«Кто владеет информацией, тот владеет миром» — крылатое выражение Натана Ротшильда, датированное XIX столетием, как никогда актуально в наши дни. Ведь почти все самые дорогие компании мира — Google, Amazon, Microsoft и, конечно же, Facebook — так или иначе строят свой бизнес на владении информацией. Поэтому в современном мире большие объемы данных, bigdata, следует рассматривать как отдельный вид активов, который может представлять значительно большую ценность, чем традиционные активы: заводы, месторождения, интеллектуальная собственность и т.д. Сделки в сфере слияний и поглощений с участием таких активов могут нести в себе определенные риски для конкуренции, и антимонопольным ведомствам следует вырабатывать новые подходы к оценке и анализу таких концентраций.
Bigdata
Большинство IT-компаний (в основном социальные сети, поисковики) собирают, анализируют и хранят информацию о своих пользователях. По сути каждый из нас расплачивается своими персональными данными за право пользоваться на первый взгляд бесплатными сервисами и услугами. А компании, в свою очередь, получают прибыль от использования этих данных для целей рекламы, которая будет максимально соответствовать интересам и поведению человека в сети.
Для того чтобы информация представляла собой ценность, она должна соответствовать следующим критериям:
— иметь большой объем. Количество информации, доступной в сети, с каждым годом растет благодаря развитию информационных технологий, распространению мобильных устройств и упрощению процесса передачи данных. Для эффективной конкуренции в этой среде компаниям жизненно важно собирать и обрабатывать как можно больший объем данных;
— быть разнообразной. Большой объем однообразной информации почти никогда не будет иметь ценности. Путем объединения и анализа разноплановой информации, собранной из разных источников, можно получить совершенно новые и зачастую более полезные данные и факты;
— быстро собираться и обрабатываться. Информация имеет свойство устаревать и терять свою актуальность. Возможность в кратчайшие сроки собрать и обработать большое количество разнообразной информации дает компании конкурентные преимущества, поскольку она первой сможет правильно предсказать изменения на рынке.
В итоге для целей конкурентного анализа термин «большие объемы данных» (bigdata) можно определить как возможность собирать и обрабатывать большое количество разнообразной информации в кратчайшие сроки.
Конкурентные риски с участием bigdata?
Итак, при соблюдении определенных критериев большие объемы данных могут представлять собой ценность и быть важным активом. Компании, владеющие ими, часто становятся объектами приобретения в концентрациях. При анализе концентраций антимонопольные ведомства чаще всего выделяют следующие потенциальные риски для конкуренции:
— объединение информации. Целью концентрации может быть приобретение дополнительной информации, которая будет интегрирована в собственные наборы данных компании-покупателя. В результате объединенный субъект хозяйствования сможет улучшить качество своего конечного продукта таким способом, который будет недоступен конкурентам. Риск для конкуренции состоит в том, что другие участники рынка не смогут предложить такой же или сравнимый по функциональности продукт и будут вынуждены увеличивать свои расходы для получения дополнительной информации, что может сказаться на цене и качестве их продукта;
— ограничение доступа к информации. Данный риск может возникнуть в результате концентрации между субъектами, действующими на разных уровнях рынка (например, поставщиком информации и одним из его потребителей). В этом случае объединенная компания может ограничить доступ других потребителей к поставляемой информации, что даст конкурентные преимущества той ее части, которая действует на одном уровне с потребителями и будет владеть необходимой информацией;
— препятствование появлению новых конкурентов. На стремительно развивающемся рынке информационных технологий постоянно появляются свежие игроки, которые предлагают новые виды услуг. Также на рынке присутствуют крупные устоявшиеся компании, которые имеют значительную рыночную власть и могут препятствовать выходу новых потенциальных конкурентов, например, путем их приобретения до того, как они станут заметными игроками рынка. Такие концентрации только усиливают рыночную власть большой компании и могут негативно влиять на конкуренцию.
В то же время информация имеет определенные характеристики, которые зачастую нивелируют потенциальные риски для конкуренции, а именно:
— она никогда не иссякнет — каждый день миллионы пользователей создают новые данные;
— она быстро теряет свою актуальность, поэтому любое конкурентное преимущество, обеспеченное информацией, является временным;
— ее легко собирать и хранить, поскольку многие данные находятся в публичном доступе;
— она имеет низкий уровень взаимозаменяемости. Так, данные, предоставляемые одной компанией, зачастую не представляют ценности для другой;
— большинство пользователей предоставляют свои данные более чем одному источнику (Facebook, Instagram, WhatsApp и Viber обычно можно найти на одном устройстве).
Примеры концентрации с использованием bigdata
Facebook/WhatsApp (2014 год; стоимость — 19 млрд долл. США).
