30 ноября 2007 года вступило в силу решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины «Об утверждении порядка и условий выдачи лицензии на осуществление деятельности по управлению ипотечным покрытием и ее аннулирования» № 2009 от 9 октября 2007 года.
Комментируемый порядок регламентирует процедуру выдачи лицензии на осуществление деятельности по управлению ипотечным покрытием, ее переоформления, выдачи дубликата или копии лицензии, перечень необходимых документов, основания и процедуру аннулирования лицензии, а также определяет квалификационные, организационные и технические требования, необходимые для получения такой лицензии. Осуществление такого вида лицензирования возложено непосредственно на Комиссию.
А теперь более подробно рассмотрим требования, которые устанавливаются для желающих получить такую лицензию.
А каковы условия?
Лицензию на осуществление деятельности по управлению ипотечным покрытием может получить небанковское финансовое учреждение, созданное в соответствии с законодательством Украины и включенное в реестр финансовых учреждений. В то же время учредительные документы заявителя должны предусматривать такой вид деятельности как управление ипотечным покрытием. Размер собственного капитала заявителя, желающего получить указанную лицензию, по данным финансовой отчетности за последний отчетный период не может быть менее чем 35 миллионов гривен.
Помещение под охраной
Определены «жилищные» требования для лицензиата — в его собственности или в пользовании должно находиться помещение, которое полностью отделено от помещений других юридических лиц по местонахождению, указанному в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица. В таком помещении должна быть степень защиты, обеспечивающая сохранность конфиденциальности информации относительно всех выпусков ипотечных облигаций и их ипотечного покрытия, которую получает управляющий при исполнении своих функций. Общая площадь помещения при осуществлении деятельности по управлению ипотечным покрытием обычных ипотечных облигаций должна составлять не менее 20 кв. м, а при осуществлении деятельности по управлению ипотечным покрытием структурированных ипотечных облигаций — не менее 50 кв. м (такой же размер площади установлен и для желающих совмещать названные два вида деятельности).
Кроме того, у заявителя должно быть помещение, которое бы включало отдельные комнаты, в частности, операционный зал и архив. В операционном зале должны исполняться функции относительно ведения реестра ипотечного покрытия. Такой зал, в котором установлена компьютерная техника, должен быть надежно защищен от несанкционированного доступа посторонних лиц, оборудован охранной и противопожарной техникой. Архив, где должны сохраняться данные системы реестра, как в бумажной форме, так и в виде записей в электронных базах данных, также должен быть оборудован охранной и противопожарной сигнализацией с обеспечением невозможности потери или повреждения этих документов. С целью предотвращения случаев потери информации относительно этих реестров лицензиат, кроме оборудования помещения сигнализацией, должен обеспечить круглосуточную охрану помещения.
Кадры ценные нужны, кадры ценные важны
Определено, что руководитель и главный бухгалтер заявителя, а также специалисты, которые будут осуществлять управление ипотечным покрытием, должны быть сертифицированы в установленном Комиссией порядке. При этом у руководителя и главного бухгалтера заявителя на протяжении последних трех лет не должно быть непогашенной судимости, а также они не могут быть лишенными права занимать должности и заниматься определенной деятельностью, быть руководителем, финансовым директором или главным бухгалтером финансового учреждения, которое признано банкротом или к которому применялась процедура принудительной ликвидации или санкция в виде аннулирования лицензии.
У руководителя, который собирается осуществлять управление ипотечным покрытием обычных ипотечных облигаций, стаж работы на руководящих должностях должен быть не менее двух лет, в том числе не менее одного года на руководящих должностях в финансовом учреждении. Для руководителя, который собирается осуществлять управление ипотечным покрытием структурированных ипотечных облигаций, требования более существенные — стаж работы на руководящих должностях не менее трех лет, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях в финансовом учреждении.
Пакет необходимых документов
Для того чтобы получить лицензию, заявитель предоставляет в общий отдел Комиссии или отправляет почтой заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению ипотечным покрытием, составленное на государственном языке. К заявлению также должен прилагаться перечень документов. Среди прилагающихся документов определены следующие:
— копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, заверенная нотариально или органом, который выдал документ;
— копия учредительного документа заявителя, заверенная нотариально или органом, который выдал документ;
— копия свидетельства, выданного органом, осуществляющим в соответствии с законодательством регулирование деятельности заявителя относительно включения в соответствующий реестр финансовых учреждений, удостоверенная заявителем;
— аудиторское заключение относительно формирования и уплаты уставного капитала заявителя, составленное в соответствии с требованиями, установленными Положением о подготовке аудиторских заключений, которые подаются в ГКЦБФР при раскрытии информации эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка (решение ГКЦБФР № 1528 от 19 декабря 2006 года). Аналогичное заключение также должно быть составлено и в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, предоставления уверенности и этики;
— данные о собственниках заявителя;
— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей;
— копия годовой финансовой отчетности или финансовой отчетности за последний отчетный период, заверенная заявителем;
— справка о профессиональном уровне руководителя, главного бухгалтера и специалистах заявителя;
— заверенные заявителем копии документов, подтверждающие его право собственности на помещение, в котором осуществляется деятельность по управлению ипотечным покрытием или право пользования им. Также должны прилагаться акт приема-передачи помещения (при наличии) и план помещения (с указанием его размера);
— заверенная заявителем копия утвержденной организационной структуры заявителя. Такая копия подается в том случае, если заявитель собирается объединять деятельность по управлению ипотечным покрытием с другими видами деятельности;
— справка о специализированных структурных подразделениях;
— справка о зарегистрированных собственных выпусках ценных бумаг на дату подачи заявления;
— справка о наличии у заявителя необходимого оборудования и программного обеспечения (составляется в произвольной форме);
— справка о предыдущей деятельности заявителя на рынке финансовых услуг (составляется в произвольной форме);
— заверенная заявителем копия платежного документа, подтверждающего уплату штрафных санкций, если таковые имели место на протяжении срока действия лицензии на этот вид деятельности;
— заверенная заявителем копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии.
На рассмотрении Комиссии
После поступления заявления, а также необходимых документов Комиссия не позднее тридцати дней после такой даты принимает решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче. На протяжении этого времени Комиссия может осуществить проверку подлинности данных, указанных в поданных документах. Решение Комиссии оформляется соответствующим приказом, а в случае принятия ГКЦБФР решения о выдаче лицензии, такая лицензия должна быть оформлена не позднее пяти дней после даты принятия решения.
Причины отказа в выдаче лицензии стандартные — недостоверность данных в заявлении и документах, поданных в Комиссию, а также несоответствие заявителя требованиям, установленным комментируемым Порядком. Но такое решение ГКЦБФР может быть оспорено в судебном порядке.
Также напомним, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 802 от 7 июля 2006 года и решением ГКЦБФР № 329 от 12 мая 2006 года лицензия на осуществление такого вида деятельности выдается сроком на пять лет, а размер платы за выдачу такой лицензии составляет 2 тысячи гривен.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…