Давайте зачтемся, господа банкиры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (415) » Давайте зачтемся, господа банкиры

Давайте зачтемся, господа банкиры

Рубрика Трибуна

В «ЮП» № 40 (406) от 4 октября 2005 года была опубликована статья Алексея Плахова и Ивана Радика «Отечественному банкроту все зачтется». В ней речь шла о практике применения судами Украины, в том числе Верховным Судом Украины (см. постановление ВСУ по делу № 5/1436/536 от 29 марта 2005 года), зачета встречных требований в процедуре банкротства. Авторы статьи предложили внести изменения в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и запретить применение зачета встречных требований, после того как против должника будет возбуждено дело о банкротстве.

Вопрос применения зачета встречных требований в процедуре банкротства (Insolvency Set-off) — один из самых дискуссионных в финансовом праве. Государства по-разному подходят к его решению. Большинство стран общей системы права разрешают зачет встречных требований в процедуре банкротства, более того — зачет встречных требований является обязательным. В странах гражданского права отношение к зачету встречных требований в процедуре банкротства неоднозначно. Однако если говорить об общей тенденции, то страны франко-латинского права, основанного на Кодексе Наполеона, относятся к зачету встречных требований в процедуре банкротства резко негативно, а страны с германской системой права (Германия, Швейцария, Польша и другие) поддерживают идею применения зачета встречных требований в процедуре банкротства.

Наличие правила о зачете встречных требований в процедуре банкротства — один из главных индикаторов того, кого защищает правовая система: кредитора или должника. Применение зачета встречных требований существенно уменьшает риски кредитора. Так, если кредитор должен своему контрагенту 100 гривен, а контрагент кредитору — 101 гривну, то при применении зачета встречных требований кредитор рискует 1 гривной. Если зачет встречных требований в процедуре банкротства невозможен — кредитор рискует 101 гривной. Уменьшение рисков кредитора при применении зачета встречных требований в процедуре банкротства просто колоссально.

Основной аргумент противников зачета встречных требований лежит в правовой плоскости. По их мнению, применение зачета нарушает pari passu статус всех кредиторов, предоставляя преимущество только тому кредитору, у которого с неплатежеспособным кредитором есть взаимные требования. Этот аргумент используется Алексеем Плаховым и Иваном Радиком. По сути, зачет встречных требований в процедуре банкротства является непубличным квазиобеспечением требования кредитора.

Аргументы в пользу зачета основываются на принципах системного подхода и здравого смысла. По мнению его сторонников, в высшей мере несправедливо, чтобы неплатежеспособный должник настаивал на платеже кредитора, а кредитор не получал платеж от должника. Зачет встречных требований в процедуре банкротства помогает кредитору избежать финансовых затруднений и уменьшает вероятность «эффекта домино», когда он, не получив платежа от своего должника, не может выполнить обязательства перед своими кредиторами. А это приводит к ситуации, когда вместо банкротства должника происходит банкротство его кредитора и, возможно, других кредиторов. Зачет также уменьшает стоимость заемных средств благодаря снижению финансовых рисков и уменьшению сроков возврата от неплатежеспособного должника. Если учесть целостную картину взаимоотношений между должником и кредитором, то зачет встречных требований в процедуре банкротства устраняет риск признания должника банкротом по долгам, которых он, по сути, не имеет.

Если рассматривать пул кредиторов неплатежеспособного должника, то, скорее всего, мы обнаружим там четыре категории кредиторов: 1) работники, имеющие требования по заработной плате; 2) налоговые органы, имеющие требования по неуплаченным налогам; 3) коммерческие кредиторы; 4) банки, имеющие требования по невыплаченным кредитам. Суммы требований работников по выплате заработной платы, как правило, составляют маленький процент от общей задолженности неплатежеспособного должника, и имущества такого должника хватает для их удовлетворения. Требования налоговых органов в основном обеспечены налоговым залогом. Самыми уязвимыми в процедуре банкротства являются коммерческие кредиторы и банки, требования которых не обеспечены или обеспечены неликвидными залогами.

Не секрет, что применение зачета встречных требований в процедуре банкротства выгодно прежде всего банкам, поскольку они могут зачесть свои требования по выданным должнику кредитам из денег, хранящихся на счетах должника в соответствующем банке, но ущербно для коммерческих кредиторов, которым зачесть нечего. Законодатель, делая выбор в пользу запрета или разрешения зачета встречных требований в процедуре банкротства, на самом деле выбирает между защитой банков и коммерческих кредиторов.

