Дельный космос — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Дельный космос

Законодатель пытается создать адекватные условия для конкуренции на «космическом» рынке, отмечают представители отрасли
Предложение об отмене нормы о необходимости получения разрешения на ведение переговоров с иностранцами участники круглого стола оценили по-разному

Спустя две недели после принятия в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования космической деятельности» № 1071 представители космической отрасли собрались для того, чтобы ответить на ключевой вопрос: нужен ли Украине «частный космос». Соответствующий круглый стол был организован Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития 30 сентября 2019 года.

Мировой космический рынок оценивается в среднем в 250–300 млрд долл. США. И речь идет только о бюджете частных компаний. Бюджет государственных компаний составляет около 63 млрд долл. США. И эти суммы ежегодно увеличиваются на 10 %. Такие цифры озвучил председатель профильного парламентского комитета Дмитрий Наталуха. По его словам, космическая отрасль характеризуется феноменальным потенциалом и сумасшедшей конкуренцией. Украина поставляет на международный рынок только отдельные образцы ракетных технологий. Почему так? Наверное, потому, что процент запуска ракетоносителей, созданных при участии украинских предприятий, остается незначительным.

Руководитель сектора «Рыночный контроль и надзор» BRDO (Better Regulation Delivery Office) Владимир Головатенко отметил, что Украине нужно создать рынок, поскольку его сейчас нет. Он подчеркнул, что космическая деятельность включает в себя десятки различных операций; бизнес может заниматься как полным циклом операций, так и отдельными операциями, и регулирование должно быть отдельным для каждого из этих видов деятельности. В законопроекте № 1071 вместо разрешительной системы предлагается применение декларативного принципа. Г-н Головатенко приветствует введение декларативного принципа выхода на рынок, ведь по международным обязательствам, взятым Украиной, государство должно обеспечить авторизацию, а это может быть любой документ, не только лицензия. А что касается технических требований к объектам космической деятельности, то они никуда не денутся, как и сертификация, оценка влияния на окружающую среду, обязательное страхование…

Детально проанализировала законопроект юрисконсульт компании Space Logistics Ukraine Мария Кирпачева. По ее словам, на международной арене государственные и частные игроки — весьма условное разделение, ведь в конечном итоге по международным обязательствам отвечает именно государство.

Председатель Государственного космического агентства Украины Павел Дегтяренко критически оценил желание некоторых представителей рынка отобрать у агентства функции контроля и передать их… никому. Так быть не может, ведь Украина взяла на себя серьезные международные обязательства. Он также критически относится к попыткам законодателя отменить норму, предусмотренную Законом Украины «О космической деятельности» относительно необходимости получения разрешения от центрального органа исполнительной власти со стороны субъекта космической деятельности Украины для ведения переговоров с иностранными субъектами хозяйствования.

По результатам обсуждения спикеры сошлись на том, что в Украине необходимо создать разумные, адекватные условия для конкуренции на космическом рынке. Эксперты образуют рабочую группу для доработки законопроекта № 1071 ко второму чтению. Судя по темпам, народные депутаты Украины медлить с вопросом не собираются.

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA