Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 51 » Держать руку на PLS

Держать руку на PLS

VII Международный форум продвижения юридических услуг

Рубрика Продвижение
Глобальные и украинские тренды в продвижении юридических услуг, факторы турбулентности и формулы успеха обсудили на PLS 2019

Успех в современном мире напрямую зависит от того, держишь ли ты руку на пульсе событий, трендов и векторов развития своей сферы и делового мира в целом. Что будет актуальным в следующем году, через два года, через десять? Чтобы найти ответы на эти вопросы и достичь успеха, необязательно быть гадалкой или даже футурологом — надо следить за малейшими изменениями и прогнозировать их последствия. В контексте законов и норм с этим юристы справляются отлично. Эти же качества успешные юристы демонстрируют и в деловой жизни. Стало доброй традицией подводить итоги года уходящего и делиться ожиданиями от нового на Международном форуме продвижения юридических услуг (PLS), который традиционно закрывает сезон мероприятий газеты «Юридическая практика». В этом году PLS 2019 проходил 12–13 декабря при поддержке генерального партнера MORIS и экспертного партнера ЮФ Aequo. В первый день форума говорили о трендах и стратегиях продвижения юридических услуг, а второй был посвящен практической работе в секциях и мастер-классам.

Большие надежды

Знать, чем живет бизнес, чтобы быть способным ему помочь, так же важно, как быть экспертом в правовых вопросах. Первую панельную дискуссию «Большим деньгам — большой сервис» посвятили обсуждению трендов с представителями крупного бизнеса. «Наши панелисты понимают оба мира, и поэтому юристам стоит послушать, что они думают о перспективах украинской экономики и государства», — представляя спикеров, отметил модератор сессии Армен Хачатурян, партнер Asters. По его мнению, независимо от практик, на которых специализируется та или иная юридическая фирма, будь то семейное или уголовное право, интеллектуальная собственность, все крупные юридические фирмы напрямую зависят от развития бизнеса. И чтобы правильно ориентироваться в его желаниях, надо время от времени смотреть на происходящие события глазами своего клиента, сверяя, в одном ли направлении вы движетесь.

Об этом, к слову, говорили и спикеры, делая особый акцент на том, что нередко проблема взаимоотношений крупного бизнеса и внешних юридических советников возникает потому, что юристы «заточены» под процесс решения проблемы, а бизнесу нужен готовый результат как можно скорее и желательно за адекватные деньги.

В частности, на это обращал внимание Андрей Васильев, заместитель генерального директора, член дирекции ООО СП «Нибулон», отвечая на вопросы, почему компания не столь активно привлекает внешних советников. По словам г-на Васильева, для решения текущих юридических вопросов в компании достаточно юристов (около 15 человек). И приоритет для компании — взять юриста в штат, потратить время на его обучение и развитие, привить ему корпоративные ценности и культуру, чтобы в своей работе он не только ориентировался на юридическую составляющую, но и осознавал важность последствий его работы для всей корпорации. Однако и с внешними советниками СП «Нибулон» работает, привлекая их к решению вопросов международного права или права других государств.

Андрей Васильев рассказал также о правовых сложностях, с которыми столкнулся в Украине даже такой крупный бизнес, как корпорация, которую он представляет. Для «Нибулона» сложным вызовом оказалась неспособность государства обеспечить исполнение судебных решений и решений арбитражей. И в этом, по мнению спикера, не виноваты исключительно органы государственной исполнительной службы либо исполнители. Создался порочный круг: гражданские суды отказали в предварительном аресте активов, пока три с половиной года рассматривалось дело о признании и исполнении в Украине решения международного арбитража, а хозяйственные суды признали сделки по отчуждению активов должника законными ввиду отсутствия арестов или других запретов на отчуждение и обременений. Затем, по словам спикера, правоохранительные органы продолжили демонстрировать беспомощность государства, проявив неспособность расследовать дело по статье 382 Уголовного кодекса Украины — неисполнение судебных решений. В итоге за это время все имущество должника было выведено, и компания, в пользу которой принято решение международного арбитража, не получила ничего.

