День сомнений — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

День сомнений

Перспективы работоспособности 
Высшего антикоррупционного суда Украины сегодня вызывают сомнения

Борьба с коррупцией в Украине — тема настолько обыденная, что ее наряду с обсуждением погоды вполне можно отнести к списку подходящих для small talk. Вряд ли могут вызвать различие мнений тезисы о необходимости срочной победы над коррупцией, строгого наказания коррупционеров и т.д. Впрочем, предлагаемые государством методы борьбы с коррупционными явлениями нравятся не всем. Много раз говорилось о том, что со времен событий 2014 года обвинительного приговора не получил ни один чиновник высокого уровня. Чтобы изменить ситуацию, было решено создать специальный суд, который бы занимался делами высокопоставленных коррупционеров.

Законопроект о Высшем антикоррупционном суде (ВАС), зарегистрированный в парламенте в конце зимы 2017 года, дал толчок множественным дискуссиям. Между первым и вторым чтением положения резонансного проекта подкорректировали с учетом замечаний «антикоррупционных» активистов, ииюня 2018 года был принят Закон Украины «О Высшем антикоррупционном суде» (Закон). Чуть позже, 21 июня, депутаты также приняли «технический» акт — Закон Украины «О создании Высшего антикоррупционного суда». Сейчас продолжается процесс отбора судей в Высший антикоррупционный суд, который, как ожидается, сможет полноценно заработать уже во второй половине 2019 года.

Несмотря на неоспоримый факт необходимости борьбы с коррупцией в стране, перспективы функционирования Высшего антикоррупционного суда вызывают ряд сомнений и опасений. Рассмотрим эти вопросы детально, обобщив и проанализировав все замечания, которые высказывались экспертами.

Тень независимости

Главной идеей создания ВАС изначально было то, что такая инстанция не должна зависеть от украинской власти — иначе как она сможет судить ее же представителей? Предполагалось, что ключевую роль при выборе судей ВАС будут играть международные эксперты. Также в законодательство попытались включить как можно больше предохранителей, чтобы обеспечить независимость и беспристрастность вершителей судеб «элитных» коррупционеров. Это и высокая заработная плата, и особый статус, и усиленные меры безопасности. Судей регулярно будут проверять на полиграфе, проводить мониторинг их образа жизни. Судья ВАС, а также его семья смогут пользоваться услугами круглосуточной охраны, обещают даже провести «тревожные кнопки» как в дом, так и в рабочий кабинет.

Тем не менее многие эксперты не дают гарантий стопроцентной беспристрастности судей ВАС, ведь служитель Фемиды не робот, а человек со своими эмоциями и слабостями. Хотя, конечно же, статус судьи в идеале предполагает наличие сильной стабильной психики и нерушимых этических убеждений.

Занимательный опыт

Идея создания специализированного антикоррупционного суда не нова, и подобные органы в других странах мира (например, в Уганде, Ботсване, Хорватии) создавались и раньше. Самый первый в мире антикоррупционный суд Сандиганбаян (Sandiganbayan) был создан в Республике Филиппины почти 40 лет назад, полноценно он заработал в 1999 году, но видимых результатов не показал — в стране до сих пор процветает коррупция. Считается, что причиной такой ситуации является политизированность данного органа и отсутствие его реальной независимости, а также действия правительства, направленные на сужение его компетенции и усложнение процесса рассмотрения дел. В результате Республика Филиппины занимает 110-ю позицию из 180 согласно Индексу восприятия коррупции за 2017 год, подготовленному Transparency International (Индекс).

Похожая ситуация и с Высшим антикоррупционным судом в Уганде (ACD). Органами власти были задекларированы цели борьбы с коррупцией, как и в Украине, однако ACD, хоть и начал действовать, не получил реальной независимости от государственной власти и внутренней политики, вследствие чего к его деятельности постоянно возникают вопросы: государство занимает 152-ю позицию согласно Индексу.

Можно подумать, что для примера взяты страны, которые по уровню развития приближаются к «третьему миру», или что рассматривается только негативный опыт, но это не так. Существует и позитивный опыт создания антикоррупционных судов. Например, в Ботсване, которая занимает одно из первых мест среди африканских стран по борьбе с коррупцией. Причина такого успеха — в создании целостной системы борьбы с этим деструктивным явлением, государственной поддержке деятельности антикоррупционных органов и реальной политической воле руководства государства бороться с коррупцией. В результате Ботсвана занимает 34-ю позицию в Индексе.

Если рассматривать более близкие к Украине европейские страны, то надо упомянуть Хорватию, которая, как и Украина, пережила скрытую военную агрессию более крупного соседа. Так, в Хорватии существует целая система антикоррупционных судов, в частности, в их числе специализированные суды по рассмотрению дел о коррупции и организованной преступности в Загребе, Риеке, Сплите и Осиеке. Если судить по высоким европейским стандартам, то в Хорватии существует ряд проблем в сфере борьбы с коррупцией, однако 57-е место в Индексе свидетельствует об эффективности противодействия этому пагубному явлению.

Конечно, Индекс — это не вполне официальная статистика, и можно сомневаться в его объективности, к тому же в каждой стране есть свои особенности. Вместе с тем качество жизни простых граждан в Украине (которая занимает 134-ю позицию в Индексе) и той же Хорватии говорит само за себя.

К слову, украинские эксперты и сторонники создания ВАС пытались проанализировать ошибки других стран, чтобы не повторять их. Например, весьма распространенной ситуацией является коррумпированность обвинителя, то есть прокуроры, следователи, получив взятку от коррупционеров, делают все, чтобы направить в суд «сырое» дело без достаточной доказательственной базы, дабы исключить возможность вынесения обвинительного приговора.

Также стоит отметить, что ни в одной из развитых стран мира нет антикоррупционных судов — антикоррупционной там является сама система права и законодательства, а также общественное и политическое сознание, которое не приемлет коррупцию. Опыт любой из этих стран заслуживает отдельного глубокого изучения.

После ВАС хоть потоп

Часто можно услышать мнение, что создание ВАС — решение на определенный исторический период. Вполне возможно, после нескольких лет работы этот суд придется ликвидировать. И вовсе не потому, что коррупция будет преодолена.

Теоретически ВАС должен заработать в 2019 году. Можем представить, какое повышенное внимание будет приковано к работе этого суда и личностям антикоррупционных судей. Также нужно учесть политический момент — в этом году Украину ожидают президентские и парламентские выборы, и их итог может круто изменить ситуацию в государстве в целом и в работе ВАС в частности.

ТАТИК Юлия президент АО «Всеукраинская ассоциация адвокатов», гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA