Несмотря на пессимистичные прогнозы, страна живет по Государственному бюджету Украины на 2014 год. Политика не повлияла на бюджетный процесс: на внеочередной сессии Верховного Совета Украины фракции договорились об отмене законов, принятых 16 января с.г. с нарушением процедуры, однако главный финансовый документ затронут не был. Обратим внимание на основные показатели бюджета, касающиеся судебной и правоохранительной систем.
Проследим, как доходная часть Госбюджета-2014 изменилась по сравнению с 2013 годом. В контексте доходов Государственного бюджета на 2014 год важно проанализировать направление «Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности»: ожидается получить 4,623 млрд грн против 4, 600 млрд грн в 2013 году. В частности, в госбюджете возникает новая статья доходов: «Регистрационный сбор за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (20 млн грн). Планируется существенно (почти на 300 млн грн) увеличить поступление средств за счет платы за предоставление административных услуг — сумма составит 1,459 млрд грн. Хотя при этом поступление сборов за подготовку к государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся прав автора на произведение, и платы за получение контрольных марок снизится почти в два раза — до 3 млн грн.
Поступления от судебного сбора в специальный фонд госбюджета снизятся до 975,1 млн грн против 991,3 млн грн в прошлом году. Сумма средств, полученных за совершение консульских действий, как ожидается, будет на 8 млн грн меньше по сравнению с суммой, определенной в прошлом году, — 260,4 млн грн. А вот поступления от исполнительного сбора, наоборот, повысятся на 10 млн грн и составят 170 млн грн. Доходы от реализации имущества, конфискованного по решению суда, тоже снижаются со 113,3 млн грн до 102,8 млн грн.
При этом ожидаемые поступления от уплаты государственной пошлины возрастают более чем в два раза — с 248 млн грн до 568 млн грн.
Фактически не изменится объем поступлений от денежных взысканий за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной деятельности, и составит 10 млн грн.
Парадоксальная ситуация: доходы от судебного сбора снизятся на 9 %, тогда как зависимость судов от этих средств возрастет! Около 7 % фонда оплаты труда (в сумме 183 млн грн) будет финансироваться за счет специального фонда Госбюджета-2014.
В целом финансирование Государственной судебной администрации Украины возрастет до 4,571 млрд грн по сравнению с 4,419 млрд грн в 2013 году. На осуществление правосудия местными судами будет выделено свыше 2,5 млрд грн (в 2013 году — 2,33 млрд грн). В период доработки было решено увеличить расходы потребления по коду 0501170 «Осуществление правосудия местными административными судами» на 1,5 млн грн (из них оплата труда — на 1 млн грн) для Окружного административного суда г. Киева. С учетом этого столичный суд является самым финансируемым среди местных админсудов — его бюджет составляет 29,7 млн грн.
За время доработки закона о госбюджете были увеличены расходы потребления Высшей квалификационной комиссии судей Украины на 3 млн грн. Таким образом, общий бюджет этого органа составит 38,9 млн грн. Напомним, что в прошлом году бюджет ВККС составил 47 млн грн. Также за время доработки на 7 млн грн увеличился бюджет Высшего совета юстиции — до 24 млн грн.
Среди других изменений по сравнению с проектом от 18 декабрям 2013 года — увеличение расходов на осуществление правосудия Верховным Судом Украины на 10 млн грн. В том числе расходы потребления возрастут на 3,33 млн грн, а расходы развития — на 6,7 млн грн. Таким образом, расходы на ВСУ составят 115 млн грн.
При этом важно то, что расходы развития для местных и апелляционных судов не предусмотрены. В прошлом году на них было выделено 148,3 млн грн из специального фонда госбюджета. Наибольшая соответствующая сумма будет выделена из спецфонда Высшему хозяйственному суду Украины (22,8 млн грн на строительство нового помещения). В целом ВХСУ остается наиболее финансируемым судом среди высших — для него предусмотрены расходы в размере 144,2 млн грн.
С момента внесения проекта бюджета и до принятия его парламентом возросли расходы на Министерство юстиции Украины с 5,622 млрд грн до 5,904 млрд грн. В частности, колоссально увеличился бюджет Координационного центра по предоставлению правовой помощи — до 117 млн грн (против 51 млн грн в 2013 году). Изначально планировалось выделить на эти цели всего лишь 30,7 млн грн. Сумма средств, запланированная для оплаты услуг адвокатов, возросла с 14 млн грн до 75 млн грн. Однако все же парламент перенес на год расширение «ассортимента» правовых услуг. Напомним, на правовую помощь по гражданским и административным делам можно было бы рассчитывать только, если бы в бюджете нашлось 950 млн грн.
Несмотря на увеличение общей суммы финансирования Минюста, платежи во исполнение решений зарубежных юрисдикционных органов, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины, уменьшились с 88 млн грн до 60 млн гривен по сравнению с прошлым годом. На обеспечение защиты интересов Украины в международных юрисдикционных органах будет выделено тоже меньше средств — 30 млн грн вместо 60 млн грн.
Существенно увеличилось и финансирование Министерства внутренних дел — до 19,064 млрд грн. Напомним, что проект от 18 декабря 2013 года предусматривал расходы в сумме 18,384 млрд грн. В частности, возросло финансирование Государственной миграционной службы (1,187 млрд грн).
Финансирование Государственной казначейской службы почти не изменилось по сравнению с 2013 годом и составит 970 млн грн. При этом расходы, имеющие прямое отношение к судебной власти, сократились. Вдвое уменьшены средства, предусмотренные на возмещение убытков, причиненных гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда. Эта сумма составит 18,7 грн против 37,5 млн грн в 2013 году. Также вдвое сокращена сумма средств обеспечения исполнения решений суда, которые гарантированы государством (до 76 млн грн). При этом возрастет финансирование Высшего совета юстиции — 24,4 млн грн против 17 млн грн в 2013 году.
Напомним, что существенное увеличение расходов прослеживается у МВД — с 16 млрд грн до 18,3 млрд грн. Как и в прошлом году, свыше 10 млрд из этой суммы пойдут на обеспечение защиты прав и свобод граждан, общества и государства от противоправных посягательств. Обещается, что новые средства пойдут на увеличение заработной платы сотрудников МВД. Вместе с тем значительная сумма выделяется на подготовку кадров для органов внутренних дел высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации: 690 млн грн в 2014 году против 658 млн грн в 2013 году.
Для юристов, пожалуй, может быть интересно и то, что государство намерено сэкономить на расходах, которые напрямую влияют на соблюдение авторских прав. Так, Государственная служба интеллектуальной собственности Украины не получит средств по программе «Мероприятия по легализации компьютерных программ, используемых в органах исполнительной власти». В прошлом году на эти потребности было выделено 100 млн грн (финансирование Госслужбы составит всего лишь 8,5 млн грн). Таким образом, трудно предположить, что Украина избавиться от клейма «пиратской» страны. Если правительство не примет скандально известный «антипиратский закон», то будет вынуждено смириться с пребыванием в «списке 301» как нарушитель авторских прав и претендент на исключение из Общей системы привилегий правительства США.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…