Новая редакция Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон) заставила юристов всерьез заговорить о сложности реализации его норм. С вопросами о проблемах новой редакции Закона мы обратились к партнеру юридической фирмы «Лавринович и Партнеры» Станиславу Скрипнику, юристу года в категории «Банкротство» по версии Ukrainian Law Firms: a Handbook for Foreign Clients-2012.
— Насколько оправданным является принятие новой редакции Закона, ведь многие вопросы, которые появились еще на этапе его проекта, не были решены?
— Принятие нового Закона о банкротстве, безусловно, назрело. Не секрет, что институт банкротства играет важнейшую роль в регулировании рыночных отношений. С его помощью экономика освобождается от неплатежеспособных хозяйственных субъектов и финансово оздоровляет тех, у кого возникли трудности. Правовой механизм, регулирующий процедуру банкротства на Украине, весьма устарел и требовал усовершенствования. В сложившихся условиях ситуацию спасала лишь судебная практика, однако и она была не в состоянии урегулировать все проблемные вопросы. Процедура банкротства просто не выдерживала баланса между интересами кредиторов и должников, что и послужило поводом для принятия нового Закона.
— Вопреки ряду недостатков новая редакция Закона направлена на усовершенствование процедуры банкротства. Какие нормы, на ваш взгляд, самые прогрессивные?
— Одной из наиболее прогрессивных норм нового Закона считаю введение процедуры досудебной санации, которая уже давно применяется в странах Западной Европы и США. При правильном и эффективном ее применении компания сможет осуществить все возможные меры для улучшения своего финансового состояния, не теряя времени на проведение общей процедуры банкротства и не испытывая давления кредиторов в отношении мгновенного погашения задолженности.
Важным моментом является решение проблемы информирования всех имеющихся кредиторов (в том числе иностранных) о начале процедуры банкротства посредством размещения соответствующего объявления в сети Интернет. Это, правда, случится только после 19 января 2014 года. На законодательном уровне были защищены интересы кредиторов, которые пропустили срок для обращения с требованиями к должнику, путем предоставления им возможности обратиться в течение всей процедуры банкротства и получить удовлетворение своих требований в последнюю, шестую, очередь. Однако следует отметить, что удовлетворение требований кредиторов шестой очереди происходит крайне редко.
Среди наиболее долгожданных изменений можно отметить перенос момента введения моратория со стадии открытия процедуры банкротства на стадию проведения подготовительного судебного заседания. Еще один важный момент — отнесение к юрисдикции суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, всех имущественных споров, связанных с должником.
Кроме этого, отменена обязанность суда автоматически соглашаться с решением комитета кредиторов: суду предоставлена возможность самостоятельно принимать решение о введении процедуры санации. Следует отметить и такие позитивные нововведения, как изменение статуса арбитражного управляющего, изменение правового положения залогового кредитора и правового статуса имущества, которое является предметом залога, надлежащее урегулирование вопросов, связанных с продажей имущества должника на аукционе.
— Несмотря на то что судебная практика по обновленному Закону еще не наработана, о каких явных проблемах и препятствиях во время судебных разбирательств можно говорить уже сейчас?
— Уже сейчас очевидно отсутствие детального урегулирования процедуры досудебной санации. Хотя статья 6 Закона и определяет общие правила и требования к ее проведению, более конкретные нормы части 10 указанной статьи следует изложить в специальном положении, которое должно быть утверждено Высшим хозяйственным судом Украины (ВХСУ). Как известно, такое положение еще не разработано. Все объясняется тем, что законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам банкротства» № 10707 предусматривает исключение части 10 статьи 6 Закона и передачу разработки положения Министерству юстиции Украины. Впрочем, начинать процедуру досудебной санации даже в сложившейся ситуации однозначно нужно, поскольку предоставленная законодателем возможность выглядит весьма привлекательно.
