600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Деление на два

Разделение ГФС Украины на два центральных органа исполнительной власти вышло на завершающую стадию формирования налоговой и таможенной служб

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

«Соединить нельзя разделить» — в этом перефразированном крылатом выражении для реформы налоговой службы сегодня уже можно поставить знак препинания.

На протяжении шести лет профильному министерству так и не удалось объединить таможенную и налоговую службы в единое юридическое лицо. И в конце прошлого года Кабинетом Министров Украины (КМУ) было принято постановление № 1200 «О создании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины», вступившее в силу 15 января с.г.

Напомним, что в этом нормативно-правовом акте было прописано, что Государственная налоговая служба Украины (ГНС) и Государственная таможенная служба Украины (ГТС) являются правопреемниками прав и обязанностей реорганизованной Государственной фискальной службы Украины (ГФС) в соответствующих сферах деятельности. Обеспечение же деятельности ГНС и ГТС Украины в 2018 и 2019 годах будет осуществляться в пределах расходов, предусмотренных для Государственной фискальной службы Украины.

В дальнейшем в повестку дня Межведомственной рабочей группы, созданной Министерством финансов Украины, был включен вопрос разработки положений о работе новых центральных органов исполнительной власти. 6 марта с.г. постановлением правительства № 227 утверждены Положения о государственной налоговой службе Украины и Государственной таможенной службе Украины. А спустя две недели эти документы были подписаны и опубликованы. Тогда же были обнародованы и распоряжения КМУ об объявлении конкурсов на занятие вакантных должностей руководителей этих служб. Примечательно, что у правительства в распоряжении имелось семь дней после обнародования Положений для утверждения распоряжений о проведении конкурсов, но КМУ не заставил долго ждать и молниеносно издал соответствующие документы, которые, к слову, сразу же опубликовали на официальном сайте правительства.

Налоговое продолжение

Как уже отмечалось, Государственная налоговая служба Украины частично стала правопреемницей ГФС, а положение о ней разработано уже в соответствии с нормами действующего закона и имеет характерные отличия от Положения о Государственной фискальной службе Украины, которое пока еще не утратило силу. В частности, отныне ГНС, согласно возложенным на нее полномочиям, осуществляет в том числе контроль за правомерностью бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», регистрацию и учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, проводит дифференциацию налогоплательщиков. Кроме того, служба должна будет обеспечивать в пределах полномочий, предусмотренных законом, формирование и ведение Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других реестров, банков и баз данных, ведение которых возложено законодательством на ГНС, а также реестр страхователей Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Отметим, что в Положении о ГФС содержится похожая норма, но она носит более общий характер.

Примечательно, что разработчики положения оставили пункт, предусматривающий осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также досудебное расследование в пределах полномочий. «…Осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за уголовные преступления, расследование которых отнесено законом к компетенции налоговой милиции», — говорится в одном из пунктов. Таким образом, несмотря на неопределенный статус налоговой милиции в Налоговом кодексе Украины и многочисленные дискуссии в этой плоскости, налоговая милиция пока будет действовать в составе Государственной налоговой службы Украины. Это, собственно, подтверждается и пунктом 7 Положения о ГНС, которое устанавливает, что в составе службы и ее территориальных органов действуют подразделения налоговой милиции.

Справедливости ради отметим, что создание независимого органа финансовых расследований для профильного министерства остается в перспективе, но до тех пор, пока парламентарии не одобрят соответствующий закон о функционировании этого органа, в структуре ГНС будет действовать налоговая милиция. Напомним, что идея создания независимого органа в этой сфере существует достаточно давно. Последние законодательные инициативы были поданы на рассмотрение парламента около года назад, но народные депутаты Украины так и не удосужились обратить внимание на них.

Таможенный сбор

«Государственная таможенная служба, ее территориальные органы выполняют установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами функции и полномочия органов доходов и сборов до внесения в такие акты соответствующих изменений в части, касающейся полномочий Государственной таможенной службы, ее территориальных органов», — предусматривается в постановлении КМУ № 227. Как и ГНС, Государственная таможенная служба по сути не является совершенно новым органом, поскольку до 2012 года, до объединения этих служб в одно ведомство, ГТС прекрасно существовала и справлялась со своим функциями.

Основная задача ГТС — обеспечение реализации государственной таможенной политики, в том числе обеспечение таможенной безопасности и защиты таможенных интересов Украины и создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, сохранение надлежащего баланса между таможенным контролем и упрощением законной торговли. Также детально прописан перечень функций, необходимых для выполнения возложенных на службу задач. Среди них — право привлекать в случаях, определенных законодательством, специалистов, экспертов, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями), ученых, представителей институтов гражданского общества (по согласию) к рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции ГТС. В этот перечень входит и право отменять полностью или изменять решения территориальных органов ГТС или их должностных лиц, а также принимать предусмотренные законом меры по фактам неправомерных решений, действий или бездействия указанных органов или должностных лиц, а также совершать сделки, направленные на обеспечение выполнения функций, предусмотренных законом.

Подобными правами наделена и ГНС

Кроме того, разработчики указанных нормативных актов предусмотрели возможность создавать коллегии для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции службы, обсуждения важнейших направлений ее деятельности. Решения коллегии могут быть реализованы путем издания соответствующего приказа ГНС или ГТС. Кроме коллегий могут образовываться и другие постоянные или временные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы. Решение о создании таких органов принимает председатель, который утверждает количественный и персональный состав и положение об их деятельности.

Обе службы возглавляют председатели, назначаемые на должность и увольняемые с должности КМУ по предложению Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы.

Конкурсный выбор

Правительство приняло распоряжения об объявлении конкурсов на занятие вакантных должностей руководителей ГНС и ГТС, утвердило условия и сроки их проведения. В частности, утвержден перечень документов, необходимых для участия в конкурсах и сроки их подачи. Так, граничный срок подачи документов истекает в 16.00 5 апреля с.г. Конкурсы на обе вакансии будут проведены 16 апреля 2019 года.

Примечательно, что в этих распоряжениях определен не только должностной оклад (24 тыс. грн со всеми возможными надбавками), но и общие и специальные квалификационные требования к кандидатам. Среди специальных требований — общий стаж работы не менее семи лет, опыт работы на должностях государственной службы категории «А» или «Б», или на должностях не ниже руководителей структурных подразделений, или на руководящих должностях в соответствующей сфере (таможенной или налоговой) — не менее трех лет.

Конкурс будет состоять из трех этапов. Первый этап представляет собой проверку знания законодательства и владения иностранным языком, который является одним из официальных языков Совета Европы (английский или французский). Следующий этап — решение ситуационных задач, после чего состоится собеседование, включающее в себя презентацию кандидатами материалов, касающихся вопросов налоговой или таможенной политики, а также классическое собеседование.

Таким образом, завершающий этап реформирования Государственной фискальной службы Украины в процессе реорганизации должен наступить уже в апреле этого года, после объявления результатов конкурсов и назначения руководителей Кабинетом Министров Украины. Но поскольку два «новых-старых» органа являются правопреемниками ГФС, существенного влияния на бизнес такая реорганизация, по мнению экспертов и представителей профильного министерства, оказать не должна.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
Slide

Інші новини

PRAVO.UA