Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №47 (883) » Держать фарму

Держать фарму

«Антимонопольный комитет Украины стал одним из наиболее влиятельных инструментов экономического давления государства на фармацевтические компании»
считает Лана Синичкина, партнер АО Arzinger

— Как политические события этого года повлияли на сферу здравоохранения?

— Люди, работающие в сфере здравоохранения, хорошо знают, насколько сильно сплетены интересы некоторых представителей фармацевтического биз­неса Украины, должностных лиц Минис­терства здравоохранения, органов прокуратуры, СБУ, высших представителей медицинской профессии и конкретных политиков. Именно благодаря происходящему в данный момент «переделу сфер влияния» можно наблюдать серьезную «турбулентность» в органах здравоохранения и на подконтрольных предприятиях, которые выполняют регуляторную функцию, включая допуск лекарственных средств на рынок Украины, сертификацию производств и т.д.

В то же время стоит сказать, что Революция достоинства показала, что в нашей стране достаточно много людей, искренне желающих изменить систему, появились мощные общественные движения и группы, чья деятельность направлена на реформирование сферы здравоохранения и борьбу с коррупцией. В органах здравоохранения были проведены некоторые так называемые люстрационные проекты, в результате которых с насиженных мест были сдвинуты ключевые фигуры существовавших коррупционных схем. На данный момент мне известно как минимум о шести отдельных группах разной величины и уровня экспертизы, занимающихся разработкой реформ в сфере здравоохранения. Но вместе с тем, к сожалению, можно наблюдать и мощное контрреволюционное движение — не удовлетворенные произошедшими изменениями люди, держащие или участвующие в выстроенных схемах, пытаются устранить реальных реформаторов и борцов с коррупцией, назначить «своих» людей и установить свои порядки. Зачастую это делается под лозунгами того же Майдана и борьбы с коррупцией.

В целом политическая и экономическая нестабильность в сфере здравоохранения неминуемо влечет за собой отсутствие преемственности в политике и взаимоотношениях между органами государственности власти и бизнесом. Такие обстоятельства не способствуют устойчивости регуляторной среды и снижают инвестиционную привлекательность отрасли.

Лана Синичкина

Родилась в г. Севастополе. В 2006 году окончила Институт международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко по специальности «Международное частное право». С 2004 года работала в юридической фирме «Юрсервис Консалтинг Компани». В 2006 году стала ведущим специалистом Антимонопольного комитета Украины, а в 2007 году — начальником отдела по сопровождению внешнеэкономической деятельности и судебно-претензионной работы компании Nemiroff. В сентябре 2009 года возглавляла юротдел компаний GlaxoSmithKline Pharmaceuticals Ukraine, GlaxoSmithKline Con­sumers Healthcare Ukraine. С января 2012 го­да — советник и соруководитель практик «Здравоохранение и фармацевтика» и «Пищевая промышленность», а с июля 2013 года — партнер АО Arzinger. Сопредседатель комитета пищевой промышленности, эксперт комитета здравоохранения Американской торговой палаты в Украине, эксперт комитетов здравоохранения и пищевой промышленности Европейской Бизнес Ассоциации. Специализация: антимонопольное и конкурентное право, фармацевтика, здравоохранение, антикоррупция и компанлайенс, пищевая промышленность.

 

— Большой скандал развернулся в этом году вокруг работы Министерства здравоохранения Украины, некоторых других госучреждений в отношении государственных закупок лекарственных средств. Как это отразилось на рынке?

— Процесс государственных закупок лекарственных препаратов — один из наиболее непрозрачных и коррупциогенных в области ведения Министерства здравоохранения Украины. Поэтому именно на поле государственных тендеров бушевали в этом году самые большие страсти. Во-первых, сама процедура госзакупок была начата в текущем году слишком поздно, о чем на тот момент очень много говорили пациентские организации. Во-вторых, компании-участники не были готовы предлагать заложенную в бюджете гривневую цену на продукцию в связи со значительной инфляцией и девальвацией гривны (большая часть лекарств, закупаемых за государственные средства, — импортные). В-третьих, многие из назначенных тендеров признаны министерством несостоявшимися. Кроме того, в этом году заказчик использовал слишком формальный подход, отказывая в принятии предложений по причине отсутствия нумерации отдельных страниц, неполноты перевода каких-то незначительных документов и т.п.

