То, что государство, как и любой другой субъект правоотношений, тем более в случаях, когда речь идет о презентации страны на международной арене, нуждается в квалифицированной правовой помощи, неоспоримо. Поэтому совместная инициатива министерств юстиции и иностранных дел Украины унифицировать информацию о юристах, которые имеют знания и обладают качествами, чтобы представлять страну в международных юрисдикционных органах или попросту выступить экспертом в сфере юриспруденции, приветствуется. Но в предложенном этими двумя ведомствами проекте общего приказа есть некоторые позиции, которые при определенной интерпретации могут вызвать эффект, противоположный желаемому.
Итак, предлагается создать два реестра — Реестр юридических советников, которые имеют опыт позитивного представительства прав и интересов государства в иностранных юрисдикционных органах (Реестр юрсоветников) и Реестр экспертов и специалистов в сфере юриспруденции (Реестр экспертов). Именно лиц, занесенных в указанные реестры, предполагается привлекать в случае необходимости для оказания правовой помощи государству. При этом отбор и включение лиц в реестры — компетенция межведомственной рабочей группы, ориентировочно возглавляемой первым заместителем министра юстиции. Сама же группа должна состоять из специалистов обоих ведомств.
При этом предлагается утвердить следующие критерии для определения лиц, которые могут быть включены в реестры.
Для Реестра юрсоветников таковыми являются: наличие юридической практики не менее 5 лет; наличие соответствующих свидетельств (разрешений, лицензий) о праве на занятие юридической деятельностью по месту регистрации и соответствующей иностранной юрисдикции; наличие опыта позитивного представительства интересов государств, государственных органов, учреждений и организаций в иностранных юрисдикционных органах; владение на уровне профессиональной лексики английским и одним из официальных языков, на которых осуществляется судопроизводство иностранных юрисдикционных органов.
Для экспертов требования повыше, и совпадают они только по части владения иностранными языками. В частности, чтобы быть зачисленным в Реестр экспертов, требуется: наличие экспертной практики не менее 10 лет, наличие ученой степени, наличие соответствующих свидетельств (разрешений, лицензий) о праве на занятие экспертной деятельностью; наличие научных трудов и публикаций по теме экспертных исследований.
Если критерии экспертов более или менее определены, хотя и возникает вопрос о том, какие же свидетельства подтверждают право на экспертную деятельность в сфере юриспруденции, то определенные в проекте критерии для юридических советников настолько нечетки, что могут стать причиной для спекуляций. К примеру, не совсем обоснованным выглядит требование 5-летнего опыта юридической практики, особенно учитывая то, что не конкретизировано, что включает такой опыт. Ведь сегодня университеты готовят в отрасли международного или международного частного права специалистов, которые могут со студенческих лет получать больший опыт, нежели юристы, которые практиковали по 10 лет, но исключительно в национальных судах.
Расплывчатым выглядит и требование о наличии соответствующих свидетельств. Особенно с учетом того, что на Украине для юридической практики разрешения не требуется (кроме адвокатской). При этом, поскольку в Реестр юрсоветников могут быть включены как украинские, так и иностранные физические и юридические лица, то складывается мнение, что в юрсоветники Украине предпочтительнее заполучать больше иностранных лиц — они, скорее всего, будут иметь право представлять интересы в органе за пределами Украины, не исключено, что в стране своего же происхождения.
Но наибольшее количество вопросов порождает такой критерий, как наличие опыта позитивного представительства. Во-первых, получается, что новичков в Реестр юрсоветников не зовут (причем неизвестно, что делать в случае, если в реестре состоит юридическое лицо, а юрист, который непосредственно занимается международными спорами, только что с университетской скамьи). Во-вторых, весьма субъективно можно расценить позитивность представительства. Собственно, по мнению адвоката адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев» (г. Киев) Виталия Арзуманяна, механизм подбора юридических советников для государства должен быть максимально прозрачным для того, чтобы обеспечить действительно выбор наиболее достойных. Иными словами, важно определить действительно значимые критерии отбора и одновременно максимально однозначно указать такие критерии. Предложенные же формулировки типа «владение на профессиональном уровне» или «наличие опыта позитивного представительства» без детализации конкретных показателей «профессиональности» или «позитивности» не только будет затруднять проведение отбора, но и помогут создать благодатную почву для злоупотреблений, что недопустимо. Также весьма сомнителен определенный «возрастной ценз»: почему именно 5/10 лет, и что считать юридической/экспертной практикой? По мнению г-на Арзуманяна, сроки не всегда являются определяющими, и часто практикующее, например, 3 года лицо будет гораздо компетентнее того, чей стаж больше. Указанное требует дополнительного обсуждения, изучения, результатом чего должен стать нормативный акт, который действительно сможет улучшить качество представительства интересов нашей страны в зарубежных юрисдикционных органах.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…