Ярослав Заблоцкий, создатель и владелец бренда International Group ТМ Zablotskyy Clinic, рассказал историю построения бизнеса премиум-сегмента в Украине. По его словам, взять столь высокую планку ему позволил случай. Когда в середине 90-х годов он как стоматолог решил открыть свою клинику, ему удалось лишь привлечь товарный кредит. По счастливой случайности оборудование в долг предоставила компания SIEMENS, которая сопроводила товар еще и каталогом. Создав клинику по каталогу, где публиковались самые красивые варианты оборудования и дизайна помещения, первая клиника спикера во Львове сразу попала в разряд «люкс», хотя даже в Германии и тем более в США стоматологические кабинеты обычно не столь презентабельны.

Что касается ведения бизнеса, то ввиду подходов разных государственных структур это непростая задача. Так, г-н Заблоцкий рассказал, что к нему также приходили «якобы правоохранительные» органы, которые перестали «заглядывать», как только поняли, что им взяток не дадут. «Но чтобы не давать взяток, надо вести честный и прозрачный бизнес. А для этого необходимо сразу советоваться с юристами», — отметил спикер. По его словам, в своей работе клиника сталкивается с такими правовыми вопросами, как обращение наркотических средств, которые подлежат строгому учету, а потому письменное согласие пациента составляется, «как для прокурора». После процедур под медикаментозным сном с клиента не берут сразу плату, то есть не совершают никаких юридически значимых действий, поскольку клиент некоторое время пребывает в состоянии, в котором не может отвечать за них.

В завершение своего выступления Ярослав Заблоцкий вспомнил курьезный случай из общения с его племянником-юристом, который оперировал юридическими терминами «сервитут», «эмфитевзис» и «суперфиций». Несмотря на то что этим словам тысячи лет, их значение для обывателей непонятно. «Если вы хотите привлечь клиента — помните об этом и говорите простым, понятным для вашего клиента языком», — посоветовал спикер.

От обсуждения актуальных вопросов для частного бизнеса участники перешли к дискуссии о проблемах государственных компаний, которые сегодня все чаще попадают в сферу интересов юридических фирм как потенциальные клиенты, и это может быть связано с изменениями в структуре корпоративного управления, вследствие чего снизился госконтроль за экономической частью деятельности. Максим Юрков, член правления НЭК «Укрэнерго», отметил, что с 2016 года наблюдается прорыв в управлении госкомпаниями — созданы наблюдательные советы, большинство в которых составляют независимые (от государства) директора. Для «Укрэнерго» такие новации дали не просто больше свободы в экономических решениях, а дополнительную экспертизу и стратегическое развитие. Сегодня в компании появились также комплаенс-офицер, аудитор, риск-менеджер, то есть созданы институты управления компанией в соответствии с лучшими мировыми практиками.

По словам г-на Юркова, сегодня востребованы юристы, занимающиеся вопросами энергетики, и этот тренд сохранится в течении нескольких лет, пока не уравняются спрос и предложение. Для госкомпаний актуальна и юридическая экспертиза в вопросах корпоративного управления, GR, арбитражей и международного права. Также в тренде рынок земли и работа с публичными закупками.

Леонид Бортничук, советник генерального директора ПАО «Укрпочта», тоже отметил позитив в корпоративном управлении. Для «Укрпочты» это дало дополнительные возможности для здоровой конкуренции на рынке почтовых, логистических услуг. «Государство пытается меньше управлять через чиновников, передает экономический блок в руки профессионалов, регулирование осуществляется менеджментом на принципах конкуренции. С одной стороны, мы потеряли поддержку, но с другой — нас ничего не сдерживает», — подытожил г-н Бортничук. Это означает, что госкомпаниям нужны будут помощники во многих «рыночных» вопросах, например, касающихся рекламы, антимонопольного законодательства. Для решения текущих задач, безусловно, есть внутренние юристы, но для отдельных, которые возникают время от времени либо требуют более глубокой экспертизы, необходима помощь внешних юридических советников. Однако привлечение юристов извне для госкомпании сопряжено с тем, что необходимо формировать заявки заранее и проводить закупки через систему ProZorro. С одной стороны, это позволяет купить юридические услуги по более низкой цене. С другой — это означает, что большие юрфирмы не будут тратить время на подачу заявок, поскольку не смогут конкурировать по цене, особенно если «нонейм» компании будут демпинговать. Кроме того, г-н Бортничук отметил, что привлечение внешнего юриста при наличии штатных может обернуться расследованием обоснованности затрат на такие услуги.