Коммерческие кредиторы (за исключением случаев производства высокотехнологичных товаров) имеют довольно немногочисленную группу поставщиков. И если у должника такого коммерческого кредитора возникли финансовые проблемы (в основном это связано с производством нерентабельных и не имеющих сбыта товаров), то пострадать может и немногочисленная группа его поставщиков (задействованная в производстве тех же нерентабельных и не имеющих сбыта товаров). В результате разрешение зачета встречных требований, которым пользуются в основном банки, способствует более эффективной организации производственного процесса и рациональному использованию ресурсов, устраняет с рынка нерентабельных и неэффективных производителей товаров, не востребованных рынком.

Банки имеют десятки тысяч клиентов, в их числе физические лица — вкладчики по депозитам, пенсионные фонды. Если в связи с банкротством должника у банка возникнут финансовые проблемы, то банк не сможет выполнить обязательства перед всей многотысячной армией своих клиентов. А когда десятки тысяч людей не могут получить свои деньги и сбережения из банков — это уже катастрофа, которая может стать поводом для кризиса всей банковской системы. Возможно, кто-то скажет, что описанный выше риск кризиса банковской системы преувеличен. Доказательством реальности оценки степени этого риска служат реальные банковские кризисы, происшедшие в обозримом прошлом и продолжающиеся по сей день. Примером может служить кризис банковской системы Аргентины — страны, запрещающей зачет встречных требований в процедуре банкротства, и банк «Украина», который не смог произвести взаимозачет встречных требований со многими из своих неплатежеспособных кредиторов и сам стал банкротом. Хотя запрет осуществления зачета встречных требований и не является единственной причиной указанных банковских кризисов, он существенно их усугубил, что привело к причинению вреда огромных размеров. А вот страны, разрешающие зачет встречных требований в процедуре банкротства, не имеют каких-либо существенных проблем в банковском секторе. Примером для подражания тут могут служить Англия и Швейцария.

Решая вопрос о запрете или разрешении зачета встречных требований в процедуре банкротства, мы ставим на весы эфемерный принцип равенства кредиторов и риск коллапса всей финансовой системы страны согласно «эффекту домино». В таких условиях выбор довольно прост и решение ВСУ по делу № 5/1436/536 от 29 марта 2005 года следует только приветствовать.

Хочу обратить внимание лишь на одну деталь, которую ВСУ не учел в тексте своего решения. Согласно статье 594 Гражданского кодекса Украины, кредитор имеет право удерживать вещь, правомерно находящуюся в его владении, до выполнения должником своих обязательств. Удержанием могут также обеспечиваться требования кредитора, не связанные с обязательством, на основании которого кредитор владеет удерживаемой вещью. На основании указанной статьи банк имеет право удерживать и не осуществлять списание денег со счета должника до тех пор, пока он не погасит долг перед банком. В таком контексте вывод ВСУ и возможности применения зачета встречных требований в процедуре банкротства являются вполне логичными.

В связи с вышеизложенным и с целью устранения неоднозначного толкования норм Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» было бы целесообразно внести в него изменения и дополнения, подтвердив возможность прекращения обязательств путем зачета встречных однородных требований.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Согласование с ГСА обязательно

ВККС: аттестация и рекомендации

Деловая практика

Где ваши активы? Арестовать!

Законодательная практика

Цель — рефинансирование

Комментарии и аналитика

Шаги вперед, назад и прыжки в сторону

Реальные проблемы «долевой» покупки

Неделя права

В деле НЗФ становится все больше шансов

Неделя защиты конкуренции

Шантаж или законное право?

Сын Маляренко пойдет по «хозяйственной линии»?

Присяга судьи КСУ — дело тонкое

Повысим ответственность!

Реестр событий

Апелляционные суды помогут ВСУ?

Дабы то, что прибыло, не убыло

Юристов довели до моратория!

Репортаж

Адвокаты против обязательного членства

Судебная практика

«ФЕТАльный» конфликт

Можно ли взыскать роялти с провайдера?

Судебные решения

Что в имени тебе моем?

Всегда ли физлица добросовестно пользуются своими правами?

Каталог – это охраняемая законом база данных!

Тема номера

Творец, работодатель и право интеллектуальной собственности

Зачем менять подсудность споров?

Трибуна

Давайте зачтемся, господа банкиры

Частная практика

«Программные» юристы

Юридический форум

Инвестиционные возможности

Аспекты деятельности СМИ

Юристы: формально и не очень

Інші новини

PRAVO.UA