Данные отложения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (1071) » Данные отложения

Данные отложения

Рубрика Тема номера
Как показывает опыт других стран, механизм защиты персональных данных — длительный процесс, в котором необходимо постепенно устранять слабые места и повышать осведомленность граждан

1 января 2011 года вступил в силу Закон Украины «О защите персональных данных» (Закон), направленный на введение в национальное законодательство механизма использования и защиты персональных данных. Необходимость применения таких норм была вызвана ратификацией Верховной Радой Украины Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой данных личного характера № 108 от 28 января 1981 года и Дополнительного протокола к Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных относительно органов надзора и трансграничных потоков данных от 8 ноября 2001 года.

Этап развития

С этого момента начался этап развития института урегулирования правоотношений в сфере использования персональных данных, однако и сейчас есть множество неурегулированных вопросов, пробелов как со стороны законодательства, так и со стороны непосредственного внедрения указанных норм в жизнь.

Большинство граждан нашей страны в целом не понимают значения данных норм, еще часть из тех, кто понимает, не придают этому никакого значения. А те, кто столкнулся с проблемой нарушения их прав на защиту персональных данных и принял решение отстаивать свои права (надо заметить, что таких в нашем государстве единицы), столкнулись с несовершенством системы их охраны. Так, согласно статистическим данным, в 2017 году на рассмотрение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека поступило 834 сообщения о нарушении прав на свободу от вмешательства в личную и семейную жизнь (статья 32 Конституции Украины), что составляет 2,34 % от общего количества обращений за указанный период. При этом за 2017 год представителями Уполномоченного и должностными лицами Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека было составлено всего 32 протокола о совершении административных правонарушений по статье 18839 Кодекса Украины об административных правонарушениях (нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных). Что касается уголовной ответственности, то эти показатели еще ниже.

Исходя из статистических данных, становится ясно, что необходимо принимать меры, вносить изменения в существующие нормы, анализировать опыт других государств, которые достигли определенных успехов в этой сфере, проводить так называемую работу над ошибками.

Давайте проведем анализ сложившейся ситуации относительно персональных данных в Украине и за ее пределами.

Плюсы, минусы, пробелы

Изучая исторический аспект развития Украины, можно сделать вывод, что на протяжении веков не угасала любовь властей к введению прогрессивных законов «наполовину». Не было исключением и принятие Закона Украины «О защите персональных данных». Так, нормы были задекларированы, но даже государственные структуры не сразу разобрались в их содержании и смысловой нагрузке. Как оказалось, основным минусом Закона стала его неоднозначность, расплывчатость норм и понятий, возможность каждого трактовать его на свое усмотрение. Очень скоро стало понятно, что Закон требует доработки, внесения изменений и дополнений, а внедрение его в реальную жизнь — достаточно сложный и затратный процесс.

К положительным сторонам принятия Закона можно отнести следующее:

— первые шаги к урегулированию правоотношений в сфере сбора, хранения и использования персональных данных;

— приближение к европейскому уровню защиты персональных данных;

— создание легального рынка сбора и обработки персональных данных;

— создание организаций, на которые возложена обязанность проведения контроля за выполнением положений Закона (при этом, в отличие от других государств, в нашей стране эти органы входят в систему органов исполнительной власти, что является значительным минусом и дает возможность влиять на принятые ими решения со стороны чиновников);

— принятие Закона является еще одним шагом к евроинтеграции государства.

При всех плюсах минусов тоже хватает. Частично мы их уже перечислили, но на этом проблемы не закончились. И в первую очередь надо отметить сложность системы защиты нарушенных прав граждан в разрезе использования персональных данных, в связи с чем суть Закон сводится к всего лишь красивым словам, но не более. Невозможность защитить свои права приводит к тому, что многие не видят практического смысла в существовании таких прав.

Мировая практика

Поскольку период развития института защиты персональных данных в Украине еще небольшой, надо учиться у соседей, которые на данный момент достигли определенных стандартов.

В первую очередь мы заимствуем опыт у стран Европейского Союза, при этом очень часто слепо копируем их нормы, не учитывая внутренние потребности граждан и уровень правового воспитания в стране. Однако это лучше, чем ничего.

Давайте разберемся с тем, как решается данный вопрос у наших европейских соседей. Так, европейское законодательство в сфере защиты персональных данных развивается уже более двух десятилетий. При этом оно постоянно усовершенствуется, учитываются изменения в потребностях граждан, прогресс во всех его проявлениях, требования реалий жизни. Первоначально защита персональных данных была урегулирована Конвенцией о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой данных личного характера № 108 от 28 января 1981 года и Дополнительным протоколом к Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных относительно органов надзора и трансграничных потоков данных от 8 ноября 2001 года, которые были ратифицированы Верховной Радой Украины, о чем мы уже говорили выше. В мае 2018 года вступил в силу новый Регламент об общей защите персональных данных Европейского Союза, который внес значительные изменения в порядок сбора, хранения и использования персональных данных.