Концентрация состояла в приобретении контроля компанией Facebook над компанией WhatsApp. Антимонопольный регулятор ЕС (Европейская комиссия) сконцентрировал свой анализ на таких аспектах деятельности компаний, как:
— услуги обмена сообщениями. Несмотря на то что программы Facebook Messenger и WhatsApp имеют схожий функционал (обмен сообщениями) и вместе занимают существенную долю рынка, Комиссия признала, что они не являются близкими конкурентами. Так, программа Facebook Messenger тесно интегрирована в социальную сеть и может использоваться только при наличии соответствующей учетной записи, в то время как доступ к WhatsApp осуществляется через телефонный номер. Кроме того, на рынке присутствуют много конкурирующих решений (Viber, iMessage, Telegram), и пользователи часто используют несколько программ одновременно;
— социальная сеть. Комиссия установила, что компании также не являются близкими конкурентами на рынке социальных сетей, в частности, благодаря более богатому функционалу Facebook;
— онлайн-реклама. В отличие от Facebook компания WhatsApp не размещала онлайн-рекламу в своей программе. Тем не менее Комиссия исследовала возможность внедрения компанией Facebook рекламы в WhatsApp и/или использования WhatsApp как источника информации о пользователях для улучшения целевой рекламы на своих сервисах. В обоих случаях Комиссия пришла к выводу, что это не приведет к ограничению конкуренции, поскольку на рынке рекламы останется большое количество других игроков.
В результате Комиссия не увидела рисков для конкуренции и предоставила разрешение на концентрацию.
Microsoft/LinkedIn (2016 год; стоимость — 26,2 млрд долл. США).
Концентрация состояла в приобретении Microsoft контроля над LinkedIn. Комиссия сконцентрировалась на анализе таких сфер деятельности компаний, как:
— профессиональная социальная сеть. Комиссия рассматривала возможность использования Microsoft после завершения сделки своей сильной позиции на рынках операционных систем (Windows) и программного обеспечения (Microsoft Office) для усиления позиции LinkedIn среди профессиональных социальных сетей. Этого можно было достигнуть путем предустановки приложения LinkedIn на все компьютеры с операционной системой Windows, интеграции приложения LinkedIn в Microsoft Office, а также ограничения допуска конкурирующих программ к Microsoft Office. Такие действия могли дать объединенной компании существенные конкурентные преимущества на рынке профессиональных социальных сетей и ограничить доступ конкурентов. Для нивелирования потенциального негативного эффекта компания Microsoft обязалась после завершения сделки не заставлять производителей переустанавливать приложение LinkedIn на компьютеры с Windows, а также позволять потребителям удалять LinkedIn, обеспечить конкурирующим социальным сетям доступ к приложениям Microsoft Office и Microsoft Graph (последнее используется для разработки приложений, имеющих доступ к облачным сервисам Microsoft);
— программное обеспечение по управлению отношениями с клиентами. После концентрации компания Microsoft могла ограничивать доступ конкурентов на этот рынок посредством навязывания программного обеспечения Microsoft клиентам компании LinkedIn, ограничения доступа конкурентов к базе данных LinkedIn. Что касается первого, то Комиссия пришла к выводу: у программного обеспечения LinkedIn в сфере управления отношениями с клиентами есть много конкурентов и стратегия навязывания не будет иметь антиконкурентного эффекта. Во втором случае Комиссия, проанализировав рынок, пришла к выводу, что база данных LinkedIn не является важной информацией для конкуренции на этом рынке;
— онлайн-реклама. Комиссия не увидела проблем для конкуренции на рынке онлайн-рекламы, поскольку Microsoft и LinkedIn выступают на нем сравнительно небольшими игроками.
Разрешение на сделку было предоставлено при условии исполнения обязательств относительно рынка профессиональных социальных сетей.
Проблема для конкуренции?
Bigdata — это новый вид активов XXI столетия. Стремительное развитие информационных технологий с каждым годом увеличивает их стоимость. С внедрением машинного обучения и искусственного интеллекта появятся новые возможности для сбора, обработки и анализа информации, а компании, игнорирующие этот тренд, в скором времени столкнутся с риском разорения. Уже в ближайшем будущем нас ждет рост количества концентраций в сфере bigdata. Антимонопольным регуляторам следует учитывать специфику этого актива и применять новые подходы к анализу сделок такого типа. Можно также рассчитывать на изменение практики Антимонопольного комитета Украины, так как он обычно следует европейским подходам при анализе трансакций. Значит, юристов-практиков в сфере антимонопольного и конкурентного права ждет большое количество новой интересной работы.
ВЕРБОЛЮК Павел — юрист ЮФ Asters, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…