Депозитный счет как инвестиция — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (355) » Депозитный счет как инвестиция

Депозитный счет как инвестиция

Тема иностранных инвестиций уже перестала удивлять кого бы то ни было, набив изрядную оскомину как теоретикам, так и юристам-практикам, живо интересующимся данной проблематикой. Однако правоприменительная практика в этой сфере с разной периодичностью продолжает преподносить неожиданные и порой непростые для разрешения сюрпризы.

Одним из них в моей практике стал вопрос о возможности регистрации депозитного вклада нерезидента Украины в качестве иностранной инвестиции на Украине. Английская компания, решившая разместить свой вклад в одном из украинских банков, столкнулась с принципиальной позицией государственных органов Украины, не желавших признавать такой депозит иностранной инвестицией и, как следствие, отказавших в проведении государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» (Закон об иностранном инвестировании).

Позиция государства в данном случае понятна, поскольку признание подобного вклада инвестицией позволяет субъекту, осуществляющему такое вложение, пользоваться льготами и гарантиями, предоставляемыми украинским законодательством иностранным инвесторам, что однозначно невыгодно государству. Подобное отношение государства в лице его уполномоченных органов не только не раз отпугивало потенциальных инвесторов, но и оказало ему медвежью услугу, закрепив за Украиной на мировом рынке статус страны с недостаточно благоприятным инвестиционным климатом.

Так и в описываемой ситуации арбитром в разрешении конфликта пришлось выступить суду, поставившему точку в этом вопросе и давшему трактовку норм законодательства Украины по затронутой проблеме. Рассмотрев дело, судебные органы первой, апелляционной инстанций и Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) подтвердили правильность, законность и обоснованность позиции инвестора и пришли к выводу, что в данном конкретном случае депозитный вклад нерезидента в украинский банк должен быть признан иностранной инвестицией и зарегистрирован уполномоченными государственными органами в соответствии с требованиями украинского законодательства.

Однако решение вопроса в частной ситуации не означает применения подобной модели ко всем подобным случаям. Поэтому возникает вопрос: всегда ли депозит нерезидента может быть признан инвестицией на Украине?

Статьей 13 Закона об иностранном инвестировании предусмотрена государственная регистрация иностранных инвестиций с целью получения инвестором соответствующих льгот и гарантий согласно Закону. При этом отказ в проведении подобной регистрации возможен лишь при условии нарушения установленного порядка регистрации, но не по причине нецелесообразности инвестиции или по иным основаниям. Таким образом, для того чтобы зарегистрировать такой вклад, разумеется, он должен быть признан иностранной инвестицией как таковой. Согласно статье 1 Закона об иностранном инвестировании, иностранными инвестициями признаются ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Другой Закон Украины — «О внешнеэкономической деятельности» (Закон о ВЭД) — определяет иностранные инвестиции как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными субъектами хозяйственной деятельности на Украине, в результате чего образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Таким образом, для того чтобы материальная либо нематериальная ценность могла быть признана иностранной инвестицией, она должна обладать как минимум тремя следующими признаками:

1) принадлежать нерезиденту Украины;

2) вкладываться инвестором в хозяйственную деятельность (в объекты инвестиционной деятельности) на Украине;

3) целью такого вложения должно быть получение прибыли (дохода) или достижение социального эффекта.

Статья 1 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» (Закон об инвестиционной деятельности) к указанным выше ценностям относит и целевые банковские вклады, а статья 4 в качестве объектов инвестиционной деятельности определяет любое имущество, в том числе целевые денежные вклады. Согласно статье 7 этого же Закона, размещение инвестиций в любые объекты, кроме тех, инвестирование в которые запрещено законом, признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом. При этом инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций, а статья 2 Закона об иностранном инвестировании позволяет ему осуществлять их как в иностранной валюте, так и в валюте Украины. Таким образом, законодательство Украины допускает размещение денежных средств на депозитных счетах украинских банков, что подтверждается и нормами Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением правления Национального банка Украины № 492 от 12 ноября 2003 года, регулирующей порядок открытия текущих и депозитных счетов для нерезидентов-инвесторов в национальной и иностранной валюте.

Из вышеизложенного следует, что осуществление нерезидентом деятельности по размещению денежных средств как в иностранной валюте, так и в валюте Украины, в качестве депозитных вкладов в украинских банках не только не запрещено или противоречит украинскому законодательству, но и разрешено и урегулировано последним.

Следовательно, краеугольным камнем при решении данного вопроса является выяснение того факта, направлено ли подобное вложение на получение прибыли (дохода) или на достижение социального эффекта.

К сожалению, как это часто случается, оперируя каким-либо термином, украинский законодатель не утруждает себя необходимостью дачи определения или хотя бы перечня признаков, позволяющих характеризовать этот термин. Такая же судьба постигла и понятие «социальный эффект». Законодательство Украины в области иностранных инвестиций, используя его, в то же время не содержит прямой трактовки понятия «социальный эффект». Анализируя нормы законодательных актов, можно прийти к выводу, что под данным термином, возможно, следует понимать отдельные инвестиционные проекты, реализуемые в соответствии с государственными программами развития приоритетных сфер экономики, социальной сферы и территорий. В любом случае определять, направлено ли инвестирование в каждой конкретной ситуации на достижение социального эффекта, будет уполномоченный государственный орган или, в случае возникновения разногласий, — суд. Поэтому все же основополагающим моментом для признания материального или нематериального вклада инвестицией, по моему мнению, будет являться факт создания прибыли (дохода) от такого вложения.

