Демонстративное проведение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (967) » Демонстративное проведение

Демонстративное проведение

Рубрика Тема номера

Свобода мирных собраний представляет собой одно из основополагающих политических прав, без эффективной реализации которого невозможно полноценное развитие демократии и институтов гражданского общества. Право собираться мирно и без оружия для выражения своего мнения, а также для обсуждения вопросов, важных для общества, является фундаментальным правом, гарантируемым Конституцией Украины, Международным пактом о гражданских и политических правах, Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод.

Мирные собрания могут проводиться в различных целях. Среди них — выражение взглядов, защита общих интересов, выражение протеста и т.д. Право на мирные собрания является одним из основ демократии. Стоит отметить, что данное право дополняют и другие права и свободы, которые имеют основополагающее значение для развития личности, достоинства и самореализации. Основные критерии данных мероприятий — мирный характер их проведения и добровольное участие в публичных собраниях.

Сложности применения

Статья 39 Конституции Украины четко закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, о которых своевременно должны быть оповещены органы исполнительной власти либо местного самоуправления.

Свобода мирных собраний является основополагающим правом человека, но не принадлежит к абсолютным правам. Оно подлежит ограничениям, однако в строго определенных случаях. Ограничения данного права могут устанавливаться только судом для предупреждения и дальнейшего предотвращения беспорядков и нарушений со стороны митингующих.

Международные стандарты, безусловно, предполагают четкие общие рамки, однако существует слишком мало руководящих принципов, позволяющих законодательным и исполнительным органам понять, каким образом право на свободу мирных собраний можно практически регламентировать на местном и национальном уровне. Положение, закрепленное в Конституции Украины, по сути является единственным регулятором данного вопроса. Это несколько затрудняет реализацию права на мирные собрания и приводит к необоснованному вмешательству со стороны органов власти в проведение собраний граждан и усложняет рассмотрение украинскими судами дел об ограничении права на мирные собрания. На этом акцентировал свое внимание Европейский суд по правам человека (Евросуд) в решении от 11 апреля 2013 года по делу «Веренцов против Украины». Но в самой Конституции Украины невозможно предусмотреть детали и порядок действий реализации права на мирные собрания. Именно поэтому единственным оптимальным способом урегулирования данного вопроса становится принятие специального закона о мирных собраниях. Законодательное регулирование данного вопроса представляет собой сложную задачу. Закон не должен препятствовать реализации такого права, он должен быть направлен на его защиту и четкую регламентацию порядка его реализации. Однако чаще всего сложность возникает не в формулировке закона, а в его применении.

Следует обратить внимание на неопределенность понятия заблаговременности оповещения уполномоченных органов. Этот вопрос несколько урегулирован в решении Конституционного Суда Украины № 4­рп от 19 апреля 2001 года. Конституционный Суд Украины отметил, что под термином «заблаговременность» стоит понимать то, что уведомление о проведении тех или иных мирных собраний должно осуществляться в приемлемые сроки, которые позволят органам власти или местного самоуправления принять меры для безопасной организации данных собраний, митингов и демонстраций. Вместе с тем не стоит забывать, что данные сроки никоим образом не должны ограничивать или ущемлять права граждан в реализации их права на мирные собрания.

Основания для ограничения

Ответственность за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов предусмотрена не только в международных договорах и Конституции Украины, но и в Кодексе Украины об административных нарушениях. Также установлена ответственность в Уголовном кодексе Украины за организацию массовых беспорядков. В соответствии с положениями статьи 182 Кодекса административного судопроизводства Украины административный суд может установить определенные ограничения по проведению мирных собраний или отказать в удовлетворении иска. А это означает, что правильность применения норм материального права при отсутствии законодательного регулирования непременно связывается со степенью субъективного убеждения судьи о реальности наступления негативных последствий.

Следует отметить, что в судебной практике есть «классические» примеры постановлений относительно ограничения данного права граждан. Среди них — несвоевременность предоставления уведомления о проведении мирного собрания, отсутствие информации об уведомлении; совпадение проведения мирных собраний с официальными мероприятиями органов государственной власти, других организаций; неспособность властей обеспечить общественный порядок и безопасность и т.д.

Европейский суд по правам человека в решении от 16 июля 1980 года по делу «Christians against Racism and Fascism v. United Kingdom» отметил, что общий запрет демонстраций может быть оправдан только при наличии реальной угрозы, что они приведут к беспорядкам, которые не могут быть предупреждены менее жесткими мерами. Органы власти также должны учитывать последствия запрета мирных мероприятий, которые сами по себе не создают угрозы для общественного порядка. Если же из соображений безопасности данный запрет является неизбежным, тогда он считается необходимым в понимании пункта 2 статьи 11 Конвенции. Следует констатировать, что практика Европейского суда по правам человека является прецедентной и каждый прецедент имеет различия в зависимости от конкретных обстоятельств дел.

Очень часто суды при решении данного вопроса используют нормативно­правовые документы, которые не могут быть применимы, так как противоречат нормам Конституции Украины и нормам международных договоров. Среди них — Порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года.

Таким образом, нормативная неурегулированность мирных собраний на Украине является причиной хаоса. Законы сами по себе не могут автоматически приводить к практическим улучшениям, однако изменения на законодательном уровне будут способствовать изменению данной ситуации.

 

ЛЕВИЦКАЯ Екатерина — помощник юриста Pavlenko Legal Group, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Отдавать себе отсчет

Встречный риск

Государство и юристы

Заведомо сложный вызов

Золотая ОРДа

Код работы

Спаси и охрани

Документы и аналитика

ВТО, если не мы

Получить определение

Такой непостоянный суд

Повысить обжалование

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal сопровождали признание и исполнение решения МКАС при ТПП Украины в Турции

МЮФ DLA Piper консультирует по вопросам создания фонда энергоэффективности на Украине

Sayenko Kharenko — юридический советник одной из крупнейших международных сетей продуктовых гипермаркетов

Отрасли практики

Продуктовый напор

Позиция нравов

Жить дружинно

Репортаж

Фон помощи

Одесский говор

Самое важное

Власть имущих

Время ВСПять

Судебная практика

Поверительные отношения

Судебная практика

Судебные решения

Прекращение договора не всегда свидетельствует о прекращении начисления инфляционных потерь и 3 % годовых

Судебная практика

Гарантированное право

Судебная практика

Судебные решения

О защите права на выплату стипендии до окончания учебы

Судебная практика

Выезд ограничен

Определенная юрисдикция

Предел границ

Тема номера

Продвинуть тренд

Выжать срок

Демонстративное проведение

Приватности судьбы

Частная практика

Знак различия

Испытательный прок

Інші новини

PRAVO.UA