Кроме того, каждая страна Европейского Союза также имеет свою систему защиты персональных данных, которая развивалась десятилетиями и учитывает потребности юридических и физических лиц, а также особенности правовой культуры того или иного государства. Среди таких стран можно отметить Германию, где первый закон в этой сфере был принят еще в 1970 году, Францию, с ее многолетним опытом, пробами и ошибками, а также Великобританию, нормативная база регулирования использования персональных данных которой начала развиваться позже, чем в предыдущих странах, однако достигла высокого уровня.

При правильном заимствовании законодательной базы соседей и проведении анализа потребностей и возможностей у нашего государства есть все шансы достичь европейского уровня, а возможно, чему-то научить Европу.

Регламент ЕС: чего ждать

Как уже было указано выше, Регламент об общей защите персональных данных Европейского Союза (General Data Protection Regulation или GDPR), принятый Европейским парламентом 17 декабря 2015 года, вступил в силу 25 мая 2018 года.

Этот закон можно назвать радикально новым в разрезе законодательства о неприкосновенности личной жизни. Он затрагивает все компании, обрабатывающие информацию о гражданах ЕС, в том числе компании других стран, которые ведут бизнес на территории Европейского Союза.

Необходимо обратить внимание на следующие нововведения:

— запрет на сбор персональных данных государством и компаниями без разрешения физического лица;

— так называемое право на забвение — обязанность компаний удалить данные о физлице по первому требованию без каких-либо исключений;

— требование к компаниям проверять уровень защиты персональных данных в странах, куда такие данные передаются, при выявлении низкого уровня защиты запрещается передача данных;

— возраст, с которого лицо может дать разрешение на обработку персональных данных, повышен с 13 до 16 лет;

— на компании с европейскими представительствами наложен ряд ограничений, среди которых запрет на передачу данных властям других стран, а также ограничение обмена данными с другими подразделениями;

— согласно новому закону, каждый человек может обратиться в ведомство одной из стран ЕС, подконтрольное Европейскому комитету по защите персональных данных;

—повышена ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных. Так, наказание зависит от серьезности проступка. Среди прочего предусмотрен штраф в размере 4 % годового оборота.

С оригинальным текстом документа можно ознакомиться на сайте Европейского Союза.

Как этот закон повлияет на граждан Украины, пока что прогнозировать рано, однако украинским компаниям, работающим с ЕС, надо готовиться со всей серьезностью. В противном случае они могут потерять рынок сбыта, партнеров и клиентов, а как следствие — прибыль.

Механизм защиты персональных данных в Украине несовершенен и нуждается в изменениях и улучшении эффективности его действия. Однако, как показывает опыт других стран, это процесс длительный и может занять не одно десятилетие. Для начала необходимо постепенно устранять слабые места и адаптировать к новым условиям жизни, а также повышать осведомленность граждан, в том числе и правовую. Это ускорит процесс развития не только института защиты персональных данных, но и уровень государства в целом.

 

АРОНОВИЧ Феликс — партнер ЮФ SDM Partners, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Репортаж

Карьерный пост

Акцент

Фастсуд

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается унифицировать правила по предоставлению информации о пищевых продуктах

В парламенте зарегистрирован законопроект о повышении штрафа за непристегнутый ремень безопасности

Государство и юристы

16 мгновений ясны

Целевое назначение земли

Воссоединение с землей

Новообразование

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Суд в Австралии оштрафовал Apple за нарушение прав потребителей

Бундестаг ввел ограничения на воссоединение семей мигрантов

Государство и юристы

Новости законотворчества

Акцизный налог для ввезенных в Украину авто может быть изменен

Документы и аналитика

Урегулировать запрос

Не дремлющее ОКУ

Конспект

Брать в план

Новости из Евросуда

Судебная практика

Отказ принять на госслужбу женщину является дискриминацией по половому признаку

Длительное рассмотрение обстоятельств смерти при надлежащей процедуре не нарушает права на жизнь в процессуальном аспекте

ВС согласился с решениями нижестоящих судов по делу о выходе из ООО

Большая Палата ВС признала законным отказ ВСП в предоставлении сканированных копий рекомендаций ВККС

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Антика» стала юридическим советником АсМАП

ЮФ AVELLUM консультировала ЕБРР по вопросам мультивалютного кредита в гривне и евро, предоставленного «Новой почте»

Interlegal сопроводила смену экипажа яхты по праву Острова Гернси

Asters выступает консультантом IFC относительно финансирования холдинга «Астарта»

CMS предоставила юридические консультации компании Scatec Solar в связи со строительством солнечных электростанций в Украине

ЮФ Aequo консультирует KfW относительно предоставления финансирования ООО «ОТП Лизинг»

Отрасли практики

Организация корпоратива

Оборотный комплекс

Лицензионный клич

Сохранная грамота

Защитный свой

Репортаж

Постигать вершины

Вечер перемен

Пас медиа

Спецпроект

Дух покорения вершин. Амбиции или целеустремленность

Судебная практика

Вилами по отводу писано

Дело случая

Водная преграда

Отказать нельзя признать

Тема номера

Данные отложения

Физкультура

Частная практика

Проектная мощность

Фарм-фактор

Поймать волну

Інші новини

PRAVO.UA