ДЕПУТАТ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ: — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (239) » ДЕПУТАТ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ:

ДЕПУТАТ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ:

Депутаты хотят работать. Причем настолько, что одной только депутатской должности им, как оказалось, недостаточно. Инициативная группа из 47 депутатов парламента решила выяснить, насколько соответствуют Конституции Украины положения Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», ограничивающие возможность народных избранников быть членом Кабинета Министров, и насколько нарушение требований Закона о совмещении депутатского мандата с министерским портфелем грозит им досрочной утратой депутатских полномочий.

Народные депутаты, которые обратились в единственный орган конституционной юрисдикции, решили, что положения пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 6 статьи 4 Закона «О статусе народного депутата Украины» противоречат требованиям статьи 78 Конституции Украины. По мнению народных депутатов, статьей 78 Конституции «установлен исчерпывающий перечень случаев несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, а именно — лишь в случае, когда депутат обладает другим представительским мандатом или состоит на государственной службе».

Депутаты отметили, что 29 мая 2001 года Президент подписал известный Указ №345/2001, которым внес значительные коррективы в институт государственной службы и управления внутри исполнительной власти. Согласно этому Указу, министры были лишены министерской власти, а вся реальная власть по управлению министерствами была передана государственным секретарям и их заместителям. Кроме того, министры лишились своих первых заместителей и заместителей, должности которых были ликвидированы Указом. Однако главное, что подметили народные депутаты, обращаясь в Конституционный Суд, это то, что, согласно указу Президента №345/2001, «должности премьер-министра, первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министров, министров по характеру полномочий, порядку назначения на должности и освобождения от должностей принадлежат к политическим и не относятся к категориям должностей государственных служащих, определенных Законом Украины «О государственной службе». А раз должности членов правительства политические, а не государственные, то, по мнению народных избранников, они могут их занимать. Интересно, может ли, по мнению депутатов, Председатель Верховного Совета быть назначен на должность премьер-министра или нет? И если да, то где же тут принцип разделения властей?

НО СУДЬИ ДУМАЛИ ИНАЧЕ

Конституционный Суд, рассматривая это дело, исходил из несколько иных аргументов. Свое мнение относительно совмещения депутатского мандата с другими видами деятельности суд уже излагал ранее (в частности, в решении от 13 мая 1997 года №1-зп о мандате депутата местного совета).

Позиция КСУ такова, что статья 78 Конституции Украины, устанавливающая ограничения на совмещение депутатского мандата с иными видами деятельности, не дает их полного перечня, а выделяет только два — иметь иной представительский мандат или пребывать на государственной службе. Согласно этой же статье 78 Конституции, ограничения на совмещение депутатского мандата с иными видами деятельности устанавливаются законом.

Именно на основании такого конституционного разрешения в части 1 статьи 3 Закона «О статусе народного депутата Украины» установлен перечень видов деятельности, с которыми народный депутат не имеет права совмещать свой депутатский мандат (см. таблицу).

КСУ также принял во внимание и тот факт, что, согласно статье 120 Конституции Украины, члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и местных органов исполнительной власти не могут совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой в нерабочее время.

ДЕПУТАТАМ МЕСТО В ПАРЛАМЕНТЕ

Учитывая все вышесказанное, 10 июля судьи Конституционного Суда обнародовали решение по данному делу, которое оказалось не в пользу народных депутатов. Судьи указали, что Конституция Украины не предусматривает совмещение мандата народного депутата Украины со служебной деятельностью членов Кабинета Министров Украины независимо от того, отнесены ли их должности к категориям государственных служащих.

Заслушав судью-докладчика по делу Николая Козюбру и изучив материалы дела, Конституционный Суд признал положения Закона «О статусе народного депутата Украины», ограничивающие право народных депутатов совмещать депутатский мандат и кресло члена правительства (руководителя центрального органа исполнительной власти), конституционными. Суд также признал конституционным положение Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», согласно которому полномочия народного депутата прекращаются досрочно в случае нарушения требований, указанных в статье 3 этого Закона.

Что ж, Конституционный Суд охладил депутатский пыл к работе в правительстве. Народные избранники разъедутся в отпуска без перспективы параллельно работать в Кабмине, зато смогут проявить себя в парламенте при принятии законов. У нас, напомним, еще не приняты Гражданский, Хозяйственный и Налоговый кодексы, а процессуальные кодексы нуждаются в серьезном законодательном редактировании. Одним словом, работы непочатый край.

НАРОДНОМУ ДЕПУТАТУ ЗАПРЕЩЕНО:

– быть членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа исполнительной власти;

– иметь другой представительский мандат или одновременно состоять на государственной службе;

– занимать должность городского, сельского, поселкового председателя;

– заниматься любой, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от выполнения обязанностей народного депутата время;

– привлекаться в качестве эксперта органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской деятельностью;

– входить в состав руководства, правления или совета предприятия, учреждения, организации, имеющей целью получение прибыли.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

СВИДЕТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ:

НАЛОГОВАЯ ОТЧИТЫВАЕТСЯ

В ГЕНПРОКУРАТУРЕ — НОВАЯ КОМАНДА

В РОССИИ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ОТНЫНЕ РЕГИСТРИРУЕТ НАЛОГОВОЕ ВЕДОМСТВО

ДЕПУТАТ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ:

Деловая практика

МОРАЛЬ СЕГОДНЯ ТАКОВА…

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ ЗАГАДОЧНОЙ РЕКИ «НЕДВИЖИМОСТЬ»

Законодательная практика

ЛЬГОТНЫЙ ВОПРОС

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ ОТКРЫТ

Зарубежная практика

В РОССИИ НОВЫЙ ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР

ЛУЖКОВ ПОЛУЧИЛ СРОК

Новости из-за рубежа

КОРРУПЦИЯ В АМЕРИКАНСКИХ КОРПОРАЦИЯХ

КАК ОБМАНУТЬ ТРИБУНАЛ...

ПРОБЛЕМА КИПРА: ПЕРЕГОВОРЫ ЗАТЯНУЛИСЬ

«ВЗРЫВНАЯ НЕЦЕНЗУРЩИНА»

О СТАТУСЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

Новости профессии

ПРИНЯТ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ

ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ РЕСПУБЛИКИ ПАНАМА

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ?

УКРАИНА-НАТО — 5 ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА

ИЗБРАН СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

Первая полоса

КСУ СОЗДАЛ ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Прецеденты

ПРАВО НА БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ГОЛОД АКЦИОНЕРОВ

Тема номера

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ТРЕТЕЙСКИМ СУДАМ?

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ: НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД?

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ АЛГОРИТМ

Юридический форум

ЧЕМУ КЛИЕНТЫ УЧАТ СВОИХ ЮРИСТОВ?

ПОЛЕ БИТВЫ — ЗАЛ СУДА

КУБОК ЮРИСТА

Інші новини

PRAVO.UA