Direct по развитию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (885) » Direct по развитию

Direct по развитию

2014 год заложил основы для кардинальных преобразований государства Украина. Но бизнес пока в основном ощущает негатив от происходящего. О предпосылках улучшения ситуации, возобновления инвестиционной активности и роли государства в регулировании экономических процессов, а также о том, почему юристам стоит осторожно относиться к желанию повлиять на государственную политику, «Юридической практике» рассказал Максим Лавринович, управляющий партнер ЮФ «Лавринович и Партнеры».

— ЮФ «Лавринович и Партнеры» для вас только бизнес или нечто большее? К примеру, рассматриваете ли вы возможность поглощения международной юрфирмой, если это сулит большие доходы?

— У нас были подобные предложения для обсуждения в 2006 году от международной компании, которая собиралась выйти на украинский рынок. Второе предложение поступило в 2008 году от компании, уже работавшей на Украине. В обоих случаях мы отказались. Не отрицаем, что на определенном этапе, для того чтобы быть более успешными, следует объединяться. Перспектив появления на Украине новых крупных международных брендов в ближайшие пару лет я не вижу.Так что объединения возможны скорее на национальном уровне.

К фирме я отношусь не просто как к бизнесу, который монетизирован и должен приносить прибыль. Когда ты являешься основателем фирмы, а не внешним инвестором, приоритеты другие. Мы, партнеры фирмы, не считаем фанатично деньги, которые этот бизнес должен нам принести. Деньги — лишь мерило нашего успеха, подтверждение того, что мы развиваемся в правильном направлении.

Мы строим этот бизнес как дело всей нашей жизни. Партнеры фирмы — в первую очередь юристы, а уже потом менеджеры, экономисты и т.д. Я знаю, что никогда не променяю юриспруденцию на что-либо другое. Интересы могут быть разными, но юриспруденция — это то, ради чего мы живем. За десять лет никого из нас соблазнили ни предложения клиентов, приглашающих к себе в проекты, ни политические проекты. Мы юристы.

 

— Как эволюционировал украинский рынок юруслуг за прошедшее десятилетие? Насколько он изменился со времени вашего стартапа?

— Изменения кардинальны. Открывать бизнес в нынешних условиях может либо очень самоуверенный человек, либо человек, имеющий очень большую «подушку безопасности», либо камикадзе.

В 2004 году было идеальное время для стартапа. В начале 2000-х наблюдался бум на услуги юристов, а «лихие 90-е» уже закончились. Экономика росла, курс гривны стабилизировался. Рынок был готов к появлению новых юридических фирм. Ценились специалисты, имевшие опыт работы в крупных национальных, а особенно в международных юрфирмах. Мы были как раз такими юристами — с международным опытом, но с расценками ниже, чем у международных юрфирм. Это позволило нам достаточно быстро привлечь новых клиентов.

«Золотой век» продолжался до 2008 года. Прогореть было просто невозможно. Бизнес клиентов бурно развивался, никто не экономил на юридических услугах: море реструктуризаций, привлечений инвестиций, открытий компаний и филиалов, рефинансирование, выходы на IPO. Все это позволило как получить опыт, так и заработать достаточно средств, чтобы пережить последовавший кризис. Мы смогли пройти 2008–2009 годы без потерь, сохранив команду и уровень зарплат наших юристов. Большинство наших клиентов в то время составляли иностранные компании, чей бизнес пострадал меньше и которые стабильно были платежеспособны. К сожалению, не все коллеги смогли пережить то неспокойное время.

После стабилизации макроэкономической ситуации, с 2010 года изменился спрос на юридические услуги. Государственная вертикаль стала более жесткой, и отстаивать права клиента, у которого возник конфликт с государством, было экстремально сложно. Иностранные клиенты перестали массово приходить на Украину, но локальные бизнесы продолжали развиваться.

 

— Изменилась ли в связи с этим структура клиентских запросов?

— Мы придерживаемся принципа one shop stop, наличие большого количества юристов позволяет нам удовлетворить любые коммерческие запросы клиентов. В то же время для обслуживания частных запросов физлиц мы не создавали новых практик, но вошли в партнерство с адвокатским объединением с целью предоставления клиентам правовой помощи по уголовным и гражданским делам.

 

— Можно ли говорить о смещении акцентов от консалтинговых практик к разрешению конфликтов?

— Трендом это не было. Украинский бизнес после 2010 года ощущал себя более комфортно, чем в докризисные годы. По крайней мере, уменьшилась активность рейдеров. Проблемы были преимущественно у крупных и очень крупных бизнесов. Средних и мелких предпринимателей это не затронуло. Бизнес ожидал стабильности, и он ее в принципе получил. Поэтому консалтинговые практики были востребованы. Возобновилось привлечение средств из-за рубежа. Но если раньше привлекались реальные инвестиции, то после 2010 года речь в основном шла о реинвестировании и займах. Банки выдавали кредиты украинскому бизнесу, то есть финансисты верили в наше государство. Но они просчитались, не смогли предусмотреть изменение государственного строя и последовавший за этим экономический и правовой хаос.