Было много случаев обжалования тендеров в АМКУ, в связи с чем такие тендеры также либо отменялись, либо их проведение затягивалось. Многие из поддержанных Комитетом оснований для обжалования, на наш взгляд, действительно свидетельствуют о серьезных нарушениях со стороны Министерства здравоохранения как заказчика или других участников тендера. Беспрецедентный срыв госзакупок, по официальной версии, стал причиной отстранения от должности министра Олега Мусия, а также его заместителя, курирующего госзакупки.

 

— АМКУ в этом году интересовался не только госзакупками Министерства здравоохранения. Чем закончилось полномасштабное расследование в отношении участников фармацевтического рынка?

— Антимонопольный комитет Украины стал одним из наиболее влиятельных инструментов экономического давления государства на фармацевтические компании и аптечный бизнес, работающие в Украине. Наши изначальные предположения о том, что фармацевтический рынок исследуется именно на предмет практик ценообразования на медицинскую продукцию, полностью подтвердились. Об этом свидетельствуют дела, которые были открыты Комитетом в отношении фармкомпаний. Можно констатировать: Комитет пытается поставить под сомнение и наложить серьезные санкции на фармацевтический бизнес за обычные коммерческие практики ценообразования, много лет используемые как в Украине, так и в других странах и прямо не запрещенные законодательством. Таким образом, АМКУ пытается подтолкнуть участников рынка к диалогу с государством в отношении снижения цен на медицинские препараты. Также путем достижения соответствующих договоренностей с отдельными компаниями Комитет создает прецедент, на соблюдении которого в дальнейшем настаивает при общении и с другими представителями фармацевтического рынка.

Отдельно необходимо отметить, что АМКУ продолжает активно работать по применению статьи 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», а именно: привлекает компании к ответственности за введение в заблуждение потребителей в рекламе или информации о медицинской продукции. Однако благодаря недавно введенной политике Комитет по многим делам сначала выдает рекомендации об устранении выявленных нарушений, и только в случае неполного их соблюдения следуют штрафные санкции. Но стоит обратить внимание на следующее: зачастую указанные рекомендации носят такой характер, что их выполнение или в принципе невозможно, или сопряжено с финансовыми или имиджевыми потерями, которые имеют еще больший негативный эффект, чем стандартный штраф.

 

— А насколько фармбизнесу усложнили жизнь антикризисные меры, внедряемые государством в рамках экономии бюджета?

— Всеобщая экономия и хронический дефицит бюджета на здравоохранение обусловили новые подходы государства в отношении ценового регулирования оборота лекарственных средств. Так, были внедрены инициативы по референтному ценообразованию — теперь цены на регулируемую группу препаратов не должны превышать в среднем цены, установленные на такие препараты в выбранных странах. С точки зрения правил рыночной экономики, такой подход, конечно, не мог не потрясти бизнес и заставил его серьезно задуматься о необходимости инвестиций в этот рынок. Дело в том, что в большинстве стран аналогичное регулирование применимо в сочетании со специальными государственными программами гарантированных объемов закупок, например, посредством систем реимбурсации и страховой медицины. В Украине же отсутствуют такие системы, и государство никоим образом не гарантирует каких-то серьезных объемов закупок, при которых компаниям было бы экономически целесообразно поставлять продукцию в Украину по установленным ценам.

 

— И что делать фармбизнесу в такой непростой ситуации?

— В случае неудовлетворительных (незаконных) решений органов государственной власти или недобросовестных действий со стороны конкурентов мы рекомендуем нашим клиентам не опускать руки, а занимать проактивную позицию и не стесняться отстаивать свои интересы в претензионном порядке или путем административного или судебного обжалования.

Также мы призываем наших клиентов и известных нам экспертов к совместному участию в различных рабочих группах, ассоциациях и организациях, в том числе в отношении изменений законодательства, его реформирования, выработке решений. Считаю, что от того, сколько собственных усилий мы вложим в сотрудничество с регулятором, зависит качество и эффективность  регуляторной среды, в которой мы все живем.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Судебная практика

50 крупнейших судебных и арбитражных споров

Неформальный подход

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Банкротство

Выгодное пособие

Ограничение возможности

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Уголовный процесс

Уголовное наступление

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Судебная практика

Креативная зона

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Корпоративное право и M&A

Ставка на понижение

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Отрасли практики

50 крупнейших публичных сделок

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Судебная практика

Суд да дело

Войти в суть

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Защита бизнеса

Антикоррупционная схема

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Банковское и финансовое право

Валютный барьер

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Защита бизнеса

Сила противодействия

Защита по нотам

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Энергетика и природные ресурсы

Расчет показателен

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Инвестиции

Исходящие данные

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Корпоративное право и M&A

Инвестиционный фон

На Варшаву!

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Отрасли практики

Защитный рефлекс

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Юридический рынок

Объем забот

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2014 года

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Банкротство

Залоговое преимущество

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Отрасли экономики

Четверка по экономике

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Юридический рынок

Посторонним вход воспрещен

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Интеллектуальная собственность

Эффект защиты

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Экспертный совет

Эксперты Всеукраинской исследовательской программы «50 ведущих юридических фирм Украины 2014 года»

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

История рейтинга

Погодные условия

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Региональные рынки

Ведущие региональные юридические фирмы Украины

В место сбора

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Конкурентное право

Закупочная смена

Встречный риск

Комплект неполноценности

20 крупнейших публичных сделок в сфере антимонопольного права

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Интеллектуальная собственность

Равнение на ЕС

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Фармацевтика

Держать фарму

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Интеллектуальная собственность

По году движения

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Налоговая практика

По больному счету

Новое бремя

Завидное непостоянство

Налог на убыль?

20 крупнейших споров в сфере налогообложения

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Энергетика и природные ресурсы

Закон о сохранении энергии

Пиковая нагрузка

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Информационные технологии

Рывок услуг

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Юридический рынок

Связанные одной целью

На нисходящем потоке

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

От редакции

Алексей Насадюк

Рустам Колесник

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Методология

Квинтэссенция рынка

FALSE

50 ведущих юридических фирм Украины 2014 года

Победители рейтинга «50 ведущих юридических фирм Украины» в 1998—2014 годах

VOX POPULI

Государство и юристы

Условный уровень

Акцент

Показатели движения

Государство и юристы

Бизнес глас

Мыть или не мыть

Государство и юристы

Новости законотворчества

Депозиты трудовых мигрантов освободят от налогов

Изменен Порядок выполнения админвзысканий в виде общественных работ

Утверждено Положение о Госу­дарст­венной службе интеллектуальной собственности

Государство и юристы

Конец Совета

Документы и аналитика

Судораздел

Взаимная мощь

Специализация трудна

Хозяйственное судорасстройство

Неделя права

Обеспечить переход

Неделя права

Новости из-за рубежа

Провокация преступления недопустима

Неделя права

Советы адвокатов

Структурные изменения

Новости из зала суда

Судебная практика

ООО «Книголенд» использовало персонаж «Маша» без разрешения

ООО «ММСИС Инвестментс» проиграло спор с коллегией АМКУ

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites обеспечила представительство интересов Украины в Евросуде в связи с аннексией Крыма

АК «Правочин» консультирует Swissport Kazakhstan

С. Гришко назначен членом Комитета ICC по вопросам арбитража и альтернативного разрешения споров

МПЦ EUCON защитил интересы ООО «Восток» в налоговом споре

Отрасли практики

Офшорная кампания

Уголовное указание

Ипотеке час

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Судебная стратегия

Репортаж

Проверить почву

Самое важное

Намерения силы

Конкурентные формы

Военный сбор

Плюрализм сомнений

Судебная практика

Судебные решения

Если фермерское хозяйство уже приобрело статус юрлица, то предоставление ему земельного участка должно осуществляться по результатам проведения земельных торгов

Направление претензии с требованием выплатить страховое возмещение в порядке регресса — право, а не обязанность страховой компании

Судебная практика

Газовое регулирование

Наблюдательный ответ

Различие стандартов

О «зависших» платежах

Тема номера

Накладно не вышло

Платежное поучение

Фиктивный брак

Частная практика

Адвокатский опрос

Хождение по Мукачево

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: