Ни для кого не секрет, что «арсенал» средств защиты и поддержки национального производителя в рамках норм ВТО ограничен. Для защиты внутреннего рынка легитимно может использоваться «триада» мер торговой защиты, а именно: антидемпинговые, компенсационные меры (от недобросовестного импорта) и специальные (согласно терминологии ВТО — защитные) меры (от значительного роста импорта). При этом применение таких мер допускается исключительно по результатам проведения соответствующих расследований.
Об эффективности упомянутых мер прямо свидетельствует статистика их использования странами ВТО (см. таблицу).
Что касается Украины, меры торговой защиты применяются сегодня достаточно активно. Так, с начала 1999 года по сентябрь 2011 года было инициировано 29 антидемпинговых и 35 специальных расследований. По состоянию на октябрь 2011 года проводится 3 антидемпинговых и 2 специальных расследований, а также применяется 13 антидемпинговых и 2 специальные меры. До настоящего времени на Украине еще не применялись компенсационные меры.
Относительно же украинских товаров на внешних рынках в настоящее время проводится 2 антидемпинговых и 4 специальных расследования и применяется 27 антидемпинговых и 5 специальных мер. Как на Украине, так и на внешних рынках украинские компании могут принимать участие в торговых расследованиях в самых разных «ролях». Так, на Украине компании могут выступать инициаторами расследований (национальные производители), «ответчиками» (импортеры/дистрибуторы), другими заинтересованными сторонами (потребители). Во «внешних» расследованиях украинские компании выступают как «ответчики».
Независимо от «роли» компаний, следует помнить, что торговые расследования являются специфическими и сложными административными процедурами, требующими привлечения внешних юридических советников, обладающих опытом представления интересов компаний в подобных процедурах в той юрисдикции, где инициировано расследование. В чем же роль внешних юридических советников в торговых расследованиях?
Как известно, в ходе торговых расследований поднимаются не только юридические, но и экономические, финансовые, технические вопросы. Поэтому на начальном этапе ключевым для защиты интересов компаний независимо от вида расследования является формирование команды, состоящей из экономистов, аудиторов, внутренних юристов и других сотрудников компании, которые будут готовить коммерческую и техническую информацию, а также внешних советников, ответственных за координацию работы такой команды.
Стратегия участия в первую очередь зависит от роли компании в расследовании.
Если компания инициирует расследование, необходимо уделить особое внимание выбору правильной меры защиты. Так, в последнее время наметилась тенденция, когда вместо антидемпинговых и антисубсидиционных расследований на Украине инициируются специальные расследования. Конечно, понять украинских производителей можно, ведь в специальных расследованиях предмет доказывания значительно проще, чем в антидемпинговых и антисубсидиционных, при этом специальные меры применяются к товару независимо от страны происхождения и экспорта, а не к конкретным странам или даже компаниям, как в случае с антидемпинговыми и антисубсидиционными мерами.
Однако, как показывает наш опыт участия в недавних специальных расследованиях (инициированных по импорту ферросплавов, минеральных удобрений, холодильной и морозильной техники), намерение нацпроизводителей упростить себе задачу, к сожалению, заканчивается недоказанностью оснований инициирования расследования и его завершением без применения каких-либо мер.
При участии компании в расследовании в качестве ответчика или другой заинтересованной стороны самым «безопасным» вариантом является полное и активное участие, предполагающее максимальное раскрытие информации, подготовку комментариев по всем вопросам и т.д. Но такое максимальное участие не всегда в интересах компании, поскольку, как правило, по отдельным вопросам позиция компании может не иметь надлежащего экономического или юридического обоснования. Именно поэтому для каждого расследования должна разрабатываться индивидуальная стратегия участия с идентификацией возможных преимуществ и рисков.
Как показывает наш опыт, стратегии участия могут быть самыми разными — в зависимости от исходных данных и интересов компании. Так, например, можно сосредоточиться исключительно на вопросах отсутствия подобности товара иностранного происхождения и нацпроизводителя (основной «аргумент» в специальном расследовании по газоразрядным лампочкам) или отсутствия факта роста импорта (упомянутые расследования по ферросплавам, холодильной и морозильной технике) или доказывать отсутствие демпинга или нелегитимной субсидии. Естественно, что в силу своих знаний и опыта роль внешнего советника при определении стратегии является ключевой.