 

— Можно ли проводить параллели с кризисом 2008 года? Какие уроки того кризиса актуальны в нынешних условиях?

— Для того чтобы развивать собственный бизнес, мы должны способствовать развитию бизнеса наших клиентов. Определенные параллели с 2008 годом провести можно. Мы все помним, как государство умеет играть с экономикой: опустить курс доллара с 5,15 до 4,60, а спустя несколько месяцев поднять курс до 9,80 и стабилизировать его на отметке 7,90. Это урок, который необходимо было запомнить: наше государство является механизмом, который ради своих интересов и потребностей может игнорировать рынок. И опять-таки не стоит ожидать стабильности от госрегулирования, поскольку оно работает в интересах государства, а не рынка. Это особенность и уникальность нашего государства. По моим оценкам, 80 % украинского бизнеса ныне испытывают сложности, поскольку оказались не готовы к государственному вмешательству в экономику. Более того, бизнес в полной мере прочувствовал последствия «независимости от закона» правоохранительной системы.

 

— Имеет ли юридический бизнес шансы стать генератором преобразований в государстве, влиять на государственную политику, законотворчество, быть эффективным лоббистом?

— Влиять и быть лоббистом — совершенно разные вещи. На Западе юристы не влияют на государственное развитие так, как хотят влиять многие украинские юристы. Те, кто хотел влиять на развитие нашего государства, уже ушли из юриспруденции, а юридические фирмы, из которых они вышли, утратили свои некогда лидирующие позиции на рынке.

Нам, юристам, не надо влиять на развитие государства в рамках наших юридических фирм. Если государство достаточно зрелое и цивилизованное, то именно государственные институции должны заказывать у нас помощь для своего развития, например, путем проведения экспертизы законопроектов. Это не наша задача — изменять государство. В цивилизованном обществе должны функционировать общественные организации (в состав которых входят профессиональные юристы и адвокаты), оказывающие помощь государственным образованиям и государству в целом. Работа посредством таких организаций представляется более целесообразной, чем попытки влияния непосредственно юрфирм — существуют риски утраты бизнес-интереса и чрезмерного увлечения политикой.

 

— Ожидаете ли вы улучшения ситуации в 2015 году?

— Объективно мы верим в то, что и государство озаботится наличием всех элементов государственности, в том числе здоровой экономики, а инвесторы также проявят интерес к Украине. Даже с учетом всех потенциальных рисков наш высокодоходный рынок интересен инвесторам, если они получат хотя бы минимальные гарантии, что экономика будет работать, а инвестиции — возвращаться. 2015–2016 годы должны стать временем развития Украины, притока капитала как из Европы и США, так и из Азии.

 

— Что бы вы хотели вписать в летопись вашей фирмы в следующем году?

— 2015 год хотелось бы видеть годом роста и притока иностранных клиентов, чтобы он стал рекордным по количеству сделок M&A и открытий представительств иностранных компаний. Верим, что следующий год принесет стабильность в экономике, а значит, увеличение количества новых клиентов, готовых развивать бизнес и зарабатывать на Украине.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Зарубежная практика

Книгу на стол

В фокусе: УПК

Применительный падеж

Государство и юристы

Новости из зала суда

ВХСУ: компания «Лакталис-Украина» не нарушала правила экономической конкуренции

А. Емельянов проиграл иск к судье Хозсуда г. Киева

Государство и юристы

Трудовой клад

Биться об расклад

«Иностранный легион»

Документы и аналитика

Нести свой арест

Документы и аналитика

Новости юридических фирм

МЮФ Integrites защитила в суде интересы британской компании QUICK PAYMENT SYSTEM LTD

О. Ворожбит избрана членом правления Украинской арбитражной ассоциации

Юристы FCLEX отстояли интересы Полтавского ГОКа в Верховном Суде Украины

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы собственника земельных участков в споре с прокуратурой

Документы и аналитика

Исполнительный спор

Зарубежная практика

Заключить уговор

Неделя права

Измерение импульса

Стать полномочной

Негласные содействия

Неделя права

Новости из-за рубежа

В РФ названы «Юристы года»

Италию оштрафовали за свалки

Отрасли практики

Доменная течь

Двоичный ход

Продвижение

Третий рейд

Экспертный ответ

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Украино-германская система

Репортаж

Истинное признание

Дар проведения

Самое важное

Квартирный запрос

Усилительная программа

Правовая форма

Возвращение к компромиссу

Судебная практика

Амортизационные подходы

Арест на марше

Верно обосновать

Гуманная каша

Тема номера

Измените, пожалуйста

Обращение земли

Системный поход

Косвенное включение

Частная практика

Direct по развитию

Совершенствоваться – значит изменяться

Інші новини

PRAVO.UA