Реклама давно и прочно заняла свою нишу в нашей жизни. Однако, несмотря на значительный оборот капитала в сфере рекламных услуг, как рекламодатели, так и непосредственные изготовители рекламы часто пренебрегают должным оформлением прав на используемые в рекламе объекты права интеллектуальной собственности.
Реклама сама по себе является объектом интеллектуальной собственности, а также может содержать в себе несколько отдельных произведений или других объектов. Практически в каждой рекламе используются объекты авторского и смежного права, знаки для товаров и услуг (торговые марки) и коммерческие наименования.
Остановимся на использовании в рекламных целях литературных и художественных произведений, к которым относятся письменные, фотографические и музыкальные произведения, а также другие произведения, неисключительный перечень которых указан в статье 433 Гражданского кодекса (ГК) Украины.
Например, рекламная брошюра может содержать такие объекты авторского права, как: статью о товаре, его фотографии или рисунки, при этом саму брошюру можно рассматривать как сложное произведение, включающее два и более отдельных объекта авторского права. Согласно статье 441 ГК Украины, использование произведения, в том числе, включает в себя выпуск произведения в свет, воспроизведение любым способом и в любой форме (включая изготовление его экземпляров), а также перевод, переработку, адаптацию, аранжировку и другие подобные изменения. Поэтому перед тем как тиражировать рекламную брошюру, стоит получить разрешение правообладателей на ее использование.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 435 и частью 1 статьи 437 ГК Украины, авторское право возникает с момента создания произведения, а его первичным субъектом является автор произведения. Так, автору изначально принадлежат неимущественные права интеллектуальной собственности, предусмотренные статьями 423 и 438 ГК Украины, а также, по общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 440 ГК Украины, имущественные права интеллектуальной собственности.
Если произведение, предназначенное для использования в рекламных целях (за исключением произведений изобразительного искусства), создается на заказ или в связи с выполнением трудовых обязанностей, то, согласно части 1 статьи 428, части 2 статьи 429 и части 2 статьи 430 ГК Украины, имущественные права интеллектуальной собственности на него будут принадлежать и осуществляться создателем и заказчиком/работодателем совместно, если иное не предусмотрено договором между ними. При этом существует коллизия между частью 2 статьи 429 ГК Украины и частью 2 статьи 16 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон об авторском праве), которая предусматривает, что на служебное произведение имущественные права принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено заключенным между сторонами трудовым или гражданско-правовым договором (контрактом). Для созданных на заказ произведений изобразительного искусства частью 3 статьи 1112 ГК Украины предусмотрены особые условия — имущественные права интеллектуальной собственности остаются за автором произведения, если иное не установлено договором.
В любом случае все условия использования объектов авторского права, созданных в рекламных целях, стоит детально урегулировать в договорном порядке. Стороны могут предусмотреть как отчуждение имущественных прав на такие объекты в пользу заказчика/изготовителя рекламы, так и предоставление ему временного разрешения на использование такого произведения в пределах, предусмотренных лицензионным договором.
При заключении договоров, связанных с распоряжением имущественными правами интеллектуальной собственности, в том числе на созданные в рекламных целях произведения, необходимо учитывать предусмотренные законодательством требования к их содержанию, включая требования относительно существенных условий таких договоров. Это важно, так как незаконное использование объектов авторского права может не только повлечь за собой гражданско-правовую ответственность, в том числе предусмотренную статьей 52 Закона об авторском праве, но и послужить основанием для привлечения лица-правонарушителя или должностных лиц правонарушителя к административной или уголовной ответственности.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на то, что в лицензионном договоре должно быть четко обозначено право на использование и способы использования произведения. В противном случае, согласно части 6 статьи 1109 ГК Украины, такие права считаются непредоставленными. Более того, часть 2 статьи 33 Закона об авторском праве относит к существенным условиям договора о передаче прав на использование произведения такие условия, как срок действия договора, способ использования произведения, территорию, на которую распространяется передаваемое право, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. В лицензионном договоре стоит оговаривать и то, является ли предоставляемая лицензия исключительной и допускается ли предоставление лицензиатом права на использование объекта авторского права третьим лицам.
При этом, заключая договоры относительно распоряжения правами интеллектуальной собственности, стороны иногда допускают некоторые типичные ошибки. Например, иногда в лицензионных договорах или договорах о передаче исключительных прав на произведения, включая произведения, созданные для рекламных целей, указываются только названия произведений без какой-либо дополнительной информации о них. Стоит ли говорить, что в случае возникновения спора правоприобретателю /лицензиату будет сложно доказать, на использование какого именно произведения он приобрел имущественные права или получил лицензию.
Бывают случаи, когда изготовитель рекламы, подрядившийся изготовить объект авторского права (рекламу) и передать этот объект и имущественные права на него заказчику для дальнейшего использования в рекламных целях, привлекая к созданию рекламы своих работников или третьих лиц, не оговаривает с ними аспекты возникновения или передачи имущественных прав. Это может привести к возникновению неожиданных для заказчика споров с авторами таких произведений (рекламы).
Кроме того, не следует заключать лицензионные договоры до момента создания объекта авторского права, так как, согласно части 5 статьи 1109 ГК Украины, предметом лицензионного договора не могут быть права на использование объекта интеллектуальной собственности, которые на момент заключения договора не были действительными.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при изготовлении и размещении рекламы, являющейся объектом авторского права, следует в договорном порядке урегулировать отношения в части ее использования. При этом необходимо придерживаться предусмотренных законодательством требований к содержанию договоров о передаче прав на использование произведения, других требований законодательства, а также должным образом идентифицировать объекты авторского права, права на которые передаются правоприобретателю.
Максим КОРЧАГИН,
старший юрист ЮФ «Антика»
Основной целью рекламы является информирование и повышение заинтересованности потребителя. Поскольку для этого необходимо идентифицировать товары и услуги, в рекламе повсеместно используются товарные знаки. Вместе с тем, вопреки бытующему мнению, основные риски при рекламе кроются не в использовании торговой марки (ведь рекламируются товары под своим знаком), а в использовании иных объектов исключительных прав. В частности, слоганы, фотографии, музыкальное и аудиовизуальное сопровождение, фоновые изображения практически всегда являются объектами интеллектуальной собственности, которые могут использоваться только с разрешения правообладателей и о которых «забывают» при создании и распространении рекламы. Кроме того, редко когда учитывается существование неимущественных прав автора, например, право противодействовать без его согласия сопровождению произведения иллюстрациями и т.д. Такие ошибки могут стоить рекламодателю гораздо дороже, чем позитивный эффект, который принесла ему реклама.
Евгений ДАШЕВСКИЙ,
юрист-аналитик АФ «Династия»
Выходит интересная закономерность: чем больше мы пытаемся защитить наши права на объекты интеллектуальной собственности, тем сложнее в дальнейшем претендовать на уникальность вновь созданного нами объекта. Лицу, которое собирается развернуть рекламную кампанию своего продукта или услуги, приходится сталкиваться с тем, что тот же макет и дизайн рекламы его товара является уже зарегистрированным и не может использоваться без согласия его правообладателя. К тому же многие рекламодатели свято верят в оригинальность оформления их рекламного «детища», пренебрегая элементарной проверкой на отсутствие имитации и копирования текста и изображения, которые используются в рекламе других товаров. В итоге такая реклама будет являться нарушением исключительных прав, а правообладатель имеет право обратиться в суд с иском, например, о защите авторского права и выплате компенсации, которая может исчисляться в размере от 10 940 до 54 700 000 гривен (по состоянию на 1 апреля 2012 года).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…