Торговые расследования являются длительными процедурами (в среднем 9 — 12 месяцев). При этом каждая стадия расследования предусматривает свои специфические сроки, установленные в специальном законодательстве либо устанавливаемые компетентными органами. Кроме этого, есть сроки, пропуск которых ведет к отказу принимать во внимание документы и информацию, поданные с их нарушением; и сроки, которые при наличии надлежащего юридического обоснования могут быть продлены или даже возобновлены. Именно юридический советник, неоднократно принимающий участие в подобных процедурах, должен знать специфику этих сроков, порядок их установления, а также контролировать их соблюдение всеми членами команды.
В ходе расследований подается значительное количество самых разных документов, например, заявлений (об ознакомлении с материалами дела и др.); комментариев (касательно заявления об инициировании расследования; применения выборочных методов и др.); ответы на вопросники и дополнительные вопросники; информация, подаваемая по результатам слушаний или консультаций.
Каждый документ играет свою роль в рамках расследования. Так, есть документы, ключевые для защиты интересов клиента, неподача которых может рассматриваться как уклонение от сотрудничества с компетентным органом, проводящим расследование. Например, результат антидемпингового или антисубсидиционного расследования может быть менее благоприятным для компании в случае отказа подать определенные документы (например, ответ на вопросник в антидемпинговых и антисубсидиционных расследованиях). Опять-таки заданием внешнего советника является оценка роли каждого документа, в рамках какой стадии его необходимо и/или лучше подавать, определение его содержания и т.д. Кроме того, именно внешний юридический советник отвечает за «наполнение» и финальную версию каждого документа.
В рамках торговых расследований раскрывается большой объем конфиденциальной информации о компании (информация о технологиях производства, продажах, торговых партнерах, инвестициях), причем не только компетентным органам, но и другим заинтересованным сторонам расследования. Так, на Украине информация, предоставляемая Министерству экономики Украины, должна направляться всем заинтересованным сторонам, иначе она просто не будет приниматься во внимание. При этом законодательно предусмотрена возможность направления всем заинтересованным сторонам неконфиденциального резюме подаваемой конфиденциальной информации при условии надлежащего обоснования режима конфиденциальности, что является еще одним важным заданием для внешнего советника.
На Украине недооцениваются услуги юридического советника, специализирующегося в торговых расследованиях, связанные с консультированием по вопросам структурирования экспортных потоков таким образом, чтобы избежать инициирования торговых расследований (в первую очередь, антидемпинговых) на экспортных рынках. Кроме того, внешние советники могут мониторить торговые расследования, инициируемые как на Украине, так и на внешних рынках, что позволит компаниям вовремя реагировать и принимать участие в процедурах, влияющих на интересы компании.
Также юридический советник сможет проанализировать возможность инициирования пересмотра действующих мер, чтобы их устранить вообще или, как минимум, уменьшить их негативное влияние.
К сожалению, как показывает наш опыт, в силу различных причин роль внешних юридических советников в торговых расследованиях все еще недооценивается, и это особенно характерно для расследований на Украине.
Такое пренебрежение «профессиональной помощью», как правило, негативно сказывается на интересах всех участников торговых расследований на Украине: для национальных производителей — это необоснованное инициирование расследования и его прекращение без применения мер, а для ответчиков и других заинтересованных сторон — применение слишком высоких пошлин. В расследованиях на внешних рынках это может привести к применению мер по отношению к товару украинских компаний и, в результате, к уменьшению их доли на рынке или ее потере.
Поэтому не стоит игнорировать профессиональные услуги внешних юридических советников, тем более что их стоимость, как правило, гораздо меньше убытков, которые могут быть причинены в случае применения/неприменения мер. Как говорят, дело мастера боится…
МЫКОЛЬСКАЯ Наталия — старший юрист ЮФ «Саенко Харенко», г. Киев,
МАХИНОВА Анжела — юрист ЮФ «Саенко Харенко», г. Киев
Вид | Количество расследований | Количество принятых мер |
---|---|---|
Антидемпинговые | 3853 | 2495 |
Компенсационные | 254 | 158 |
Защитные | 216 | 101 |
Примечание. По данным официального сайта ВТО.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…