К проблемам, которые могут возникнуть во время судебных разбирательств, можно смело отнести дела, связанные с банкротством физических лиц — предпринимателей. Количество таких дел в последние годы заметно увеличилось. Хотя ВХСУ в своих постановлениях и указывает на необходимость разграничения личных обязательств от предпринимательских, на практике это крайне сложно сделать.
— Какие изменения коснулись института арбитражных управляющих после вступления в силу новой редакции Закона?
— Следует отметить, что этот институт претерпел колоссальные изменения. Отменено лицензирование деятельности арбитражных управляющих, четко урегулирован порядок получения статуса арбитражного управляющего, появились саморегулируемые организации, квалификационные и дисциплинарные комиссии.
Одним из основных нововведений является применение автоматизированной системы при определении кандидатуры распорядителя имуществом. Однако, с моей точки зрения, «демократичность» назначения распорядителя имуществом не была полностью достигнута, поскольку существует возможность отойти от автоматического распределения и назначить «нужного» арбитражного управляющего.
Позитивным моментом является внедрение Единого реестра арбитражных управляющих Украины, в котором будет отображаться информация о персональных данных арбитражного управляющего и его профессиональной деятельности. Также следует отметить и введение пятиуровневой классификации арбитражных управляющих в зависимости от их профессиональной квалификации. Принадлежность арбитражного управляющего к тому или иному уровню будет зависеть от стажа, количества проведенных им дел, а также от размера удовлетворенных требований кредиторов.
— Как изменилась процедура ликвидации отсутствующего должника после исключения из Закона нормы об упрощенной процедуре банкротства?
— Из новой редакции Закона были исключены нормы статьи 52, регулирующей особенности банкротства отсутствующего должника. Это было связано с нареканиями на использование упрощенной процедуры банкротства недобросовестными компаниями, которые после проведения ряда операций были в кратчайшие сроки ликвидированы. Впрочем, будет справедливо отметить также и тот факт, что положения о банкротстве отсутствующего должника чаще всего использовались именно органами налоговой службы, которые указанным способом избавлялись от компаний, не имеющих постоянного местонахождения. По какой процедуре теперь будут ликвидироваться отсутствующие по своему местонахождению должники, пока еще говорить рано.
— Чьи права в процедуре банкротства наименее защищены: должника или кредитора? Каковы основные подходы к их защите?
— Основная проблема старой редакции Закона заключалась в низкой экономической эффективности процедуры для кредитора. Существующие пробелы в законодательстве нередко позволяли должникам уклоняться от требований кредиторов и использовать процедуру банкротства в своих целях. Преимущественное большинство должников не могло восстановить свое финансовое положение, их активы переходили к другим компаниям, а требования кредиторов оставались неудовлетворенными.
С принятием нового Закона защита интересов кредиторов была усилена. разделены статусы конкурсных и залоговых кредиторов, сокращены сроки процедуры, отменены предельные сроки обращения кредитора с заявлением о признании его требований, внедрен механизм оповещения всех кредиторов об открытии дела о банкротстве должника в Интернете и др.
— Что необходимо улучшить в действующей процедуре банкротства?
— По моему мнению, необходимо отказаться от календарных сроков проведения процедуры санации (18 месяцев) и ликвидации (12 месяцев) и ввести градацию сроков в зависимости от общего размера требований кредиторов, объемов активов должника и формы собственности. В таких условиях санация компании-должника с небольшой задолженностью или объемом активов будет продолжаться, к примеру, 4—8 месяцев, санация средних предприятий — 8—12 месяцев, а санация крупных предприятий с большими объемами недвижимого имущества — 18 месяцев. Это позитивно повлияло бы на позиции Украины в рейтинге благоприятной деловой среды Doing Business, который ежегодно составляет Всемирный банк: в 2013 году в разделе «Решение проблем неплатежеспособности» Украина заняла 157 место. Надеемся, что со вступлением в силу нового Закона, позиции Украины в этом разделе улучшатся уже в 2014 году.
(Беседовала Елизавета МАРЧУК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…