ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №2 (212) » ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА

ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА

Похоже, тема франчайзинга в последнее время вызывает все больший интерес. По нашему мнению, это в некоторой степени связано с разработкой проекта закона Украины «О франчайзинге». Постараемся рассмотреть природу договора франчайзинга и его отличие от других типов договоров.

Деловые операции могут осуществляться в разнообразных формах, а договор на условиях франшизы — это только одна из них. Чтобы понять его сущность, полезно рассмотреть и другие типы деловых операций — лицензионный, агентский договор, договор комиссии, о совместной деятельности, наиболее близких к договору франчайзинга.

Агентский договор и договор комиссии регулируются традиционными принципами гражданского права. В отличие от них договор франчайзинга не содержит элементов представительства или комиссии, т. к. стороны действуют только от своего имени, в своих интересах и за свой счет.

Договор о совместной деятельности предполагает совпадение конечных интересов партнеров и постоянное их сотрудничество в рамках договора. По договору франчайзинга сотрудничество имеет другой характер и ограничительные для сторон обязательства.

Дистрибьюторский договор имеет некоторое сходство с договором франчайзинга товара. Однако дистрибьютор, работающий по договору, получает от производителя товаров вознаграждение. Пользователь (франчайзи) платит правообладателю (франчайзеру) за возможность использования его товарного знака и соблюдает общие принципы системы.

Если продавец является независимым торговцем, он может заключить с производителем или оптовым торговцем товаров договор на оптовую продажу. При этом такой договор может предусматривать исключительное право продажи товаров на определенной территории и использование товарного знака, рекламной атрибутики производителя с целью рекламы и продажи товаров.

Несмотря на то что оптовая продажа с исключительным правом формально существует, однако на практике она, как правило, не является исключительной. С этой точки зрения, договор на франшизу может быть более перспективным.

В соответствии с лицензионным договором одна сторона — владелец исключительного права на объект интеллектуальной собственности передает другой стороне — пользователю право (лицензию) на использование такого объекта для производства и продажи товаров, предоставления услуг, при условии оплаты владельцу исключительного права определенных платежей и контроля с его стороны за использованием объекта интеллектуальной собственности, а также качества товаров и услуг, продаваемых с использованием такого объекта.

В отличие от лицензионного договора, договор франчайзинга предполагает использование системы ведения определенной деятельности, включающей в себя не только исключительное право на использование одного или нескольких объектов интеллектуальной собственности, но и сам деловой формат в целом — стратегию и план сбыта, инструкции по эксплуатации и стандарты, помощь в разработке бизнес-плана, проведение маркетинговых исследований, обучение персонала на начальном этапе, а также консультации по управленческим, юридическим, другим вопросам на протяжении всего срока сотрудничества. Взаимоотношения являются долговременными, т. к. пользователь франшизы работает в соответствии со стандартами и практикой, выработанными и управляемыми владельцем франшизы при его постоянном содействии и поддержке. Таким образом, франчайзинг предусматривает построение бизнеса «под ключ» для франчайзи — пользователя франшизы.

В соответствии с лицензионным договором владелец товарного знака обычно продолжает осуществлять некоторый контроль качества товаров и услуг, производимых или оказываемых по лицензии. Это дает лицензиару гарантии того, что он сможет предотвратить падение престижа своего товарного знака, возможное вследствие ухудшения качества товаров или услуг, производимых или оказываемых лицензиатом. Лицензионный договор имеет более узкую направленность и не обязывает участников работать в единой системе. Условия договора франчайзинга исходят из единой для сторон целевой установки развития и расширения системы.

В соответствии с договором на франшизу владелец франшизы не только контролирует правила пользования определенными правами, но и устанавливает требования по реализации и управлению основными элементами системы франшизы. Таким образом, степень влияния владельца франшизы на ее пользователя значительно выше, чем лицензиара на лицензиата.

Успех пользователя франшизы в значительной степени зависит от умения владельца франшизы создавать прибыльную систему, обучать пользователя франшизы правилам надлежащей работы системы, совершенствовать и развивать систему, постоянно контролировать пользователя франшизы и содействовать ему в течение срока действия договора на франшизу. За пользование системой пользователь выплачивает ее владельцу согласованную плату, как правило, в виде регулярных платежей (роялти).

Исходя из вышесказанного, можно выделить такие отличительные черты договора франчайзинга:

— лицензия на эксплуатацию

единообразной системы;

— долгосрочные согласованные

взаимоотношения;

— соблюдение установленных

правил ведения дела.

Существует мнение, что франшиза — это лишь сложная форма лицензионного договора, а договор франшизы выходит за рамки простого лицензирования, поскольку он является лицензией на пользование системой, которая включает права интеллектуальной собственности, но не ограничивается ими. Франшиза позволяет пользователю производить и продавать товары, оказывать услуги в рамках более крупной системы. Изменение правовых положений не является основанием для расторжения договора франчайзинга в полном объеме. Действие прекращают лишь те позиции, которые относятся к прекратившему действие праву, чего не происходит при лицензионном договоре. Такой позиции придерживаются и авторы проекта закона «О франчайзинге».

Как было сказано выше, система франчайзинга позволяет создать для пользователя (франчайзи) «бизнес под ключ» и дает возможность франчайзи войти в готовый бизнес.

Важное значение имеет тот факт, что франчайзи является собственником своего бизнеса. По нашему мнению, франчайзинг — хорошая альтернатива для зарубежных франчайзеров по сравнению с созданием на Украине совместных предприятий. Кроме того, учитывая инвестиционный климат на Украине, франчайзинг имеет преимущество перед созданием СП, поскольку сводит практически к нулю инвестиционные риски. Разумеется, до тех пор, пока не будет принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические аспекты развития украинского франчайзинга, сам процесс будет происходить более болезненно. Поэтому для развития франчайзинга на Украине имеет большое значение его закрепление на законодательном уровне.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА

Законодательная практика

ЗАВЕРШЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЭПОПЕИ

Зарубежная практика

ВАМ ХВАТИТ ОДНОГО ДОЛЛАРА ЗАРПЛАТЫ?

ВЕРНЕМСЯ К ПУБЛИЧНЫМ НАКАЗАНИЯМ?

Неделя права

СТРАСТИ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ

Новости из-за рубежа

АВСТРАЛИЙСКИЕ ПОЖАРЫ — ДЕЛО РУК ПОДРОСТКОВ

ОБВИНЕНИЕ ГОТОВО ДОКАЗАТЬ ВИНУ МИЛОШЕВИЧА

ЗАПРЕТ НА ОРУЖИЕ

В ПОГОНЮ ЗА ДЕДОМ МОРОЗОМ

Новости профессии

УКРАИНСКАЯ ИНДУСТРИЯ ОСТАЕТСЯ ЗАЛОЖНИКОМ ПИРАТОВ

МОЛОДЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

ДОЛГИ НЕ ПРОЩАЮТ

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА НА 2001 ГОД ПОД ВОПРОСОМ

ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

НЕ ВЕЛИ КАЗНИТЬ, А ВЕЛИ ПОМИЛОВАТЬ

Прецеденты

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Судебная практика

НЕКОНСТИТУЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

СПИСАНИЕ ПЕНИ ЗА ПРОСРОЧКУ ВОЗВРАТА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Тема номера

АВТОРА! АВТОРА!

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕТРАНСЛЯЦИИ

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

Частная практика

PACTA SUNT SERVANDA

НОТАРИУС ГОДА

Інші новини

PRAVO.UA