Что касается нюансов сотрудничества, то г-н Бортничук считает, что суть его в том, чтобы внешний юридический советник не конкурировал с инхаусом, а дополнял его, понимая, что для корпоративного, впрочем как и для любого, клиента главное в этом сотрудничестве — результат, а не процесс оказания услуги.

Снова дискуссию в сторону частного сектора повернул Мирослав Гнидка, руководитель проектов, директор юридического департамента группы компаний Merx. Несмотря на команду из 12 инхаусов, компания постоянно пользуется услугами юрфирм. К пониманию того, что иногда надо просто посоветоваться, сверить стратегию или получить консультацию по точечному вопросу, когда нет времени на углубленное изучение, в компании пришли не сразу. И вопрос привлечения юристов в компании лежит на руководителе юридического департамента — итоговый спрос все равно с него. Также г-н Гнидка напомнил, что у компаний реального сектора экономики нет возможности платить высокие цены, но в целом они готовы отдавать большие деньги за качественные услуги.

При этом собственник связан не столько финансами, сколько уровнем зарплат инхаусов — диспропорция чревата напряжением внутри компании, притом что они работают совместно на одного итогового клиента.

На помощь внешних советников полностью рассчитывают в компании BASF T.O.V. Григорий Ситенко, руководитель группы по юридическим вопросам кластера стран Восточной Европы, рассказал, что в большинстве регионов есть один юрист, обеспечивающий коммуникацию между собственником и местными юристами, на аутсорсинг которых передано решение всех вопросов. Большие юридические департаменты есть только в Германии, где размещен главный офис и где решаются многие организационные вопросы, в США — в связи с особой важностью юридических вопросов, и в Китае, поскольку экономическая активность компании там самая большая. Четвертое место занимает офис кластера России и стран СНГ.

В вопросе порядка выборов юристов нет единого рецепта. В одной ситуации будет уместен пул потенциальных советников, в другой — совет по специализации. Все зависит от того, какие вопросы надо решить. В любом случае в компании ориентируются на прямое сотрудничество с юридическим советниками на местах, не рискуя с субподрядом.

Готовность № 1

Вторая дискуссия форума была посвящена прогнозам в формате Expert talks: «Юрбизнес-2020: готовимся к новому забегу», модератором которой выступил Андрей Романчук, управляющий партнер MORIS.

Спикеры сделали акцент на технических решениях. Так, Анна Бабич, партнер ЮФ Aequo, рассказала о развитии инноваций для юридических решений и для управления юрфирмой. Помимо того что много внимания уделяется legal tech для решения вопросов клиентов и для удобства юристов, в компании был проведен конкурс предложений для оптимизации управления юридической фирмой. По мнению г-жи Бабич, инновации в современном мире не находятся в прямой зависимости от бюджетов. Вместе с тем г-жа Бабич предлагает использовать термин «трансформация», поскольку он более точно отражает суть процесса — как изменяется юрист для своего клиента. Самое сложное в трансформации — менять свои привычки. Как отметила Анна Бабич, исходя из собственного опыта, система CRM на всех уровнях заработает только тогда, когда партнеру будет проще ее поддерживать самостоятельно, чем тратить время на делегирование ассистентам.

Владимир Саенко, партнер Sayenko Kharenko, остановился на продуктах, способных сегодня заменить юристов в технических и несложных юридических вопросах. Пока «вымирание» юристам не грозит, однако рынок «альтернативных» юристов — программ, ботов, хабов — показывает все более динамичный рост, и пользоваться их услугами сегодня считается must have для бизнеса. По мнению г-на Саенко, именно компании, предлагающие цифровые решения, становятся трендсеттерами, и классические юристы обязаны соответствующим образом реагировать на этот процесс. Не надо бояться «замены» роботами — они облегчают работу и самим юристам. Поддержал коллегу Артем Афян, управляющий партнер АО Juscutum. Он выразил убеждение, что трансформация — нормальный процесс для тех, кто движется, и неблагоприятный для тех, кто хочет сохранить все как есть.

По словам спикера, с изменением мира меняются и юристы, меняется их клиент, а понятие «юридической услуги» в каком-то смысле размывается. Клиенту больше не интересно разъяснение нормы права, ему нужно комплексное решение конкретной проблемы, и для клиента юристы будут оказывать бухгалтерские и аудиторские услуги и даже предлагать технические решения. Поскольку все большее количество технических вопросов автоматизируется, юристам остаются только сложные, комплексные вопросы, для нахождения решений которых нужен мозг человека, творчество, интеллектуальный труд. И в этом смысле юристы будут оставаться востребованными.

Затем вектор дискуссии сместился в направлении форм работы на рынке и организационной структуры. Опытом слияния компаний и построения прочного базиса равноправного партнерства поделилась Аминат Сулейманова, соуправляющий партнер ЮФ AVELLUM. По словам г-жи Сулеймановой, ключевой аспект — культура. В слиянии одна компания не перенимает культуру другой, очень важно, чтобы они создали вместе новую общую культуру и ценности. Также в слиянии нет ультимативных требований, не происходит пересмотр команд. Безусловно, в слиянии речь идет о полноценном партнерстве, поэтому очень важным аспектом остается принятие управленческих решений — решения действительно принимаются в ходе дискуссии консенсусом. Это большой краш-тест для партнерства.

Слияние крупных и средних компаний и присоединение бутиковых, нишевых фирм к «тяжеловесам» — заметные тренды на рынке. Денис Бугай, партнер ЮК VB PARTNERS, отметил, что эти тренды сохраняются: крупные фирмы становятся еще крупнее, а средние либо объединяются с ними или между собой, либо уходят в нишевый сегмент. Средним компаниям не будет места на рынке, считает Денис Бугай, пророча успех либо бутикам, либо большим юридическим «супермаркетам». При этом они могут вполне конкурировать по своей финансовой эффективности.

Вместе с тем в связи с уходом бутиков в крупные игроки остается больше места для других нишевых компаний, ведь не все клиенты готовы менять индивидуальный подход бутика на комплексный сервис «супермаркета».

Ольга Просянюк, управляющий партнер АО AVER LEX,поддержала точку зрения коллеги, заявив: «Мы все еще идем в нишу». Уголовная практика, в частности White Collar Crime, по ее мнению, от смены власти только выигрывает, и именно бутик становится оптимальной формой для организации защиты такого клиента, особенно если речь идет о резонансном деле клиента, который рано или поздно в той или иной мере становится «токсичным». Бутик дает скорость, мобильность и независимость: «Ты не привязан к практикам, у тебя меньше ограничений и рисков конфликта интересов».

Подвел итоги обсуждения трендов будущего года Рустам Колесник, шеф-редактор газеты «Юридическая практика», переведя дискуссию в «ценовую плоскость». Что касается объема рынка, то, по финансовым показателям топ-100 лучших юркомпаний, рынок «застрял» в 2010 году и в долларовом эквиваленте оценивается в 242 млн.

Первенство по финансовым показателям удерживает практика разрешения споров — 25 %, при этом уголовная практика совместно с практикой защиты бизнеса суммарно могут занять третье место с долей 11 %.

