Очередные местные выборы должны пройти по новым правилам. 14 июля с.г. парламент принял в целом как закон проект № 2831-3, разработанный при участии членов фракций «Народный фронт», «Блок Петра Порошенко» и Радикальной партии. Новый Закон Украины «О местных выборах» (Закон) направлен на искоренение коррупции из электорального процесса. Что же изменится в день голосования для рядового избирателя? Для этого следует изучить раздел ХI, посвященный процессу голосования.
Прежде всего вкратце опишем систему, которая предусмотрена Законом. Ним предполагается изменение избирательной системы. Теперь депутаты городских, районных и областных советов будут избираться по пропорциональной системе с преференциями, то есть по открытым спискам (вместо действовавшей смешанной системы). Депутаты сельских и поселковых советов — по мажоритарной системе. Вся территория определенной общины (города, района или области) будет разделена на избирательные округа, которые должны быть относительно равными по количеству избирателей. На округе политическая сила имеет право выдвигать не более двух кандидатов. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутые в территориальных избирательных округах, включаются в единый избирательный список кандидатов от этой местной организации партии (блока) в соответствующий совет. Сохраняется действующая процедура голосования с помощью бюллетеня, в котором указаны названия местных организаций партий (блоков) и фамилия кандидата, выдвинутого соответствующей местной организацией партии (блоком) в этом округе. Избиратель имеет один голос. Количество мандатов, полученных каждой местной организацией партии и блоком, которые преодолели пятипроцентный и семипроцентный барьер соответственно, определяется пропорционально суммарному количеству полученных ими голосов в многомандатном избирательном округе.
Право субъектов
Субъекты избирательного процесса могут в течение двух дней со дня принятия решения Центральной избирательной комиссии об утверждении текста бюллетеней для голосования ознакомиться с текстом бюллетеня и подать свои замечания и предложения по содержанию избирательного бюллетеня (часть 3 статьи 74 Закона).
Решение территориальной избирательной комиссии об утверждении текста избирательного бюллетеня не позднее чем за 12 дней до дня голосования передается соответствующим участковым избирательным комиссиям для общего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии.
Дополнительно прописаны положения, касающиеся изготовления избирательных бюллетеней. Контроль их изготовления на предприятиях-изготовителях, соблюдение требований по уничтожению печатных форм, технических отходов, полиграфического брака, ошибочно изготовленных избирательных бюллетеней осуществляется контрольной комиссией, которая образуется соответствующей территориальной избирательной комиссией по представлению местных организаций парламентских партий не позднее чем в день утверждения формы избирательного бюллетеня.
Возможности комиссии
Обеспечение сохранности бюллетеней во время транспортировки в помещение территориальной или участковой избирательной комиссии осуществляется с привлечением работников органов внутренних дел, а в случае необходимости (по обращению ЦИК) — сотрудников СБУ.
Еще одна новация призвана усилить прозрачность выборов и отображение их хода в Интернете. Перед началом голосования участковая избирательная комиссия информирует территориальную избирательную комиссию о количестве избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке, на момент начала голосования и о количестве избирателей в выписке из списка избирателей для голосования по месту пребывания.
Теризбирком передает обобщенные сведения в ЦИК через автоматизированную информационно-аналитическую систему не позднее 10.00 дня голосования. ЦИК безотлагательно после получения указанных сведений обнародует их на своем официальном сайте.
Новизна для избирателей
В избирательном бюллетене для голосования в территориальном избирательном округе указываются порядковый номер, полное название соответствующей местной организации партии (блока), а также фамилия, имя (все имена) и отчество (при наличии) кандидата в депутаты, выдвинутого местной организацией партии (блоком) в соответствующем территориальном избирательном округе со сведениями о годе рождения, образовании, партийности, основном месте работы (занятии), месте жительства.
В случае если местная организация партии (блок) выдвинула в соответствующем территориальном избирательном округе двух кандидатов в депутаты, название местной организации партии (блока) и информация о выдвинутых ею кандидатов в депутаты размещаются отдельными строками в алфавитном порядке по фамилии соответствующих кандидатов в депутаты.
Если местная организация партии (блок) не выдвинула в соответствующем территориальном округе кандидата в депутаты или если регистрация кандидата в депутаты от местной организации партии (блока) в соответствующем территориальном избирательном округе отменена в соответствии с настоящим Законом, в избирательном бюллетене указывается только порядковый номер и полное название соответствующей местной организации партии (блока).
В избирательном бюллетене для голосования в едином одномандатном избирательном округе указываются порядковые номера, под которыми в алфавитном порядке включены в бюллетень зарегистрированные в этом избирательном округе кандидаты, их полные имена, дата рождения, образование, партийность, основное место работы, место жительства, а также субъект выдвижения каждого кандидата (в случае, если кандидат выдвинут путем самовыдвижения, ставится отметка «самовыдвижение»).
Избиратель может голосовать только за одну местную организацию партии (блок) в соответствующем территориальном избирательном округе, за одного кандидата в депутаты в соответствующем одномандатном избирательном округе, за одного кандидата на должность сельского, поселкового председателя, городского головы, старосты.
В целом можно подытожить, что новый Закон о местных выборах существенно изменяет избирательную систему, однако сама процедура голосования не будет особо отличаться от той, которая была определена Законом 2010 года. Наиболее принципиальные проблемы ожидаются на этапе подсчета голосов, но этому моменту будет уделено внимание в дальнейших публикациях.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…