплате труда» на вас может быть наложена административная санкция (статья 41 КУоАП) и даже уголовная ответственность.
Как указано в пункте 1.2 Инструкции по оформлению органами Госнадзортруда материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 72 от 21 марта 2003 года, органы Минтруда имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 41, статьями 411, 412, 413 КУоАП. Согласно статье 221 КУоАП, только суды имеют право рассматривать административные правонарушения по данным статьям. Органы прокуратуры вообще не включены в перечень органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях. То есть только суд решает вопрос о наложении указанных ниже санкций.
Согласно статье 41 КУоАП, «нарушение требований законодательства о труде и об охране труда», нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 15 до 50 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан (ннмдг), что составляет сумму в размере от 255 до 850 гривен).
Также необходимо сказать и об уголовной ответственности, а именно: если по материалам проверки в действиях должностных лиц видны признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Украины (УК): 172 (грубое нарушение законодательства о труде) или 175 (невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или других установленных законом выплат), — материалы проверки немедленно направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, которое подписывает начальник территориальной государственной инспекции труда. Это предусмотрено Порядком проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, которая проводится должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 72 от 21 марта 2003 года.
Согласно статье 175 УК, безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, преднамеренно совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности, карается штрафом от 100 до 300 ннмдг, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, либо исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы сроком до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. К тому же должностным лицом в данном случае будет являться только руководитель (субъект преступления по УК).
Таким образом, сам факт незаключения КД на предприятии не является основанием для прокурорского реагирования, ведь органы прокуратуры должны действовать исключительно в пределах своей компетенции. Но если на предприятии КД есть и его положения прямо противоречат действующему законодательству (в сторону ухудшения прав работников) и вы их активно применяете, то на руководителя предприятия, а возможно, и на главного бухгалтера (в зависимости от его должностных обязанностей и сути правонарушения) может быть в судебном порядке наложен штраф. Более того, их могут привлечь к уголовной ответственности.
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — юрисконсульт, г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…