Рывок сбыта

Третья сессия PLS 2019, посвященная продажам юридических услуг, прошла в формате talk show. В ходе экспертного баттла ответ на вопрос «Как приобретать новых клиентов и влиять на существующих?» искали участники двух команд: «внешние советники» (Александр Болквадзе, старший партнер BLC Law Office (Грузия), Игорь Кравцов, управляющий партнер ЮФ Evris, Игорь Линник, старший партнер Gryphon Group, Владлена Варшавская, старший партнер ЮК «Варшавский и Партнеры» (Россия), и «клиенты — топ-менеджмент» (Ольга Лукьянова, директор юридического департамента, комплаенс-офицер группы компаний «Хенкель в Украине», Артем Сапрыкин, директор юридического департамента Roshen, Дмитрий Лукомский, генеральный директор AVENSTON). В роли ведущего talk show и модератора баттла выступил Юрий Петренко, управляющий партнер АО ADER HABER.

Своим мнением о том, как сделать юридические услуги более востребованными, с участниками форума поделился иностранный гость мероприятия Александр Болквадзе. «То, что работало еще лет десять назад, сегодня не работает!» — подчеркивает он, говоря о том, что современной юридической фирме нужно идти в ногу со временем, быть готовой двигаться на высоких скоростях. Знание, опыт, и целеустремленность — это то, что должно быть в каждом «профессиональном ящике» фирмы, при этом нужно уметь выйти за его рамки. «Чтобы выбрали именно вас, вы должны быть заметными на рынке и отличаться от других. У вас должны быть существенные отличия, если их нет, нужно выделиться «с помощью атрибутики», — советует иностранный гость.

«Какой самый эффективный способ продажи юруслуги?» — интересуется модератор у Александра Болквадзе. Универсального рецепта нет, да и в принципе быть не может, мы, как, наверное, и большинство юридических фирм, находимся в постоянном поиске», — отвечает спикер.

Продажа юридических услуг — это комплекс мер и командная работа — а это уже месседж, озвученный Игорем Кравцовым. Сегодня существуют две классические опции: первая — когда юридические сервисы продвигают на рынок партнер фирмы или конкретный юрист, вторая — когда в компании есть конкретный специалист или целый отдел, который занимается вопросами продаж. «Для нашей юридической фирмы мы выбрали концепт золотой середины», — рассказывает г-н Кравцов. Одним из общемировых трендов сегодня, по его словам, является специализация как юридической компании в целом, так и конкретного юриста в частности. Специалисты широкого профиля сегодня не котируются, считает спикер.

Говоря о роли ВD-менеджера и маркетолога в процессе продажи, Игорь Кравцов констатирует: BD-менеджер зарабатывает деньги, а маркетолог их тратит!

Старания BD-менеджера продать тот или иной продукт иногда бывают абсолютно напрасными и даже могут вызвать противоположный эффект: данный сервис никогда не купят! Такое мнение озвучили представители команды «клиенты — топ-менеджмент». BD-менеджера нужно обучить, ознакомить с нюансами и спецификой конкретной бизнес-сферы. «Когда нам будет нужна конкретная юридическая помощь, мы сами найдем тех, кто нам ее предоставит» — этот тезис озвучил, в частности, Дмитрий Лукомский.

Сегодня в клиентском портфеле большинства украинских юридических фирм превалирует бизнес, а не коллеги по цеху, делится наблюдениями Игорь Линник. «А вот в нашем портфеле коллеги по цеху составляют порядка 30 %», — рассказывает о реалиях российского юридического рынка Владлена Варшавская. Юридические реалии Украины и нашего северного соседа в чем-то похожи. «Но у нас не происходят такие стремительные изменения, как у вас, и мы вам по-доброму завидуем», — добавляет она. Углубление в проблему, скорость ее решения, удобный для клиента результат — так, по словам г-жи Варшавской, выглядит формула успешного и востребованного юридического сервиса.

Где проходит «красная линия», или за что можно уволить юридического консультанта? Ответ на этот вопрос предоставила Ольга Лукьянова. К профессиональному «разводу» в этом случае может привести нечестность и «пренебрежительное отношение к инхаусу». Также она рассказала, как оценить объективность стоимости юридической услуги. Как отмечалось, у иностранных юрфирм очень сложная политика ценообразования, но и с ними «бороться за бюджет можно». «Услуги локальных компаний однозначно будут дешевле», — признает спикер.