Анализ международных актов в сфере инвестирования, в частности двусторонних соглашений, подписанных Украиной с рядом государств (например, Соглашение между Правительством Украины и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о содействии и взаимной защите инвестиций от 10 февраля 1993 года, Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года и пр.), не выявляет каких-либо норм, характеризующих инвестиции как вид вложения, обязательно создающий доход (прибыль) для страны, в которую осуществляются инвестиции, или для ее резидентов. А учитывая положения Закона Украины «О международных договорах Украины» и статьи 22 Закона об инвестиционной деятельности, которые определяют приоритетность норм международных соглашений перед нормами действующего законодательства Украины в случае возникновения противоречий между ними, можно взять на себя смелость заявлять, что применительно к правоотношениям инвестирования с участием нерезидентов тех стран, с которыми Украина подписала подобные соглашения, понятие «инвестиция» может трактоваться как вложение, не обязательно создающее прибыль (доход) для страны, в которую осуществляются инвестиции, или для ее резидентов.

Другой вопрос возникает при анализе норм национального законодательства Украины, которое, если формально подходить к толкованию вышеуказанных норм Законов Украины «Об инвестиционной деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», «О внешнеэкономической деятельности» и пр., не конкретизирует, кем именно должна быть получена прибыль (доход): инвестором или же государством Украина либо его резидентами (в данной ситуации — банками).

В первом случае всякие вопросы снимаются на основании того, что депозитный вклад изначально направлен на получение прибыли в виде дивидендов и потому любой депозитный вклад приносит прибыль (доход) нерезиденту. Исходя из этого, любой вклад, приносящий инвестору прибыль (доход), являлся бы инвестицией. Однако, как свидетельствует практика, государственные органы трактуют нормы законодательства Украины таким образом, что инвестиция должна быть прибыльной в первую очередь для Украины и ее резидентов. Именно такой позиции придерживались представители государственных органов по вышеупомянутому судебному делу. В этом случае единственным камнем преткновения для разрешения проблемы является получение ответа на вопрос, являются ли привлечения денежных средств украинскими банками на условиях депозита прибыльными для деятельности банковских учреждений.

Законодательство Украины в сфере банковской деятельности наделяет банки полномочиями от своего имени, на собственных условиях и на свой риск размещать привлеченные от третьих юридических или физических лиц денежные средства (статья 47 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»). Таким образом, хотя размещение таких средств зачастую направлено на получение банком прибыли (дохода) от вложения, нельзя однозначно утверждать, что использование депозитных средств во всех случаях будет приводить к возникновению прибыли (дохода) у банковского учреждения, поскольку отсутствие у банков обязательств по реинвестированию привлеченных средств означает возможность банков и не осуществлять размещение этих средств либо размещать их на условиях неприбыльности.

В данном случае стоит отметить различие понятий «доход» и «прибыль». Банковское законодательство Украины под доходами банка понимает увеличение экономической выгоды на протяжении отчетного периода по совокупности хозяйственных операций в форме привлечения или увеличения активов или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала и не являются взносами акционеров. Под прибылью же понимается превышение доходов над затратами, понесенными субъектом в результате своей деятельности (Инструкция о составлении промежуточной (квартальной) финансовой отчетности банков Украины, утвержденная постановлением НБУ № 431 от 12 ноября 2002 года). То есть доход, в свою очередь, может быть прибыльным, а может — и нет, в то время как прибыль является производной от полученного субъектом хозяйствования дохода. Данный вопрос может носить принципиальный характер, поскольку Закон об иностранном инвестировании, в отличие от Законов об инвестиционной деятельности и о ВЭД , основной целью осуществления иностранной инвестиции определяет получение прибыли и ничего не упоминает о доходе. А поскольку, следуя основным принципам теории права, данная коллизия должна решаться в пользу нормативно-правового акта с более поздним сроком принятия, коим является Закон об иностранном инвестировании, основополагающим моментом следует считать не доходность, а прибыльность банка от использования депозитного вклада.

Таким образом, можно сделать вывод, что депозитный вклад нерезидента Украины (физического или юридического лица) может быть признан иностранной инвестицией согласно требованиям украинского законодательства лишь при условии подтверждения банковского учреждения, принимающего данный вклад, о том, что банк получает прибыль от использования вложенных средств. В таком случае иностранная инвестиция будет подлежать обязательной государственной регистрации в предусмотренном действующим законодательством Украины порядке.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Действовать только по инструкции

Деловая практика

Депозитный счет как инвестиция

Законодательная практика

Закон об НДС: попытка №...

Комментарии и аналитика

Некоторые аспекты организационно-правовых форм юридических лиц

Неделя права

Единому реестру быть..?

Гендерное равенство во власть!

Страхуем гражданскую ответственность

О выгодах сотрудничества с АМКУ

Омбудсмен за военные суды

Закон об акционерных обществах примут в 2005 году?

Расследование

Регистрация новая, проблемы старые

Спорная оценка ГСА деятельности судов

Реестр событий

Судейский «совет» прокуратуре

Профессиональный юбилей души деловодства

Виктор Янукович о проблемах судебной власти

Репортаж

Что в празднике твоем, юрист?

Совет коллеги

Импорт товаров: вопросы налогообложения

Если объект обременен обязательствами со стороны государства

Судебная практика

Случаи «СКОТского» страхования

Страхование для дополнительной пенсии

Судебные решения

Арендованное имущество страхуется в пользу принимающего на себя риск гибели объекта

Вывод суда о состоянии судна должен основываться на исследовании всех доказательств

Обязательства должны исполняться надлежащим образом

Страховое возмещение не может превышать размера прямого убытка, понесенного страхователем

Тема номера

Некоторые аспекты титульного страхования

Старый налог — новые проблемы

Частная практика

Ордерное доверие к адвокату

Юридический форум

Проблемы арбитражного управляющего

Інші новини

PRAVO.UA