Правовое регулирование государственной (или по новым веяниям — публичной) службы традиционно находится в зоне повышенного внимания субъектов законодательной инициативы. До масштабной реформы дело пока что не дошло и, к примеру, Кодекс профессиональной этики публичного служащего так и остается законопроектом. Точечные же изменения, которые, как правило, инициируются ситуативно, а рассматриваются парламентом после того, как острая необходимость в них отпадет, в перспективе могут существенно улучшить регулирование государственной службы.
Одна из последних подобных инициатив — народного депутата Украины Олега Зарубинского. Он предлагает урегулировать порядок принятия лиц на госслужбу и установить контроль за уровнем их профессионального соответствия.
Исходя из того, что ныне, в силу различных обстоятельств (политическая целесообразность, кумовство, коррупция), не действуют механизмы отбора кандидатов на госслужбу (и, как следствие, государственные аппараты формируются не по признакам компетентности, соответствия лица занимаемой должности, а по признаками преданности руководству, либо просто на коммерческом основании), г-н Зарубинский предлагает ввести независимую аттестацию и уполномочить Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины разработать Правила проведения аттестации государственных служащих; определить предметы, по которым должна осуществляться такая аттестация относительно конкретных должностей, а также осуществлять контроль проведения аттестации.
Предложена следующая модель аттестации кандидатов, которые претендуют на должности государственных служащих. Независимая профессиональная аттестация проводится один раз в шесть месяцев специальным учреждением, которое определяется КМУ. Местом проведения независимой аттестации не может быть административно-территориальная единица, где находится госорган, в котором лицо претендует занять должность государственного служащего. Ключевым условием качественной аттестации является ее осуществление учреждением, независимым от органа, который принимает это лицо на работу. За проведением независимой профессиональной аттестации смогут осуществлять надзор общественные организации и представители учебных заведений. К осуществлению надзора запрещено привлекать представителей тех органов госвласти, на должности в которых претендуют лица, проходящие независимую профессиональную аттестацию.
Как уже упоминалось, акцент сделан именно на профессиональной аттестации, поэтому Главное управление госслужбы хотят обязать подготовить перечень предметов, профильных для соответствующей должности. А для отдельных должностей может быть установлена аттестация по дополнительным предметам. И абсолютно для всех кандидатов в госслужащие будет обязательной аттестация по знанию государственного языка.
Интересен статус лиц, на которых предлагается распространить требование о профессиональной аттестации, — это лица, не имеющие статуса государственного служащего, но занявшие должности в государственных органах и их аппарате. До прохождения независимой профессиональной аттестации такие лица считаются временно занимающими соответствующую должность. Заработная плата такого работника будет состоять исключительно из должностного оклада. В случае непрохождения лицом независимой профессиональной аттестации оно признается не соответствующим занимаемой должности и подлежит увольнению. Предлагается ограничить право этих лиц претендовать на временное занятие должностей государственных служащих до прохождения ими независимой профессиональной аттестации — особенности их аттестации предлагается отдельно определить в Правилах проведения независимой профессиональной аттестации.
Мало попасть на госслужбу. На ней надо еще удержаться и своевременно уйти. Интересный нюанс подметил народный депутат Украины Владимир Даниленко. В соответствии со статьей 30 Закона Украины «О государственной службе», кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае выявления или возникновения обстоятельств, которые препятствуют пребыванию государственного служащего на государственной службе. Статьей 14 Закона «О государственной службе» не определено, что прекращение государственной службы на основании статьи 30 Закона «О государственной службе» является дисциплинарным взысканием или мерой дисциплинарного влияния, предусмотренными статьей 147 КЗоТ. Поэтому срок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 148 Кодекса законов о труде Украины, не распространяется на действия по прекращению государственной службы, предусмотренные пунктами статьи 30 Закона «О государственной службе». Сроки применения оснований для прекращения государственной службы, предусмотренных статьей 30 Закона «О госслужбе», законодательством в настоящее время не установлены. С целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений при увольнении госслужащих, относительно которых возникли основания, препятствующие пребыванию на государственной службе, г‑н Даниленко предлагает установить, что при выявлении обстоятельств, препятствующих пребыванию лица на госслужбе, оно должно быть уволено в течение двух недель.
Тот факт, что в законодательстве Украины не определены сроки прекращения государственной службы на основании статьи 30 Закона «О государственной службе», дает возможность руководителям органов государственной власти злоупотреблять сроками прекращения государственной службы. Это может быть основанием для злоупотребления со стороны руководителя своим служебным положением относительно подчиненного и одним из мотивов для побуждения к коррупционным деяниям.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…