«Идеальный юридический сервис — это устойчивый результат: эффективное решение проблемы клиента», — уверяет Артем Сапрыкин. Отвечая на вопрос ведущего, имеет ли юридическая фирма право на ошибку, он подчеркнул: все зависит от серьезности допущенной оплошности. «Если мы обратились в юридическую компанию, это значит, что наш кейс не белый и не черный, иначе, если бы все было очевидно, услуги внешних консультантов нам были бы не нужны», — отмечает г-н Сапрыкин.

«Клиенты рынка юридических услуг в первую очередь ценят экономию времени, экспертизу, комфортное общение с юристами и, конечно же, честность. Давайте будем оправдывать ожидания наших клиентов, и все у нас получится!» — подытожил ведущий talk show.

Дельное исследование

Первый день экспертного обсуждения PLS 2019 финализировала дискуссия «Pro et contra: рейтинги юрфирм». Насколько клиентам важны позиции их потенциальных юрсоветников в исследованиях? Какие основные ошибки допускают юрфирмы при подаче анкет? Почему отдельные игроки рынка начали отказываться от участия в рейтингах? Появление большого количества новых исследований юррынка — это хорошо или плохо? Ответы на эти и другие вопросы попытались дать участники обсуждения.

Задавая тон дискуссии, модератор сессии Рустам Колесник подчеркнул: в 99 % случаев к юридическим фирмам обращаются по рекомендациям, но при этом 25 % подтверждений экспертизы и рекомендаций исходит от коллег по рынку. Это базовая американская модель юридического рынка, которая работает и в Украине. «На юридическом рынке у вас друзей не будет, но добрососедские отношения с коллегами выстраивать все-таки нужно», — акцентирует внимание г-н Колесник.

Рейтинг рейтингу рознь, признает Михаил Ильяшев, управляющий партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры». Одно дело — принять участие в известном исследовании, со своей историей, понятной и прозрачной методологией, и другой вопрос — согласиться на участие в исследовании, которое проводится впервые, а приглашение для участия приходит на электронную почту в виде «коммерческого предложения», в котором указана стоимость конкретного места в рейтинге. Ценность участия в подобном «мониторинге» нулевая, разве что потешить свое самолюбие. По убеждению г-на Ильяшева, рынок сам отрегулирует, какой рейтинг жизнеспособный, а какой — нет.

«К рейтингам я отношусь достаточно серьезно», — рассказывает Евгений Кубко, старший партнер ЮФ «Салком», признавая, что сегодня рейтинги стали более профессиональными. Отказываться от участия в подобных исследованиях, по словам спикера, нецелесообразно, ведь это определенная социальная обязанность юриста и его профессиональная ответственность перед клиентом. Рейтинги — это полезная вещь, хотя и достаточно субъективная, подчеркивает Евгений Кубко.

«Рейтинги — это хорошо, а появление конкурирующих изданий, которые проводят новые исследования, держит нас в тонусе, заставляет совершенствоваться и быть лучше» — а это мнение озвучено Ольгой Усенко, руководителем проекта Ukrainian Law Firms. A Handbook for Foreign Clients. Она проанализировала основные ошибки, которые допускают юрфирмы при подаче анкет, посоветовав партнерам юридических фирм вовлекаться в процесс подачи анкет, а также более серьезно относиться к обоснованию предоставляемой информации.

«50 ведущих юридических фирм Украины» — единственное национальное репутационно ценное исследование, которое содержит серьезную и качественную аналитику, делится своими наблюдениями Виктория Есауленко, директор по маркетингу Аsters. Она выделила следующие ценности рейтингов: выбор юридической фирмы или обоснование своего выбора перед менеджментом; соответствие тендерным критериям; построение HR бренда фирмы. «Рейтинг повышает стоимость юриста на рынке», — подчеркнула спикер.

Высокое место в аналитическом исследовании не может быть самоцелью для юридической фирмы. Рейтинг — это лишь инструмент для оценки состояния рынка, своего рода зеркало, в котором отображается реальная картина сферы предоставления юридических услуг, резюмировали участники PLS 2019.

Какой была проблематика обсуждения в рамках второго дня форума, читайте в следующем номере «Юридической практики».

Ирина ГОНЧАР, Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

 


Оценка

Сверить часы

Андрей РОМАНЧУК, управляющий партнер MORIS

Широкое обсуждение вопросов развития юридического рынка и продвижения услуг юрфирм чрезвычайно важно. Это дает возможность «сверить часы» с другими участниками рынка, услышать новые идеи и поделиться своим опытом. Очень приятно, что докладчики искренне и откровенно говорили о своих наработках и процессах, которые они уже апробировали. Лично для меня были интересны темы, связанные с инновациями, диджитализацией, технологиями, трансформацией юридического бизнеса. Мы давно за этим следим, определенные наработки имплементируем в нашей фирме.

По итогам этого форума можно сделать вывод, что рынок находится в поиске, причем достаточно длительном. По моему мнению, в следующем году этот поиск еще больше активизируется. Это связано с процессами, происходящими в политике и экономике. Мой прогноз — основными темами, которые определят тренды на юррынке, станут открытие рынка земли, обновление практики банкротства и реструктуризации задолженности, увеличение количества сделок M&A. Что касается развития самого юррынка, то, думаю, нас ждет несколько интересных присоединений и слияний.


Мнение

Трансформации и инновации

Анна БАБИЧ, партнер ЮФ Aequo

Самая сложная работа — это работа над собой. Международный форум продвижения юридических услуг для меня особенный. Каждый год он становится площадкой, на которой можно обсудить с коллегами по цеху эту самую сложную работу: то, как мы строим работу внутри фирм, обменяться идеями, заглянуть в будущее и попытаться предсказать, что нас ждет в следующем году.

Два года назад мы в ЮФ Aequo запустили внутренний трансформационный проект Reinvent Yourself, основная цель которого — забота о клиентах через трансформацию изнутри. Форум этого года показал, что все больше фирм видят необходимость в трансформационных процессах и инновациях, и это не может не радовать.


Мастер-класс

Публико морале
Как овладеть мастерством публичных выступлений, как играть не на публику, а за публику, участникам PLS 2019 рассказал Густав Водичка, писатель, историк, литератор, общественный деятель. В этом случае важны как внешние факторы (внешний вид выступающего — красивая походка, правильная осанка, прямой, уверенный взгляд), так и харизма спикера: умение доходчиво и интересно, эмоционально, экспрессивно и интонационно грамотно донести информацию до аудитории. Не нужно бояться публики, опасаться того, что что-то забудете или кто-то задаст вопросы, на которые вы не знаете ответов, уверенность — вот залог успеха публичного выступления, подчеркивает Густав Водичка. «Центральная точка» на сцене — это место не ученика, а учителя, который не может все знать!» — добавляет спикер.

Чтобы стать хозяином положения в общении с публикой, ведущий мастер-класса «вооружил» участников форума несколькими лайфхаками. «Если вы не жестикулируете, то вас не слышат!» — обращает внимание г-н Водичка.


Мнение

Политические волны

Денис БУГАЙ, президент Ассоциации юристов Украины

Две политические волны выборов, которые захлестнули Украину в 2019-м, безусловно, отразились не только на органах власти, но и на бизнесе, и юридический рынок не стал исключением.

В этом вопросе можно выделить два аспекта. Первый — ротация власти не только влечет за собой смену политической элиты, но и открывает новые возможности для юристов. Смена властных элит неизбежно приводит к преследованию  предшественников, как результат — новые громкие процессы, особенно в сфере уголовной юстиции. Второй — ни для кого не секрет, что у некоторых юристов складываются довольно теплые отношения с отдельными политиками, первыми лицами страны, руководителями органов государственной власти. Такая «дружба» с сильными мира сего неизбежно приводит к появлению стойкой ассоциации отдельных компаний или конкретных юристов с той или иной политической силой. Это может быть чревато не только потерей клиентов — возникает риск преследования непосредственно компании и ее юристов. Поэтому представителям юридического рынка нужно быть предельно осторожными в вопросах такой «дружбы».

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: